Начальная школа

Русский язык

Литература

История

Биология

География

Математика

 

Задачи: познакомить учащихся на конкретных представителях с особенностями строения и образа жизни многощетинковых червей, происхождением и значением кольчатых червей в природе и жизни человека.

Оборудование: таблица «Тип Кольчатые черви».

Методы и методические приемы обучения: рассказ учителя с элементами беседы с использованием изобразительных наглядных пособий.

Ход урока

Урок целесообразно начинать с уплотненной проверки знаний учащихся. Упомянув о том, что к многощетинковым червям относятся различные виды нереид, учитель возвращается к демонстрации изображения нереиды. Предлагает учащимся сравнить ее с дождевым червем и указать, чем сходны между собой эти животные и каковы особенности внешнего строения нереиды (разнообразная окраска, передние членики, образовавшие голову с органами осязания, двумя парами глазков и двумя обонятельными ямками, органы передвижения – лопастеобразные выросты тела с пучками щетинок, жаберное дыхание).

Рассказав об образе жизни нереид и других представителей класса (пескожилы, афродиты, серпулы), учитель демонстрирует схемы поперечных срезов тела дождевого червя и нереиды. Называет и показывает имеющиеся у них полость тела и системы органов, подводит учащихся к выводу о сходстве внутреннего строения малощетинковых и многощетинковых червей.

Знакомство с размножением и развитием многощетинковых червей проводится на примере нереид. Учитель отмечает, что эти черви раздельнополые, оплодотворение откладываемых самками яиц происходит в воде. А затем переключает внимание учащихся на изображение свободноплавающей личинки, отмечает наличие у нее ресничек, демонстрирует и комментирует рисунки, отображающие ее превращение во взрослого червя.

После этого учащиеся отвечают на вопросы: какие из ранее изученных животных могли быть предками кольчатых червей и какие доказательства служат такому предположению. Уточнив и конкретизировав ответы, учитель сообщает, что кольчатые черви, как и сосальщики, ленточные черви, произошли от древних свободноживущих плоских червей. Снова обращает внимание на личинки нереид и отмечает, что они, как и планарии, имеют не только реснички, но и глазки, органы выделения – ветвящиеся канальцы, начинающиеся звездчатыми клетками, сходную по строению нервную систему. После этого учитель предлагает учащимся подумать и сказать, какие из изученных кольчатых червей (малощетинковые или многощетинковые) являются более древними и что свидетельствует об их древности, и комментирует полученные ответы школьников.

О значении кольчатых червей учащиеся уже имеют представление и могут самостоятельно ответить на вопросы: какова роль дождевых червей в жизни кротов, ежей, скворцов, грачей и многих других животных; почему многие рыбы, крабы и другие животные многочисленны в морях с высокой численностью нереид; какое значение в жизни многих пресноводных животных имеют трубочники; какое влияние оказывают дождевые черви, трубочники и другие малощетинковые черви на свои среды обитания.

После подведения итогов о значении кольчатых червей учитель дает задание на дом: прочитать в учебнике текст параграфа и ответить на вопросы; составить в тетради таблицу «Тип Кольчатые черви» (основные классы, их признаки, представители); раскрыть содержание понятий: «многощетинковые черви», «параподии», «щупики», «жабры».

Поиск

Поделиться:

Физика

Химия

Методсовет