Начальная школа

Русский язык

Литература

История

Биология

География

Математика

 

Ученые считают, что динозавры произошли от так называемых текодонтов (ячеистозубых). Название этих рептилий объясняется особым расположением зубов, находившихся в челюсти в специальных углублениях. Эти существа, внешне больше всего похожие на современных крокодилов, успешно пережили великое пермское вымирание, когда катастрофы смели с лица Земли 90 % всей жизни. При этом исчезли и гигантские ящеры, которые в то время населяли планету. Предки же динозавров в те времена были мелкие и лучше пережили эту катастрофу. Они смогли воспользоваться ситуацией и заняли освободившееся место. Динозавры быстро стали очень разнообразными, освоили все экологические ниши и скоро оказались весьма многочисленной группой живых существ. Это произошло примерно 240 миллионов лет назад, в начале мезозойской эры. Судя по всему, первые динозавры были мелкими двуногими хищниками.

Подробнее...

 

Почему вымерли динозавры, никто не знает наверняка, но по этому поводу есть несколько точек зрения. Все они сходятся на том, что к концу мелового периода (последнего периода мезозойской эры) динозавры как группа уже довольно плохо себя чувствовали. С одной стороны, они были чрезвычайно крупными животными, а это значит, что им нужно было очень много еды; планета уже с трудом могла их прокормить. С другой стороны, им было трудно оберегать свое потомство: детеныши из‑за естественных пределов размера яйца рождались очень мелкими и, вероятно, легко делались жертвами активных ночных млекопитающих. Большинство детенышей погибало, и динозавры очень медленно воспроизводились.

Подробнее...

 

Существуют разные теории появления растений на Земле, но большинство из них сходится на том, что появились они из воды, от предков, общих с водорослями. Соответственно и сами были похожи на эти самые водоросли. Попав в воздушную среду, они очень долго адаптировались и в итоге начали занимать вертикальное пространство, то есть расти вверх.

Первыми растениями были хвощи и плауны, среди которых встречались и 100‑метровые гиганты – первые «деревья». Но они не были настоящими деревьями в нашем с вами понимании: у них не было древесины, вторичной ткани.

Подробнее...

 

Если посмотреть на спил дерева, то мы увидим круги – годичные кольца. Ближе к краю спила мы обнаружим кору, а под ней – луб. Затем идет слой камбия, расположенный в стволах деревьев между лубом и древесиной. Клетки камбия делятся, равномерно откладывая наружу клетки, которые станут лубом, а внутрь – клетки, которые станут древесиной. Если по какой‑то причине работа клеток нарушается, то ствол может приобрести самые разнообразные выпуклости, ребра и другие «дополнения» к его ровным очертаниям.

Но работа камбия – это только косвенная причина круглой формы ствола. Основная причина – законы физики, действующие на нашей планете. Они повлияли на растения таким образом, что цилиндр оказался самой удачной формой для расположения продолговатых объектов в трехмерном пространстве. Круглому стволу легче противостоять воздействию ветра – за счет более обтекаемой формы. Его сложнее сломать, и он более устойчив к изгибам и наклонам.

 

Процесс, при котором из одной маленькой клетки появляется большой взрослый организм (ученые называют это онтогенез), – удивительный и очень сложный.

Начинается он с того, что рыба‑самка мечет икру, а рыба‑самец выпускает в воду сперматозоиды. Икринка – это одна клетка, она большая и содержит много питательных веществ, сперматозоид – это тоже всего одна клетка, совсем маленькая, с хвостиком, и она может плавать. И в той, и в другой клетке содержатся инструкции для построения новой особи. При встрече икринка и сперматозоид сливаются в одну новую клетку (этот процесс называется оплодотворением).

Подробнее...

 

Хотя этот вопрос кажется заковыристым, для биолога ответ на него очевиден. Конечно, яйцо. Первые яйца возникли намного раньше, чем первые курицы. Ведь, во‑первых, курицы – это не самые первые птицы в истории, а во‑вторых, не только птицы откладывают яйца. Сейчас уже хорошо известно, что современные птицы являются прямыми потомками динозавров, от которых они отделились не меньше 150 миллионов лет назад. И уже к этому моменту яйца современного птичьего типа существовали. А первые яйца, покрытые твердой кальциевой оболочкой, возникли еще раньше, около 300 миллионов лет назад. Курицы, понятное дело, появились сильно‑сильно позже.

Но намного интереснее вопрос, зачем появились первые яйца. И здесь надо разобраться, что мы называем яйцом. Если понимать яйца в чисто биологическом смысле, то яйца с тонкой и мягкой оболочкой существовали в воде у самых древних многоклеточных животных. Такие яйца еще называют икринками. Икринки могут существовать только в воде.

Подробнее...

 

Короткий ответ на этот вопрос звучит так – смотря какая улитка. Ведь улитки, или брюхоногие, – очень многочисленный класс. В нем около 110 тысяч видов. И рождаются они по‑разному. Впрочем, жизнь любой улитки начинается с яйца.

В зависимости от вида яйца могут попадать сразу в воду, а могут быть спрятаны в яйцевые капсулы, скопления которых называют кладкой. У самых простых улиток из яйца выходит личинка, которая называется трохофора. Трохофора плавает в толще воды и совсем не похожа на взрослого моллюска. Раковины у трохофоры нет. Вскоре у трохофоры появляется складка с длинными ресничками – парус и она превращается в следующую стадию – парусник, или велигер. У велигера образуется раковинная железа и впоследствии личиночная раковина. Сначала она очень тонкая и прозрачная, но со временем начинает накапливать известь и становится тяжелой, велигер оседает на дно и превращается во взрослое животное. По мере роста моллюска растет и раковина, нарастая кольцами в сторону устья (отверстия, из которого взрослая улитка высовывает голову с щупальцами и брюшко, представляющее собой мускулистую ногу).

Подробнее...

 

Считается, что стрекозы, как и остальные насекомые, не могут быть большими из‑за особенностей устройства их дыхательной и кровеносной систем. Насекомые дышат с помощью трахей – специальных трубочек, которые соединяют окружающую среду со всеми внутренностями. Эти трубочки пронизывают все тело насекомых и доставляют кислород к каждому органу. Специальные мышцы загоняют воздух в трахеи, однако чем глубже трахея погружена в тело, тем меньше свежего воздуха в нее попадает, поэтому если бы стрекоза была большая, то ее внутренние органы не смогли бы дышать. Еще одна причина, ограничивающая размер насекомых, заключается в устройстве их кровеносной системы.

Подробнее...

 

Глаз – один из органов чувств животных, который способен воспринимать свет и обеспечивает функцию зрения, то есть дает животным возможность видеть то, что происходит вокруг них. Однако глаза бывают очень по‑разному устроены, и считать их тоже можно по‑разному.

Самые простые глаза, способные различать только свет и темноту, а также интенсивность освещения, называют глазки́ – это просто скопление пигментного вещества (у одноклеточных) или одна светочувствительная клетка (у простых многоклеточных животных); такие клетки могут быть рассеяны по телу животного или собраны в глазные пятна, которые называются стигмы.

Подробнее...

 

Деревья – это живые существа, растения. Основной задачей любого живого существа с биологической точки зрения является размножение. Для того чтобы жить и размножаться (плодоносить), растениям нужен свет. Поэтому в растительном мире все борются за место под солнцем. Посмотрим, например, на лес. Растения пытаются занять наиболее удобное положение, чтобы получить достаточное количество солнечного света и произвести достаточное количество питательных веществ. И каждое растение решает эту задачу по‑своему: одни вырабатывают способность жить в затененных условиях, другие учатся забираться повыше, а третьи отрастили себе высоченный ствол и широко раскинули ветви. Можно сказать, что деревья выиграли у всех остальных растений в лесу.

Кроме конкуренции за свет есть и еще один важный фактор. Дерево получает энергию для жизни в процессе фотосинтеза, а фотосинтезировать могут только молодые ткани: зеленые ветви и листья. Чтобы молодые ткани появлялись, дерево вынуждено постоянно расти.

Подробнее...

 

Мы видим предметы благодаря их способности отражать свет. От того, какую часть спектра предмет отражает, зависит, каким мы его увидим – красным, синим, зеленым…

Стебли травы, которые мы видим зелеными, по существу являются листьями. А в листьях идет важнейший для жизни растений процесс – фотосинтез. Это процесс, в ходе которого растения благодаря энергии света поглощают углекислый газ: он вместе с водой и минеральными солями служит им пищей. В качестве побочного продукта растения при этом выделяют кислород. Во время фотосинтеза хлоропласты, содержащиеся в клетках листьев, поглощают частичку света из инфракрасной части светового спектра, а отражают соответственно сине‑зеленый свет. Вот листья и выглядят зелеными.

Подробнее...

 

Воробей прыгает, потому что он по‑другому не умеет. Когда‑то давно его предки приспособились жить в густых кронах деревьев или кустарников, где веточки расположены достаточно близко (так что между ними не обязательно летать), но все же слишком далеко, чтобы между ними можно было бы перешагивать; оказалось, что на таком расстоянии удобнее всего с ветки на ветку прыгать.

Перемещение с помощью прыжков требует специального устройства тела: у прыгающих животных обычно особенным образом устроены кости тазового пояса и задних конечностей, мускулы тоже развиты по‑другому. Животному, приспособленному к прыжкам, перемещаться другим образом обычно бывает очень неудобно – прыгать им гораздо легче, чем ходить (как нам легче ходить, чем прыгать). Поэтому когда воробей спускается с веток деревьев на землю, он продолжает прыгать, как будто он среди веточек деревьев.

 

Рост – это сложный признак, за который отвечает множество разных генов: одни контролируют рост костей, другие – связок и мышц, третьи увязывают эти процессы с воздействием разных гормонов и так далее. И хотя нельзя выделить какой‑то один ген, который делал бы животное высоким или, наоборот, низким, ученые уже знают, какие варианты тех или иных генов связаны с высоким или низким ростом. Другими словами, носители вариантов X, Y, Z, скорее всего, будут высокими, а обладатели вариантов x, y, z – низкими. Сочетание X, y, Z даст нам существо среднего роста. Рост зависит от генов очень сильно: по разным оценкам, генетический вклад составляет от 60 до 80 %. Другими словами, если животное несет много «низких» вариантов генов, оно почти наверняка не вырастет гигантом, хотя полноценное питание и может «накинуть» пару сантиметров.

Подробнее...

 

Совсем пустыми стали только современные сорта перца – те, которые люди вывели специально практически бессеменными для удобства чистки. Если разрезать плод поперек, то мы увидим там перегородки и некоторое количество семян, большее или меньшее в зависимости от близости к ножке плода и сорта. Рядом с ножкой семян будет больше.

У дикого предка этого растения на всех перегородках должны быть семена и они должны заполнять все пространство плода. Кстати, латинское название болгарского перца – Capsicum annuum, от латинского capsa – вместилище, футляр, ящик.

 

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо сперва понять, почему многие птицы все же улетают в теплые края. Зачем они отправляются в длительное и порою очень опасное путешествие, если можно спокойно остаться в родном лесу?

Ответ прост: многие птицы не могут пережить суровую зиму, но не потому, что холодно (хотя это тоже важно, особенно в Сибири), а потому, что им попросту нечего есть. Почти все насекомоядные птицы улетают на юг, ведь зимой насекомых не найдешь. Но некоторые, например синицы, научились и зимой находить насекомых, спрятавшихся в трещинах в коре деревьев. Кроме того, летом и осенью они специально запасают насекомых, чтобы зимой было что есть. Впрочем, даже для синиц зима – очень опасный и голодный период жизни, во время которого примерно половина из них гибнет.

Подробнее...

 

Рог носорога – это оружие для защиты и нападения, а также турнирное оружие, которым пользуются самцы в борьбе за самок. У некоторых носорогов бывает один рог, а у некоторых – два (передний и задний). У самок тоже есть рог, с его помощью они защищают территорию, чтобы им досталось побольше еды для детенышей. Но у самцов рог больше и исходно возник именно как турнирное оружие. Хотя носороги дерутся за самку, эти турниры довольно ритуализованы и обычно не кровавы. Носороги стараются не причинять большого вреда сопернику и больше давить психологически. Иначе даже выигравший может получить несовместимое с жизнью ранение.

Интересно, что просто разглядывая рог невооруженным глазом, легко заметить его продольную исчерченность, по которой видно, что он произошел от волос. Ученые считают, что в череде поколений на носу у носорогов отрастал все более и более жесткий пучок волос, который постепенно превратился в рог.

Подробнее...

 

Действительно, почему кролик как заяц? А не, к примеру, заяц как кролик? Потому что для нашей культуры заяц – это животное, так сказать, первого круга. Он фигурирует в русских народных сказках, с ним в русском языке есть много разных выражений. Мы говорим: трусливый как заяц – так же, как мы скажем: хитрый как лиса или голодный как волк. Конкретный ребенок, может быть, зайца не видел никогда, да и из книжек знает больше про кролика Питера, Братца Кролика и Кролика, к которому Винни‑Пух ходил в гости. Но русский язык все равно навяжет ему представление, что кролик – это такая вариация на тему зайца.

Для языка вообще в каждом классе объектов есть основные и неосновные. Вполне нормально сказать: «Блюдце как тарелка, только поменьше». Но фраза «Тарелка как блюдце, только побольше» звучит очень странно, хотя в ней вроде бы и нет ничего неправильного. Тарелка – такой дежурный представитель класса посуды. Мы даже можем сказать, например, мыть тарелки или бить тарелки, имея в виду, что моем или бьем любую посуду. Но мы, скорее всего, не скажем: «рассердился и стал бить розетки». Если, конечно, человек не бил целенаправленно именно розетки – например, потому что ненавидит варенье.

Подробнее...

 

У дельфинов нет ушных раковин, но уши у них есть. Они выглядят как маленькие дырочки на голове. Слух у дельфинов удивительно тонкий, и он позволяет им воспринимать ультразвуковые песни.

Водные животные, как правило, не очень полагаются на зрение, поскольку вода не слишком прозрачна. Основную информацию об окружающем мире они получают с помощью слуха. Звук в воде распространяется очень хорошо, поэтому у них нет необходимости в том, чтобы ловить звуковые волны внешним радаром (именно для этого нам нужна ушная раковина). А вот среднее и внутреннее ухо, которые позволяют анализировать звук, у дельфинов есть, и их возможности во много раз превосходят возможности человеческого уха: они слышат звуки гораздо более высокие, чем человек (в 8 раз), и гораздо менее мощные (в 10 или даже 30 раз!).

Подробнее...

 

Мутации изменяют «буквы», которыми написаны «слова» нашей ДНК, то есть гены. Обычные слова – те, которые в книгах, – имеют физическую природу: нанесены чернилами на бумагу. Точно так же и гены: составляющие их «буквы» – это химические соединения, то есть определенные сочетания атомов. Когда происходит мутация, одни атомы заменяются на другие и «буква» генетического алфавита превращается в другую. Представьте, что в книге у буквы «о» в слове «корт» стерлась часть контура – в результате получилось слово «ксрт», которое не значит ничего. Очень часто мутации тоже превращают генетические слова в бессмыслицу: то есть гены с мутацией или не работают вообще, или работают неправильно.

Подробнее...

 

Привычки – это то, что мы делаем автоматически. Бывают привычки вредные – грызть ногти, ковырять в носу. Бывают полезные – смотреть на дорогу перед тем, как переходить, уступать старшим место в транспорте.

Привычки формируются благодаря специальному механизму, который психологи называют «оперантное научение». Суть этого механизма очень проста. На всякое действие организм получает «обратную связь», своего рода ответ – к чему это действие привело. Ученые называют такой ответ «подкреплением». Существует два вида «подкрепления»: отрицательное и положительное. Если результат действий хороший (например, похвалила мама), то мы стараемся продолжать делать так же, а если плохой (папа запретил играть в компьютер на неделю), стараемся свое поведение изменить.

Оперантное научение лежит в основе дрессуры – именно так в цирке медведей учат кататься на велосипеде, а львов – не закрывать пасть, пока в ней находится голова дрессировщика. В качестве положительного подкрепления выступает чаще всего еда, например кусочек сахара, в качестве отрицательного – хлыст.

Подробнее...

 

Пища – источник большей части полезных веществ, которые нужны нам для поддержания жизнедеятельности, источник энергии и строительный материал для тела человека. В процессе переваривания организм расщепляет пищу до простейших соединений, из которых потом строятся новые ткани и получается энергия. Как долго конкретный человек сможет не есть, зависит от его веса, состояния здоровья, климата и силы воли. Медики утверждают, что здоровый человек может обходиться без еды до 2 месяцев, но при этом обязательно должен пить: от обезвоживания погибают примерно за 5‑7 дней.

Голод – это реакция, необходимая организму для успешного пищеварения. Она бессмысленна и вредна, если еды не предполагается. Во время возникновения голода организм как бы показывает свою готовность к приему пищи: в ротовой полости вырабатывается слюна, а в желудке – желудочный сок.

В ответ на это весь желудочно‑кишечный тракт начинает вести себя активно, возникает чувство, которое называют «сосет под ложечкой», вырабатывается желчь (начинает «бурчать» в животе) и невозможно думать ни о чем, кроме еды.

Подробнее...

 

Вы, наверное, часто слышали от взрослых людей фразу: «Что‑то я засыпаю, выпью‑ка кофейку», и после чашки ароматного кофе человек чаще всего ощущает прилив бодрости.

Почему же это происходит? Каким образом кофе бодрит человека? И почему кофе не полезен детям?

Все дело в кофеине. В одной порции свежесваренного кофе его около 100 мг. Кофеин стимулирует мозговую активность. Он вызывает сужение сосудов головного мозга, это приводит к значительному ускорению кровообращения в центральной нервной системе, а значит, к ускорению биохимических процессов головного мозга. Кроме того, кофеин ускоряет передачу нервного импульса от одного нейрона к другому, и все это вызывает увеличение нервной возбудимости. У взрослых людей после чашки кофе возникает чувство бодрости. А что произойдет с ребенком? Развивающийся мозг гораздо чувствительнее к внешним воздействиям, чем сформировавшийся. Маленький ребенок и так ярко реагирует на все, что с ним происходит, излишнее возбуждение ему совершенно ни к чему. Что же касается подростков, во время переходного возраста их центральная нервная система похожа на вулкан, где бурлят гормоны. Очень часто тинейджер не может даже понять, почему им овладели эмоции, плачет и смеется без причины. Кофе усиливает это и без того непростое состояние.

Подробнее...

 

Все дело в суточных ритмах, ученые называют их «циркадными». Циркадные ритмы связаны с внешними стимулами, но происхождение имеют внутреннее: это результат работы наших биологических часов.

В течение суток способность человека к разным видам жизнедеятельности меняется под влиянием нервной системы. Она регулирует возбудительный и тормозной процессы в коре головного мозга, его подкорковых и стволовых структурах, то есть, проще говоря, определяет время, когда мозг готов работать, и время, когда он нуждается в отдыхе. Кроме того, эта способность зависит от привычек, сформировавшихся при постоянном повторении одних и тех же внешних обстоятельств: например, каждый будний день будильник трезвонит в 7.00, обед дают после шестого урока, а мама отправляет спать в 9.30 вечера. Это расписание обычного школьника, но есть и более общие привычки. Смена сна и бодрствования – исторически сложившийся ритм, при котором у человека обычно сон совпадает с ночным периодом и темнотой, а бодрствование – с днем и светом.

Подробнее...

 

Для начала нужно разобраться, как вообще в норме определяется пол будущего ребенка. В животном мире встречаются очень разные варианты. У крокодилов, например, пол зависит от температуры, в которой развиваются яйца. Яйцам, которые лежат в центре кладки, теплее, и из них вылупляются девочки. А из яиц, лежащих с краю, там, где прохладнее, вылупляются мальчики. Некоторые рыбы могут менять пол в течение жизни. А у микроскопических организмов типа инфузорий или дрожжей вообще бывает больше чем два варианта пола.

А что же у человека? У человека пол определяется непосредственно в момент оплодотворения, когда сперматозоид встречается с яйцеклеткой. Внутри всех клеток нашего организма есть специальные молекулы, которые хранят информацию о том, как он должен быть устроен. Эти молекулы называются ДНК (это сокращение, полное название дезоксирибонуклеиновая кислота).

Подробнее...

 

Вообще‑то играют. И не меньше мужчин. Просто не в России. Например, в США в детской футбольной лиге играют более 1,6 миллиона девочек (это 40 % от всех игроков лиги). Но хорошие новости на этом почти заканчиваются. Сейчас женский футбол проигрывает мужскому во всем – количестве команд, популярности среди болельщиков, зрелищности и всем прочем, и этому есть причина.

Дело в том, что исторически футбол – это чисто мужской вид спорта. Во что‑то похожее на футбол играли в Китае еще в V веке до н. э., но принято считать, что современный футбол появился в 1848 году в Кембридже, где несколько английских университетов договорились о единых правилах этой игры.

С тех пор мужской футбол завоевывал все большую популярность, и к сегодняшнему дню в него играют более 240 миллионов мужчин по всему миру, и профессионально, и любительски.

Подробнее...

 

Смерть наступает, когда в организме накапливаются или внезапно случаются повреждения, несовместимые с жизнедеятельностью. Чаще всего люди умирают от болезней сердца и сосудов. Второе место занимают инфекции – болезни дыхательных путей, ВИЧ, диарея, туберкулез, малярия.

Только на третьем месте – рак, чаще всего легких, желудка и толстого кишечника.

На четвертом месте – несчастные случаи (прежде всего автомобильные аварии).

На пятом – цирроз печени и другие болезни желудочно-кишечного тракта.

Наконец, на шестом месте оказались самоубийства, убийства и войны (причем именно в таком порядке).

Вероятность смерти у людей увеличивается с возрастом: удваивается примерно каждые восемь лет. Однако ученые надеются, что в будущем старение и смерть можно будет победить. Более того, исследователям уже удалось значительно продлить жизнь некоторых модельных организмов. Например, генетически модифицированные круглые черви‑нематоды живут в десять раз дольше обычных. А развитие медицины привело к тому, что в некоторых странах, например в Австралии, Швейцарии, Испании, Италии, Канаде и Японии, продолжительность жизни людей уже превысила 80 лет.

Подробнее...

 

Стыд сопровождает нас всю жизнь. Чувство стыда связано с восприятием себя среди людей. Стыд регулирует наше поведение и помогает нам соблюдать границы, которые приняты в обществе.

Стыд возникает, когда человек нарушает внешние правила и нормы. И этим он отличается от чувства вины, которое появляется при нарушении собственных норм и убеждений человека. Вот простой пример. Если ты убежден, что ябедничать нельзя, но нечаянно кого‑то выдал, ты тоже переживаешь, но по‑другому, чем если бы сам совершил проступок. Здесь ты нарушил свою внутреннюю норму, потому что взрослые, наоборот, обычно просят выдать виноватого.

Со стыда начинается личностное развитие. Маленький ребенок не стыдится: он, например, спокойно бегает голым, пока у него не возникает чувство, что он не должен появляться на людях в таком виде. Откуда оно берется? От того, что ребенок начал понимать, какие существуют правила поведения среди других людей. Так что в этом случае стыд – это возрастной рубеж. Как только ребенок начинает стыдиться себя, можно считать его личностью. До этого ребенок не отделяет себя от матери и часто даже называет себя в третьем лице.

Подробнее...

 

Если бы все обманывали (то есть сознательно искажали истину), то кто бы мог узнать, что существует истина? Кажется, здесь кроется какая‑то логическая ошибка. Но на самом деле вопрос этот очень серьезный. Над ним издавна задумываются философы, ученые, писатели. Помните сказку Ганса Христиана Андерсена «Новое платье короля»? К королю приехали обманщики, которые сыграли на его любви к красивым нарядам, пообещали сшить ему роскошное платье и убедили всех в том, что тот, кто не увидит платья, либо глуп, либо сидит не на своем месте. Никакого платья, конечно, не было, но все (в том числе и сам король) повторяли друг за другом, что оно прекрасно. И только маленький ребенок крикнул: «Король‑то голый!» В этой сказке очень хорошо показано, почему люди обманывают: от страха, от неуверенности в себе, из‑за желания скрыть свои слабости или, наоборот, показаться лучше; когда пытаются чего‑то добиться обманным путем, боятся противоречить тому, кто сильнее их, или большинству (чтобы не оказаться в одиночестве). Во всех этих случаях говорить правду нелегко, это даже требует смелости. Но, обманывая других, человек постепенно начинает обманывать сам себя.

Подробнее...

 

Жизнь в еврейском гетто или в концлагере проходила в условиях полной изоляции и по строгим правилам. И правила эти были настолько жесткими и противоречивыми, что соблюдать их все было невозможно. Чтобы выжить, правила гетто нужно было нарушать. А нарушение правил каралось смертью.

Еще одна особенность гетто – это уравниловка. Там оказывались и богатые, и бедные, и начальники, и подчиненные, и все они находились в униженном положении и жили по единым правилам. Уравниловка нарушает очень важную часть нашей жизни – социальный статус.

Первое и самое страшное, что может произойти с человеком в таких условиях, – это потеря личности, которая, в отличие от нашего физического тела и даже интеллекта, развивается всю жизнь. Но если человек попадает в условия, где ей не дают развиваться, личность начинает распадаться. Сначала отказывает память: бледнеют воспоминания о привычной жизни – о книгах, семье, друзьях. Человек сосредотачивается на себе. Кроме того, он вынужден подчиняться самым дурацким правилам, как это часто приходится делать детям, и это отбрасывает его в детский возраст. Как только заключенный начинал соблюдать все правила, он умирал в среднем через 6 месяцев.

Подробнее...

 

Глухие с рождения люди думают на языке картинок и образов, а также собственных жестов, если их не обучали другим языкам. Если глухой рождается в семье глухих, пользующихся языком жестов, или его обучили языку жестов позже, то он думает на языке жестов. Говорящие люди во сне часто что‑то бормочут, а неслышащие жестикулируют. Если с глухим человеком много занимались чтением по губам и формированием речи и чтением на родном языке, то, возможно, в какой‑то момент он осваивает и эту систему общения и мышления, но так бывает далеко не всегда. Язык жестов для глухих от рождения всегда более эффективен.

Язык жестов устроен как обычный язык, то есть когда люди думают на нем, в этом процессе участвуют мышцы, отвечающие за движение пальцев, и соответствующие центры мозга, которые отвечают за распознавание жестов. Если человек не овладел речью через чтение по губам или письменным языком и не владеет жестовым языком, ему плохо живется. У него, конечно, есть какая‑то мыслительная деятельность, но очень примитивная. То есть эти люди могут быть очень умными, они могут решать какие‑то непосредственные задачи, но мышление у них будет не развито. Для человека речь – это инструмент мышления.

Подробнее...

Поиск

Поделиться:

Физика

Химия

Методсовет