Начальная школа

Литература

Русский язык

История

Биология

География

Математика

 

Привычки – это то, что мы делаем автоматически. Бывают привычки вредные – грызть ногти, ковырять в носу. Бывают полезные – смотреть на дорогу перед тем, как переходить, уступать старшим место в транспорте.

Привычки формируются благодаря специальному механизму, который психологи называют «оперантное научение». Суть этого механизма очень проста. На всякое действие организм получает «обратную связь», своего рода ответ – к чему это действие привело. Ученые называют такой ответ «подкреплением». Существует два вида «подкрепления»: отрицательное и положительное. Если результат действий хороший (например, похвалила мама), то мы стараемся продолжать делать так же, а если плохой (папа запретил играть в компьютер на неделю), стараемся свое поведение изменить.

Оперантное научение лежит в основе дрессуры – именно так в цирке медведей учат кататься на велосипеде, а львов – не закрывать пасть, пока в ней находится голова дрессировщика. В качестве положительного подкрепления выступает чаще всего еда, например кусочек сахара, в качестве отрицательного – хлыст.

Положительная и отрицательная обратная связь приводит к активации специальных центров подкрепления в нашем мозге. Центр положительного подкрепления называется прилежащее ядро, отрицательного – амигдала. Информация от этих центров попадает в поясную извилину, которая взвешивает, чего больше, хорошего или плохого, и отправляет ответ в префронтальную кору мозга – отдел, в котором принимаются решения о том, что делать.

Чем чаще повторяется определенный тип подкрепления, тем проще становится путь к префронтальной коре (она находится прямо у нас во лбу). И в какой‑то момент префронтальная кора решает, что все и так ясно, решения больше принимать не нужно. Процесс потихоньку становится автоматическим.

Как это происходит? С каждым повторением в мозге формируется целостная программа поведения, которая состоит из цепочки отдельных маленьких действий. Когда эта программа уже хорошо знакома мозгу, она перемещается из префронтальной коры в более глубокие ядра мозга (базальные ганглии). Запускать поведение из базальных ганглиев мозгу проще, чем проходить целиком всю цепочку до префронтальной коры. Наш мозг – штука ленивая, он всегда старается выбрать наименее затратный вариант.

Поиск

Поделиться:

Физика

Химия

Методсовет