Начальная школа

Русский язык

Литература

История

Биология

География

Математика

 

Задачи: познакомить учащихся с отрядами насекомых, представители которых имеют широкое распространение и большое значение в природе и жизни человека, характерными признаками, по которым можно узнать принадлежность насекомых к тем или иным отрядам.

Оборудование: коллекционный материал «Отряды насекомых», таблицы по отрядам насекомых, отдельные рисунки для монтирования на настенной доске схемы классификации класса насекомых.

Методы и методические приемы: рассказ учителя с элементами беседы и использованием изобразительных наглядных пособий.

Ход урока

В начале урока учитель знакомит с его познавательными задачами и переходит к проведению графического диктанта по вариантам: 1 – Ракообразные; 2 – Паукообразные; 3 – Насекомые.

Вопросы для графического диктанта по теме Членистоногие:

1. Основная среда обитания водная.

2. Населяют наземно-воздушную среду обитания, но имеются и вторичноводные организмы.

3. Тело у большинства состоит из головогруди и брюшка.

4. Брюшко у большинства нечленистое.

5. Ноги (3 пары) находятся на нижней стороне груди.

6. Ног 5 пар и более.

7. Усиков одна пара.

8. Усиков две пары.

9. Глаза простые и располагаются по переднему краю головогруди.

10. Ротовой аппарат грызущий, сосущий, колюще-сосущий или другого типа.

11. Дыхание жаберное или дышат через всю поверхность тела.

12. Органы дыхания – легочные мешки и трахеи.

13. Кровеносная система незамкнутая.

14. Органы выделения – мальпигиевы сосуды.

15. Развитие с неполным и полным превращениями.

Перед изучением новой темы учитель напоминает, что класс насекомых – самый крупный по числу видов. Отмечает выделение в нем до 40 отрядов, предлагает учащимся сказать, на какие две группы можно разделить всех насекомых по типам их развития. Далее называет отряды насекомых с неполным превращением, демонстрирует изображения их представителей и переключает внимание учащихся на изучение отряда прямокрылых.

Учитывая, что многим учащимся известны зеленые кузнечики и некоторые другие представители прямокрылых, учитель просит выделить признаки сходства этих насекомых между собой. Если возникают трудности, учитель просит назвать, какое число крыльев характерно для этих насекомых, отметить особенности их жилкования, строения задних конечностей, ротового аппарата, тип усиков. После этого учитель предлагает вспомнить, как кузнечики и сверчки выдают свое присутствие. В процессе беседы о прямокрылых учитель рассказывает о половом диморфизме – наличии саблевидного яйцеклада у самок многих видов, приспособленности некоторых представителей к роющему образу жизни в почве. Демонстрируя изображения лесного клопа, клопа-вредной черепашки, водомерки, водяного скорпиона и постельного клопа, учитель просит сказать, где этих насекомых можно встретить в природе, какие признаки характерны только для представителей этого отряда, почему они получили второе название – полужесткокрылые. Зная, что учащиеся не могут дать полные ответы на поставленные вопросы, учитель обращает внимание на то, что все клопы имеют колюще-сосущий ротовой аппарат, две пары крыльев (полужесткие верхние и перепончатые нижние), сильно развитые пахучие железы.

После сообщения кратких сведений о равнокрылых и вшах учитель рассказывает об отрядах насекомых с полным превращением. Называет четыре самых крупных отряда (жесткокрылые, чешуекрылые, перепончатокрылые, двукрылые), демонстрирует изображения их представителей. Показывая изображение жесткокрылых, просит сказать, какие общие признаки имеют эти насекомые, какие жуки, кроме изображенных на таблице, им известны, каких из них и где они видели в природе. Обобщив ответы учащихся, учитель демонстрирует изображения чешуекрылых и задает вопросы: почему бабочек называют чешуекрылыми, что представляют собой чешуйки, какой у бабочек ротовой аппарат, какая форма усиков характерна для изображенных бабочек. Дополняя ответы учащихся, учитель рассказывает, что в полостях чешуек находится красящее вещество, а благодаря ребристой наружной стороне чешуек происходит различное преломление световых лучей, что придает крыльям различные окраски. Далее отмечает особенности червеобразных личинок бабочек, имеющих грызущие ротовые органы и ложные ноги, наряду с членистыми.

Об общих признаках перепончатокрылых рассказывает в основном учитель, так как учащимся по изображениям шмелей, пчел, муравьев, наездников определить их трудно. Вместе с тем можно обсудить вопрос: чем сходны между собой пчелы, шмели, муравьи, наездники и яйцееды. Двукрылые более знакомы учащимся, чем перепончатокрылые. Поэтому их общую характеристику учитель дает совместно с учащимися. Можно использовать следующие вопросы: чем мухи и комары отличаются от других насекомых по строению крыльев; каковы ротовые органы у известных вам комнатной мухи, обыкновенного и малярийного комаров; где происходит развитие личинок мух и комаров. Уточнив и дополнив ответы, учитель, если позволяет время, кратко знакомит учащихся с характерными особенностями насекомых отряда блох.

После подведения итогов урока учитель дает задание на дом: прочитать в учебнике текст параграфа и ответить на вопросы; в тетради составить таблицу «Главнейшие отряды насекомых» (названия отрядов, представители, характерные признаки отрядов).

Поиск

Поделиться:

Физика

Химия

Методсовет