Начальная школа

Русский язык

Литература

История

Биология

География

Математика

 

Опора на организацию образовательных совместных действий взрослого и ребёнка предполагает вектор движения диаметрально противоположный: не от понятия к пониманию, а, наоборот, от понимания к понятию.

Актуальность введения понятия образовательного содержания совместного действия и его организации на занятиях в общеобразовательной школе связано с тремя моментами:

- на занятиях принципиальное значение имеет не только то, что задано и определено программами, учителем, но и то, что возникает в совместной деятельности взрослого и ребёнка. Образовательное содержание совместного действия характеризует то, что образуется в совместной деятельности учителя и детей и что их образует. Именно это является характеристикой партнёрского типа совместной деятельности как важного фактора изменения качества образования;

- при использовании разных подходов к изменению содержания образования на школьных занятиях, как правило, используется одна модель совместного действия. Подход к изменению содержания образования в нашей школе связан с выбором и соорганизацией разных моделей совместного действия на занятиях в школе, как детьми, так и педагогом; 

- содержание совместных действий и содержание школьного предмета (в частности  физики), как правило, не совпадают. Часто это приводит к тому, что на базовых занятиях изучается физика, а на дополнительных занятиях организуются совместные действия разного типа. В этом случае освоение моделей совместного действия происходит ситуативно и качественного изменения содержания образования не происходит. Именно организации образовательного содержания совместного действия на уроке позволяет связать изучение программного материала по разным предметам с совместной деятельностью как предмета образования в нашей школе.

В связи с вышесказанным мы выделяем следующие характеристики образовательного содержания совместного действия:

- организация ситуаций понимания изучаемых явлений участниками совместного действия. В традиционном подходе понимание сводится к воспроизводству содержания учебного материала или способа работы, предложенном учителем. При этом позиция педагога – это позиция руководства действиями учащихся. При организации образовательного содержания совместного действия организация понимания изучаемых явлений связана с актуализацией и реконструкцией личного опыта участников действия, связанного с исследуемыми явлениями и построением на его основе разных представлений и пониманий явления детьми и педагогом и самоопределением относительно разных пониманий;

- проектирование участниками совместного действия содержания совместных действий по изучению явлений. Тематика занятий всегда определялась только педагогом. Партнёрский тип педагогической деятельности предполагает, что в определении содержания совместных действий могут участвовать и дети;

- использование участниками совместного действия разных его типов (моделей) для освоения учебного материала. Принципиальным отличием организации образовательного содержания совместного действия при разворачивании учебной темы является возможность выбирать и соорганизовывать разные способы освоения учебного материала;

- выработка участниками совместного действия критериев анализа и оценки своих учебных достижений и результатов освоения учебного материала. Изменение характера соорганизации действий детей и педагога связано и с тем, что их функции перераспределяются. Поэтому внешняя оценка педагога, организация рефлексии способа деятельности педагогом по выработанным им основаниям должны дополниться в организации образовательного содержания совместного действия участием детей в выработке критериев результативности совместных действий. 

Были выделены четыре разных типа предметных знаний и их эмпирические признаки:

- знание – информация. Воспроизводство внешне заданного алгоритма, внешне заданной связи между характеристиками и понятиями без возможности получения нового знания. В основе ЕГЭ лежит только этот тип знаний;

- знание – средство. Если понятие получено как способ решения проблемы, то этот способ может быть перенесён на решение другой подобной проблемы. Результатом такого переноса является самостоятельное получение нового физического понятия или реализация проектного замысла;

-  знание – позиция связано с переносом позиции на новые опыты, на новую реальность. В отличие от предыдущего типа, помимо возможности решения проблемы в этом типе знаний возможна и постановка новых проблем, причём их множество, так как позиция – это связь понятий. В основе этого типа знаний лежат исследовательские работы;

- знание-понимание проектируется как выражение своего понимания на разных предметных «языках». Построение связи между разными предметными содержаниями, нормами - существенный признак этого типа знания. 

Сергей Колпаков

Поиск

Поделиться:

Физика

Химия

Методсовет