Начальная школа

Русский язык

Литература

История

Биология

География

Математика

 

В общей системе педагогических условий, обеспечивающих профилактику социально-эмоциональных проблем у подростков, важное место занимает своевременное выявление детей и подростков «группы риска». Актуальной остается проблема эффективной диагностики, направленной на решение, а не на констатацию наличия социально-эмоциональных проблем.

М. С. Полянский выделяет ряд требований, которым должен отвечать диагностический инструментарий сопровождения:

1. Нацеленность на выявление позитивных факторов развития и поиск путей решения проблемы.

2. Простота, доступность, скорость переработки. Для педагогов первого уровня сопровождения особенно ценными являются те методики, которые позволяют быстро и эффективно выявлять пути решения проблемы.

3. Диагностический инструментарий должен обеспечивать безопасную с точки зрения возможности разглашения информации процедуру исследования, соблюдение принципа приоритета интересов ребенка (подростка).

Взаимодействие классного руководителя, учителей, сотрудников службы (центра сопровождения) обеспечивает эффективность работы по выявлению и сопровождению учащихся группы социального риска, то есть учащихся, которые находятся в неблагоприятных социальных условиях (проблемы в семье, неуспех в учебе,  миграции и др.), испытывающие на себе воздействие негативных социальных факторов развития. У таких детей и подростков могут возникнуть социально-эмоциональные проблемы, если на 1 и 2 уровнях помощи не будет обеспечена необходимая помощь и поддержка. Одним из наиболее часто используемых в настоящее время инструментов для выявления таких подростков является социальный портрет класса, который составляется социальным педагогом совместно с классным руководителем. О проблемах учащихся классный руководитель может сообщить сотруднику службы сопровождения (социальному педагогу или педагогу-психологу) лично или в процессе заполнения анкеты, которая предлагается ему не реже 1 раза в четверть.

После выявления «группы риска» классный руководитель и сотрудники службы сопровождения приступают к сбору дополнительной информации об особенностях социальных условий тех учащихся, которые требуют  особого  внимания  со  стороны  педагогов   и   сотрудников  службы  сопровождения.

Сбор, анализ информации с целью выявления у учащихся социально-эмоциональных, а также других проблем заканчивается разработкой программы индивидуального сопровождения. Примерная схема сбора информации:

беседа с учителями и с классным руководителем;

беседа с родителями;

изучение особенностей развития;

сбор информации о состоянии здоровья совместно с сотрудником   медицинской службы;

изучение данных об успеваемости подростка, анализ учебных проблем;

изучение особенностей классного коллектива (социометрическое исследование, наблюдение, беседы с учителями и классным руководителем, анализ карты сопровождения класса);

анализ социального портрета класса;

анкетирование родителей (анкета «Особенности семейного воспитания»).

Важным условием эффективной работы по выявлению подростков «группы риска» является своевременное обращение классного руководителя или учителя  к специалистам сопровождения в случаях:

наличия у подростка серьезных поведенческих проблем (отказ от соблюдения установленных норм и правил, агрессивное поведение…);

появления у подростков проявлений депрессивного состояния (замкнутость, «уход в себя», эмоциональные «всплески»  и др.);

пропуска учащимися уроков и учебных дней без уважительных причин;

употребления или предполагаемого употребления ими спиртных напитков и других наркотических веществ;

кризисной ситуации в семье;

резкого ухудшения состояния здоровья;

в других случаях, когда ухудшение социальных условий представляет угрозу эмоциональному благополучию подростка.

На основе анализа полученной информации социальный педагог, психолог и классный руководитель совместно разрабатывают план индивидуального сопровождения подростка «группы риска».

Выявление подростков с социально-эмоциональными проблемами осуществляется в процессе систематически проводимой массовой диагностики или в результате получения сигнала о проблеме от самого подростка, учителя, родителей; других представителей ближайшего окружения.

Как отмечалось выше, помощь подростку в решении социально-эмоциональных   проблем   оказывается   на  разных  уровнях,  первый  из  которых – его ближайшее окружение: родители, классный руководитель, одноклассники и учителя. Следующим уровнем помощи будет специально организованное     в     образовательном     учреждении    сопровождение   (ППМС-центр, служба сопровождения в сотрудничестве с учителями и классным руководителем). Но в отдельных случаях возникает необходимость предоставить подростку специализированную помощь вне школы. Педагог, осуществляющий сопровождение, поддерживающий постоянный контакт с различными учреждениями, оказывающими помощь детям и их родителям,  является в таких случаях посредником.  Педагогу сопровождения необходимо поддерживать связь с ближайшим окружением ребенка. В своей работе по оказанию помощи  учащимся он взаимодействует со всеми специалистами центра или службы комплексного сопровождения, прежде всего, социальным педагогом и педагогом-психологом, учителями, медицинской службой и представителями администрации.

Программа индивидуального сопровождения подростка группы социального риска может включать в себя:

взаимодействие педагога и подростка, направленное на развитие социально-эмоциональной компетентности, которая предполагает способность адекватно относиться к себе и другим людям, умение управлять своими чувствами, понимать и уважать чувства других;

организацию досуга подростка (помощь в досуговом самоопределении, поиск кружка, секции и т.д.);

помощь в преодолении учебных затруднений;

помощь в выборе образовательного маршрута и профессиональном самоопределении;

сопровождение семьи (информационная поддержка, консультирование); 

организацию и предоставление бесплатного питания в школе;                                          

обращение в районные городские социальные службы для предоставления  различных видов материальной и социальной помощи;

защиту прав подростка, включая защиту от жестокого обращения со стороны родителей и представителей ближайшего окружения.

Заметим, что развитие социально-эмоциональной компетентности – важное условие профилактики социально-эмоциональных проблем, одна из важнейших задач педагогического взаимодействия. Развитие социально-эмоциональной компетентности осуществляется на трех уровнях:

на когнитивном уровне формируется понимание, представление о себе, о других, о взаимоотношениях людей;

на эмоциональном уровне развивается способность к саморегуляции и осознанию собственных чувств и чувств других людей;

на поведенческом уровне формируются и развиваются навыки социального взаимодействия.

Индивидуальное сопровождение подростка «группы риска» может осуществляться специалистом по сопровождению во взаимодействии с учителем (классным руководителем) или непосредственно учителем, классным руководителем при консультативной поддержке специалистов сопровождения.

Взаимодействие со всеми специалистами ППМС-центра, медицинской службой, с классными руководителями, учителями, заместителями директора по организационно-педагогической работе и другими сотрудниками школы обеспечивает эффективность работы социального педагога по выявлению и сопровождению учащихся «потенциальной» и «реальной» группы социального риска

Что мы понимаем под «потенциальной группой риска»?

В «группу риска» могут попасть учащиеся, которые находятся в социальных условиях, неблагоприятных или не достаточно благоприятных для их развития. У таких детей могут возникнуть серьезные социально-эмоциональные проблемы, если на 1 уровне помощи не будет обеспечена необходимая поддержка.

Что мы понимаем под «группой риска»?

Учащиеся с достаточно серьезными социально-эмоциональными и поведенческими проблемами, требующие особого внимания со стороны педагогов, родителей, сотрудников ППМС-центра и других учреждений помощи детям, входят в состав «группы риска».

Взаимодействие с классными руководителями, учителями и заместителями директора по организационно-педагогической работе обеспечивает эффективность работы социального педагога по выявлению и сопровождению учащихся «потенциальной» и «реальной» группы социального риска

Что мы понимаем под «потенциальной группой риска»?

Это те учащиеся, которые находятся в социальных условиях, неблагоприятных или не достаточно благоприятных для их развития. У этих детей могут возникнуть социально-эмоциональные проблемы, если на 1 и 2 уровнях помощи не будет обеспечена необходимая поддержка.

После выявления «потенциальной группы риска» педагог может заполнить анкету «ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ» для того, чтобы получить более полную информацию о тех учащихся, которые требуют особого внимания со стороны педагогов, осуществляющих сопровождение.

АНКЕТА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

1.

Дата заполнения

 

2.

Фамилия, имя, отчество

 

3.

Количество детей в семье

 

4.

Количество членов семьи

 

5.

Установлен ли для ребенка дома режим дня?

 

6.

Состояние здоровья ребенка (наличие хронич. заболев. и др.)

 

7.

Вредные привычки ребенка (если есть)

 

8.

С кем ребенок проводит большую часть  времени дома? Чем чаще дома?

 

9.

Как дома ласково называют ребенка?

 

10.

Проводятся ли дома закаливающие процедуры или другие оздоровительные мероприятия?

 

11.

Гуляет ли ребенок после школы?

 

12.

Чем занимается ребенок после школы и в выходные дни? Посещает ли кружки, спортивные секции и т.д.?

 

13.

Как родители чаще всего  реагируют на нежелательное поведение ребенка?

 

14.

Существуют ли запреты в семье для ребенка? Какие?

 

15.

Сколько времени ребенок затрачивает. на выполнение. дом. задания?

 

16.

Оказывают ли  ему при этом помощь? Если да, то какую и кто?

 

Используя данные анкеты социальный педагог, психолог и классный руководитель совместно разрабатывают план индивидуального сопровождения.

Что мы понимаем под «группой риска»?

Учащиеся с достаточно серьезными социально-эмоциональными и поведенческими проблемами, требующие особого внимания со стороны педагогов, родителей входят в состав «группы риска».

Задача, стоящая перед социальным педагогом и классным руководителем  - предупредить попадание ребенка в «группу риска», отслеживание «потенциальной группы риска».

Одним из инструментов решения данной задачи является социальный портрет класса, который составляется социальным педагогом совместно с классным руководителем.

Cоциальный портрет ___класса,  кл. руководитель _________________

№ п/п

Ф. И. О.

Статус семьи (неполная, многодетная, семья эмигрантов и т. д.)

Нет мамы

Нет папы

Кол. детей в семье

Дополн. сведения (любые сведения, кот. касаются ребенка и его родителей)

Соц.-уязв. семьи

 

 

 

 

 

 

 

 

Как правило, социальный портрет составляется на вновь сформированный класс (1-й, 5-й и т. д.)

Делая такой срез класса, социальный педагог и классный руководитель должны помнить о соблюдении этических норм. Информация, полученная при составлении социального портрета класса, должна быть строго конфиденциальной.

Другим важным условием предупреждения попадания ребенка (подростка) в «группу риска» является постоянный контакт учителей со специалистами службы сопровождения и своевременное обращение классного руководителя  в случаях:

Появления серьезных поведенческих проблем (полное непринятие норм и правила, агрессия и др.)

Наличия серьезных социально-эмоциональных проблем (замкнутость, «уход в себя», эмоциональные «всплески»  и др.)

Пропуска учащимися уроков и учебных дней без уважительных причин;

Употребления или возможного употребления ими спиртных напитков, ПАВ и других наркотических веществ

Кризисных ситуаций в семье

Резкого ухудшения состояния здоровья

В других случаях, когда классный руководитель считает необходимым обратиться.

О проблемах учащихся классный руководитель может сообщить социальному педагогу или психологу как непосредственно, так и отвечая на вопросы традиционной анкеты, прилагающейся к отчету об успеваемости.

Предлагаем вашему вниманию образец данной анкеты:

АНКЕТА «ВЫЯВЛЕНИЕ ПОЛЯ ПРОБЛЕМ»

Класс: ______, классный руководитель: ____________________________

1. Учащиеся, имеющие пропуски уроков и учебных дней (укажите фамилии и количество пропусков:

По уважительным причинам

По неуважительным причинам

 

 

2. Учащиеся, имеющие проблемы:

а) в учебной сфере (укажите, пожалуйста,  предметы и предполагаемую причину учебных затруднений): 

____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________

б) социально-эмоциональные:

Проблемы поведения

Проблемы в общении

Другие проблемы

 

 

 

 

 

 

в) в социальной сфере:

Кризисная ситуация в семье

Социально-уязвимые семьи (родители - инвалиды, пенсионеры, семьи с низк. дост.
и др.)

"Поздние дети”

Жесткий стиль семейного воспитания (применение к детям 
физич. наказаний и др.)

Недостаток внимания ребенку со стороны родителей

 

 

 

 

 

3. Семьи, не поддерживающие контакт со школой:

____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________

" ___”  ____________200 __г. Классный руководитель:

Сбор, анализ информации с целью выявления учащихся с социально-эмоциональными проблемами и разработки программы индивидуального сопровождения реализуется по следующей СХЕМЕ:

Сбор информации

- изучение карты индивидуального сопровождения и карты сопровождения Класса;
- беседа с классным руководителем;
- беседа с родителями;
- сбор информации о состоянии здоровья совместно с сотрудником медицинской службы;
- работа с личными делами учащихся;
- составление и анализ социального портрета класса;
- заполнение анкеты «Особенности семейного воспитания».

Анализ проблем учащихся,  формулировка гипотез

- социальные проблемы;
- проблемы в эмоционально-волевой сфере;
- в развитии;
- личностные;
- проблемы здоровья;
- другие.

Разработка плана (программы) индивидуального сопровождения

- социальная помощь

оказание материальной помощи;

предоставление бесплатного питания;  

обращение в районные городские соц. службы;

другие виды социальной помощи; 

- непосредственное сопровождение (всеми специалистами);
- опосредованное сопровождение (консультативное), через взаимодействие с классным руководителем.

Реализация плана индивидуального сопровождения

Мониторинг эффективности сопровождения

Коррекция плана сопровождения (при необходимости)

Оценка результативности действий.

 

Поиск

Поделиться:

Физика

Химия

Методсовет