Главное меню
- Главная страница
- Профессиональная ориентация. Психологическое консультирование
- Интересные факты про школу и школьников
- Ребусы для занятий по нравственно – патриотическому воспитанию
- Классный уголок
- Стихи про школу
- Летние забавы для школьников
- Стихи-характеристики учеников к выпускному вечеру
- Грамоты для школьников
- Плакаты к Дню Знаний
- Рифмованные строчки к урокам
Конспекты уроков
Начальная школа
- Учителю начальных классов
- Русский язык
- Литературное чтение
- Математика
- Окружающий мир
- Уроки музыки в начальной школе
- Задания на формирование УУД. 2 класс
- Алфавитные физкультминутки
- Экономические сказки для младших школьников
- Итоговая аттестация по русскому языку за курс начальной школы
- Предметные олимпиады в начальных классах
Русский язык
- Русский язык в школе
- Запоминалки по русскому языку
- Задания по теме "Лексика"
- Задания по теме "Фразеология"
- Карточки по русскому языку
- Культура речи
- Русский язык в афоризмах
- Учимся и играем. 5 класс
- Занимательный русский язык. 5 класс
- Русский язык за страницами школьного учебника. 7 класс
- Тематические диктанты по русскому языку
- Диктанты по теме "Лексика и фразеология"
- Диктанты по теме "Морфемика. Орфография"
- Диктанты по теме "Имя существительное"
- Диктанты по теме "Имя числительное"
- Диктанты по теме "Имя прилагательное"
- Диктанты по теме "Глагол"
- Диктанты по теме "Причастие"
- Диктанты по теме "Деепричастие"
- Диктанты по теме "Наречие"
- Диктанты по теме "Служебные части речи"
- Диктанты повышенной трудности
- Итоговые диктанты по темам "Морфология. Орфография"
- Проблемные задания по русскому языку
- Онлайн-тест "Гласные после шипящих и Ц"
- КИМ по русскому языку
- Интересный русский язык
- Уроки развития речи
- Игры на уроках русского языка
- Зачет по русскому языку
- Итоговые задания по русскому языку в 11 классе
- Подготовка к олимпиаде по русскому языку
- ВПР по русскому языку. 5 - 9 классы
- ОГЭ по русскому языку
- ЕГЭ по русскому языку
Литература
- Планы-конспекты уроков литературы. Базовый уровень
- Методические рекомендации по преподаванию литературы в школе
- Читательский дневник школьника в схемах и таблицах
- Литературный справочник школьника
- Мировая литература
- Анализ стихотворений школьной программы
- Анализ художественного произведения: стиль и внутренняя форма
- Игровые технологии на уроках литературы
- Кроссворды по литературе
- Проверяем учебные достижения по литературе
- Типовые тесты ОГЭ по литературе. 9 класс
- ЕГЭ по литературе. Тренажер для подготовки
- Литература в школе
Английский язык
Немецкий язык
Французский язык
История
- Поурочные разработки по истории
- Краткая история мира
- Опорные таблицы по истории
- История России
- Как это было
- Диагностические работы по истории России
- Контрольные работы по истории России
- Олимпиады по истории
- Дидактические игры на уроках истории
- Исторические факты в вопросах и ответах
- Тестовые задания по истории с древнейших времен до конца ХVIII века
- Педагогический контроль за уроках истории
- Интеллектуальные игры по истории
- История в школе
- Тестовый контроль по истории
- Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ по истории
Обществознание
Биология
- Методические пособия для учителя биологии
- Биология 7 класс. Многообразие живых организмов
- Биология 7 класс. Многообразие живых организмов. Бактерии, грибы, растения
- Методическое пособие к учебнику «Биология. Бактерии, грибы, растения». 5 класс
- Внедрение технологии модульного обучения в преподавание биологии
- Биология 5-11 классы. Учебная программа. Тематическое планирование
- Элективные курсы по биологии
- Начинаем изучать биологию. Иллюстрированная энциклопедия
- Биология в таблицах и схемах
- Ботаника
- Карточки-задания по биологии
- Биология в вопросах и ответах
- Зоология
- Насекомые
- Вопросы по биологии для поисковой деятельности школьников
- Анатомия
- Общая биология
- Зачетные листы по биологии
- Лабораторные и практические работы по биологии
- Интересные факты к урокам биологии
- Познавательные задачи по зоологии позвоночных
- Проектная деятельность учеников по биологии
- Сборник творческих задач по биологии, экологии и ТРИЗ
- Игровые формы работы на уроках биологии
- Олимпиады по биологии
- ВПР по биологии. Типовые задания. 11 класс
- ОГЭ по биологии. Типовые варианты
- ЕГЭ по биологии на отлично
География
- Великие исследователи и первооткрыватели
- К урокам географии
- Географическая картина мира
- География России
- Справочник по географии
- За страницами учебника географии
- Рабочий материал к урокам географии
- География в вопросах школьников
- Страны и города
- Чудеса природы
- Энциклопедия школьника "Африка"
- Проверка учебных достижений по географии
- ОГЭ по географии. Типовые тестовые задания
Математика
- Поурочные планы по алгебре для 11 класса
- Математика в школе
- Математические запоминалочки
- Внеклассные мероприятия
- Введение в алгебру
- Задачи по математике
- Незнайка в стране графов
- Диктанты по геометрии
- Занимательная математика
- Тесты по математике
- Геометрия
- Тесты по геометрии
- Игровые технологии на уроках математики
- Олимпиады по математике
- ВПР по математике
- ОГЭ по математике. Тематический тренинг
- ЕГЭ по математике
Информатика
- Информатика в начальной школе
- Рабочая программа по информатике для 7-9 классов
- Задания по информатике
- Задачи повышенной сложности по информатике
- КИМ по информатике
- Вопросы для проведения "Брейн-рингов" и "Что? Где? Когда?"
- Кроссворды по информатике
- Игры на уроках информатики
- Контроль на уроках информатики
Физика
- Физика в школе
- Физика в таблицах и схемах
- Занимательная физика на пальцах
- Онлайн-энциклопедия "Занимательная наука физика"
- Великие умы в физике и математике
- Физика. Отдельные темы рассмотрим подробно
- Экспериментальная физика для школьников
- Инфографика в физике
- Учебные проекты по физике
- Физика в комиксах
- Проекты барона Мюнхаузена
- Задачи по физике
- Самостоятельные работы по физике
- КИМ по физике
- Контрольные работы по физике
- Олимпиада по физике
- Типовые варианты ВПР по физике
Жизнь в еврейском гетто или в концлагере проходила в условиях полной изоляции и по строгим правилам. И правила эти были настолько жесткими и противоречивыми, что соблюдать их все было невозможно. Чтобы выжить, правила гетто нужно было нарушать. А нарушение правил каралось смертью.
Еще одна особенность гетто – это уравниловка. Там оказывались и богатые, и бедные, и начальники, и подчиненные, и все они находились в униженном положении и жили по единым правилам. Уравниловка нарушает очень важную часть нашей жизни – социальный статус.
Первое и самое страшное, что может произойти с человеком в таких условиях, – это потеря личности, которая, в отличие от нашего физического тела и даже интеллекта, развивается всю жизнь. Но если человек попадает в условия, где ей не дают развиваться, личность начинает распадаться. Сначала отказывает память: бледнеют воспоминания о привычной жизни – о книгах, семье, друзьях. Человек сосредотачивается на себе. Кроме того, он вынужден подчиняться самым дурацким правилам, как это часто приходится делать детям, и это отбрасывает его в детский возраст. Как только заключенный начинал соблюдать все правила, он умирал в среднем через 6 месяцев.
Перейдя на низшую личностную ступень, человек фактически утрачивает свой дух, свое «я», мораль, перестает следить за собой, теряет ясность сознания и умирает от какой‑нибудь болезни. Что же могло остановить распад личности в этих нечеловеческих условиях? Исследователи Холокоста обнаружили, что узники гетто и концлагерей, которые верили в Бога, сохраняли свою веру несмотря ни на что, выживали лучше других. Кроме них лучше других сохраняли себя те, у кого было ремесло (находили смысл в работе), и люди с образованием, с высоким уровнем развития личности. Они замечали, что́ с ними начинает происходить, и пытались с этим бороться.
Психолог Бруно Беттельгейм, бывший узник концлагеря, писал: заключенные решили, что будут делать не только то неприятное, что им велят делать, но и что‑то еще, свое, что их делать не заставляют. Например, никто в лагере не заставлял их чистить зубы, но они решили чистить зубы каждый день. Соскребали известку со стен бараков, делали из нее подобие зубного порошка и чистили ею зубы, хотя никакие правила этого не предписывали. И это помогало им сохраниться. Люди, которые придумывали себе какое‑то дело или начинали помогать другим, выживали лучше, чем те, кто заботился только о себе, о своем пропитании. Точно так же в гетто люди часто находили себя в вере. Они знали, что Бог послал им испытание и они должны его выдержать. Такие люди не ломались, сохраняли себя.
Маргарита Жамкочьян, психолог
Единого ответа на этот вопрос не существует. Это была ненормальная, абсурдная модель мира, но в ней, как и в обычном мире, разные люди по‑разному реагировали на похожие жизненные ситуации. Первые еврейские гетто были созданы в 1939 году, а последние – уничтожены в 1944‑м. В гетто оказались миллионы людей, и все они были разные. Многие из них к этому времени в Бога уже не верили. Таких было много среди граждан Советского Союза, живших в атмосфере официального атеизма, но не только. Про них нельзя сказать, что они перестали верить в Бога. Но некоторые, наоборот, именно там стали верующими. Среди же религиозных людей тоже бывало по‑разному: кто‑то стал там более религиозным, а кто‑то утратил веру.
Существует такое понятие в исторической психологии, которое называется кризисом веры. Человечество не раз за время своего существования переживало этот кризис. Во время Второй мировой войны его испытали миллионы. Перед ними встал вопрос: как Бог мог такое допустить? Этот же вопрос люди задают себе и в других случаях, например когда умирает близкий человек, особенно молодой. И по‑разному отвечают на него. Ответ может быть, что Бог жесток, что Он безучастен, что Его нет. Но огромное количество людей, в том числе те, кто сохранил свою веру в гетто и в концлагере, ответили на него так: Бог непостижим, человеку не дано понимать Его планы, решения и действия.
Поиск
Презентации к урокам
Химия
- Новые подходы в преподавании химии в школе
- Поурочные планы по химии. 9 класс
- Происхождение химических названий
- Наглядный справочник школьника по химии
- Мнемонические правила по химии
- Онлайн-энциклопедия "Занимательная наука химия"
- Рассказы о металлах
- Неорганическая химия
- Химическая почемучка
- Задачи по химии
- Кейс-метод при обучении химии
- КИМ по химии
- Оценка качества знаний по химии
- Диагностические тесты по химии
- Проверяем знания учеников по химии
- Игровые технологии в обучении химии
- Олимпиада по химии
- Подготовка к ОГЭ по химии
Астрономия
Блок "Поделиться"
Естествознание
Экономика
Музыка
МХК
- Мир: культура и повседневность в вопросах школьников
- Проектная деятельность по МХК. "Древние цивилизации"
- МХК в таблицах и схемах
- Большая викторина "Традиции разных стран и народов"
- Всероссийская олимпиада школьников по МХК. 11 класс. Школьный этап
- Проблемные задания по теме «Культура Серебряного века»
- Кейс-технология (case-study) на уроках искусства
Технология
Москвоведение
Петербурговедение
Растем патриотами
Портфолио
Методсовет
- Портрет российского учителя
- Образовательная коммуникация: традиции и инновации
- Инструктивно-методические материалы в помощь учителю
- Что такое методическая разработка и требования, предъявляемые к ней
- Типы урока
- Проектирование урока в условиях реализации ФГОС основного общего образования
- Работа с электронной формой учебника
- Алгоритм подготовки, проведения и анализа открытых уроков в современной школе
- Структурный анализ урока
- Педагогические приемы
- Педагогические технологии
- Системный анализ урока
- Схема аспектного анализа современного урока
- Самоанализ урока - средство совершенствования учителя
- Самоанализ деятельности учителя за год
- Классное руководство
- Дневник классного руководителя
- Заповеди классного руководителя
- Советы классному руководителю по основным направлениям его деятельности
- Воспитательная деятельность классного руководителя
- Планирование воспитательной работы классным руководителем
- Советы молодому классному руководителю
- Советы классного руководителя школьникам
- Анкеты для классного руководителя
- Советы педагогу по адаптации нового ученика в классном коллективе
- Актуальные проблемы педагогического общения
- Классный час
- Программа внеурочной деятельности
- Мониторинг личностного развития учащегося в процессе освоения элективного курса
- Педсовет в школе
- Профориентационные игры, викторины, конкурсы
- Кейс-технологии при проведении педсовета
- Как научить ребенка пересказывать
- Семья и школа
- Правовое воспитание школьников
Школьный психолог
- Психолого-педагогическая характеристика учащихся класса
- Изучение психологического климата в классе
- Коррекция психической сферы школьника в ходе учебно-воспитательного процесса
- Плохая успеваемость школьников
- Советы по исправлению проблемного поведения детей
- Школьная тревожность: причины и профилактика
- Психолого-терапевтические сказки для школьников
- Дети и деньги