Начальная школа

Русский язык

Литература

История

Биология

География

Математика

 

Задачи: познакомить учащихся с многообразием и образом жизни паукообразных, особенностями строения и жизнедеятельности, позволившими им стать одними из первопоселенцев суши, значением их в природе и жизни человека.

Оборудование: таблица «Класс Паукообразные», изображение на классной доске ловчей сети паука-крестовика (в последовательности ее изготовления пауком).

Методы и методические приемы: рассказ учителя с элементами беседы с использованием изобразительных наглядных пособий.

Ход урока

Урок целесообразно начинать с уплотненной проверки знаний учащихся: устной индивидуальной о ракообразных и письменной (по дидактическим карточкам) по общей характеристике членистоногих.

Вопросы для устной проверки знаний:

1. Места обитания, особенности внешнего строения и образа жизни высших раков.

2. Особенности строения и функций внутренних органов высших раков.

3. Низшие ракообразные.

4. Значение ракообразных в природе и жизни человека.

Дидактические карточки:

Карточка 1. На рисунке изображены: омар, скорпион, жужелица.

Обозначьте и подпишите отделы тела и наружные органы данных животных. В связи с чем и как у членистоногих происходит линька?

Карточка 2. Схема внутреннего строения рака и насекомого.

Подпишите органы тела у изображенных членистоногих. Благодаря чему происходит смена воздуха в дыхательных органах у трахейнодышащих членистоногих?

Далее, демонстрируя представителей паукообразных, учитель рассказывает об их отличительных особенностях, приспособлениях к жизни на суше, числе современных видов. Отметив, что членистоногие этого класса – одни из первопоселенцев суши, учитель обращает внимание на существование паукообразных, обитающих в водной среде, и указывает на их происхождение от сухопутных предков.

После этого учащиеся знакомятся с пауком-крестовиком и некоторыми другими представителями этого отряда. В связи с тем, что многие из них не раз видели в природе пауков, учитель предлагает им ответить на вопросы: где в природе встречаются пауки-крестовики, какова величина тела этих животных, чем внешне схожи между собой паук-крестовик и речной рак, чем различаются эти животные. При этом важно, чтобы в процессе беседы учащиеся поняли, что для пауков, в отличие от раков, характерно наличие четырех пар ног, отсутствие усиков и сложных глаз.

Далее рассматриваются особенности внешнего облика, образ жизни и поведение паука-крестовика. Учащиеся отвечают на вопросы: по каким признакам паука-крестовика можно отличить от других пауков, чем питается паук-крестовик, как он ловит добычу, как питается. В ходе беседы учитель дополняет ответы учащихся, рассказывает о паутинных железах и их расположении на теле паука, свойствах паутинных нитей, наличии гребенчатых коготков на задних конечностях. О постройке пауком-крестовиком ловчей сети школьники могут рассказать самостоятельно. Последовательность плетения сети нужно изобразить схематично на классной доске.

Также можно рассказать о постройке домовым пауком ловчей сети в виде гамака, пауком-серебрянкой – гнезда, наполняемого воздухом, и натяжения около него ловчих нитей, а также об использовании пауками паутины в постройке коконов, при спускании с веток деревьев и кустарников на землю и возвращении на них. В беседе о питании пауков учитель отмечает, что пойманная добыча умершвляется и переваривается под действием впрыскиваемого ими яда и пищеварительного сока, а образовавшаяся пищевая кашица высасывается хищником.

В связи с тем, что внутреннее строение пауков на первом уроке о членистоногих учащиеся уже изучили, учитель отмечает лишь особенности дыхательной системы, позволившей паукообразным жить на суше.

Далее учитель рассказывает о сложном поведении паукообразных, которое основано на цепи врожденных рефлексов, и объясняет, как происходит у паука смена рефлекторных действий при постройке ловчей сети. При этом можно сказать, что если паука удалить из сети до окончания ее плетения и поместить в нее другого паука того же вида и возраста, то он продолжит работу с той стадии плетения сети, на которой она была прервана. Оказывается, что в процессе исторического развития в природе лучше сохранялись те пауки, которые могли не только строить сеть, но и ремонтировать ее, достраивать. Этим и объясняется поведение паука на сети, не достроенной другим пауком того же вида. Отметив, что в классе паукообразных, наряду с пауками, довольно четко выделяются еще две группы животных – клещи и скорпионы, учитель предлагает рассмотреть на таблице представителей этих групп и сказать, чем они отличаются от пауков. Уточнив и конкретизировав ответы учащихся, учитель поясняет, что клещи – многочисленная и широкораспространенная группа паукообразных, а скорпионы, как самые древние из паукообразных, сохранились только в жарких районах (субтропиках, тропиках).

Во время рассказа о значении паукообразных учитель задает вопросы: чем пауки полезны человеку, каково значение пауков в жизни многих птиц, ящериц и некоторых других животных. Уточнив ответы, рассказывает о роли почвенных клещей в переработке растительных остатков, опасности укусов каракурта и скорпиона для человека, некоторых домашних и промысловых животных, вреде, приносимом человеку зерновыми, мучными и сырными клещами, клещами-вредителями растений, чесоточными зуднями. Особое место при этом учитель уделяет рассказу о таежном клеще – переносчике возбудителей энцефалита, героическом труде ученых-зоологов и медиков по выявлению причин заболевания этим тяжелым недугом и о способах его предупреждения.

После подведения итогов учитель дает задание на дом: прочитать в учебнике текст параграфа и ответить на вопросы; составить в тетради таблицу «Класс Паукообразные» (название класса представителей и их значение), раскрыть содержание понятий: «паукообразные», «пауки», «клещи», «паутина», «ловчая сеть», «ногощупальца», «инстинкт».

Поиск

Поделиться:

Физика

Химия

Методсовет