Начальная школа

Русский язык

Литература

История

Биология

География

Математика

 

Задачи: показать многообразие членистоногих; познакомить учащихся с основными классами и их типичными представителями, выявить общие признаки строения членистоногих.

Оборудование: раздаточный коллекционный материал «Представители типа членистоногих»; таблица «Тип Членистоногие»; набор рисунков представителей классов типа членистоногих.

Методы и методические приемы: рассказ учителя с элементами беседы с использованием изобразительных наглядных пособий.

Ход урока

Урок целесообразно начинать с устной индивидуальной проверки знаний учащихся о классе головоногих и происхождении моллюсков.

Вопросы для устной проверки знаний:

1. Каких моллюсков относят к классу головоногих?

2. Почему головоногие моллюски получили такое название?

3. Где встречаются эти животные?

4. Как они передвигаются в толще воды?

5. Какое значение в жизни головоногих моллюсков имеют щупальца и из какой части тела они образовались?

6. Чем питаются головоногие моллюски и каковы особенности их питания?

7. Какие способы защиты от врагов развились у этих животных?

8. Почему головоногих моллюсков образно называют приматами моря?

9. От каких животных могли произойти моллюски?

10. Что свидетельствует о том, что их предками были первые несегментированные животные, имевшие вторичную полость тела и берущие свое начало от древних плоских червей?

11. Каково значение моллюсков в природе?

12. Какие моллюски и почему представляют большой интерес для человека?

13. Какие моллюски в природе являются вредителями, а какие – в сельском хозяйстве?

Закончив проверку знаний, учитель знакомит учащихся с познавательными задачами урока. После демонстрирует изображения представителей типа членистоногих, отмечает, что этот тип самый крупный по числу видов. Рассказывает о широком распространении членистоногих и их значении в природе и жизни человека. После учащиеся-ассистенты раскладывают на парты раздаточный материал (раков, пауков и насекомых).

Далее учитель предлагает учащимся сравнить между собой имеющиеся у них объекты и сказать, чем они схожи между собой. Выслушав ответы учащихся, учитель обращает внимание на наличие у сравниваемых объектов твердого хитинового покрова и членистых конечностей, разделение сегментированного тела на отделы: головогрудь и брюшко у рака и паука и голову, грудь и брюшко у майского жука. Учитель рассказывает, почему покров тела членистоногих назван хитиновым, какие функции он выполняет, почему во время роста животного он становится тесным, какой процесс обеспечивает дальнейший рост животного и как он осуществляется, почему более молодые особи линяют чаще, чем старые.

После этого учащиеся изучают органы, с помощью которых членистоногие хорошо ориентируются в окружающей среде. Демонстрируя таблицу, учитель просит отметить, какими органами чувств обладают изображенные животные. Конкретизировав ответы школьников, учитель уточняет, что у членистоногих, наряду со зрением, хорошо развиты обоняние и осязание. А затем рассказывает о строении сложного глаза и простого глазка, мозаичности зрения, роли усиков в ориентации изучаемых животных во внешней среде.

Далее рассматриваются системы органов тела и особенности их строения. Учитель называет имеющиеся у членистоногих системы внутренних органов, показывает их на схемах внутреннего строения речного рака, паука-крестовика и пчелы и дает их краткие характеристики.

При изучении нервной системы членистоногих учитель упоминает о ее сходстве с нервной системой кольчатых червей, обращает внимание на укрупнение в ней окологлоточного и подглоточного нервных узлов, слияние между собой узлов брюшной нервной цепочки и связанное с этим усложнение поведения.

Рассказывая о половой системе, размножении и развитии членистоногих, учитель указывает, что большинство видов – раздельнополые животные и для них характерно развитие со стадией личинки.

В заключение урока учитель предлагает учащимся попытаться объяснить, каково происхождение членистоногих, и привести доказательства их родства с возможными предками. При этом важно, чтобы они отметили такие общие признаки строения членистоногих и многощетинковых кольчатых червей, как членистость тела, наличие кровеносной системы, окологлоточного кольца и брюшной нервной цепочки. После беседы о родстве членистоногих с кольчатыми червями учитель демонстрирует схему возможного формирования у червеообразных предков признаков членистоногих и рассказывает об образовании у них отделов тела, членистых конечностей, хитинизированного покрова и других особенностей строения. Отметив, что в процессе длительного исторического развития членистоногие стали процветающими среди беспозвоночных, учитель изображает на магнитной доске (или на фланелеграфе) схему разделения типа на классы и называет последовательность их дальнейшего изучения.

После учитель дает задание на дом: прочитать в учебнике текст параграфа и ответить на вопросы, в тетради составить таблицу «Тип Членистоногие» (отделы и органы тела, их особенности); раскрыть содержание понятий: «членистоногие», «хитин», «хитинизированный покров», «линька», «головогрудь», «брюшко», «фасеточные глаза», «дыхальца», «трахеи», «легочные мешки», «зеленые железы».

Поиск

Поделиться:

Физика

Химия

Методсовет