Начальная школа

Русский язык

Литература

История

Биология

География

Математика

 

Задачи: дать общую характеристику типа плоских червей; познакомить учащихся на примере плоских ресничных червей с дальнейшим совершенствованием строения многоклеточных животных, образом жизни и приспособлениями к водной среде обитания.

Оборудование: живые планарии; таблица «Плоские черви»; рисунки с изображением белой планарии с добычей, схема внутреннего строения планарии (можно сделать плоскостную разборную модель).

Методы и методические приемы обучения: рассказ учителя с элементами беседы с использованием изобразительных наглядных пособий, самостоятельные наблюдения учащихся (при наличии живого раздаточного материала).

Ход урока

Урок целесообразно начинать с устной фронтальной проверки знаний учащихся о сцифоидных и коралловых полипах, происхождении и значении кишечнополостных в природе и жизни человека.

Вопросы для устной проверки знаний:

1. Какие классы, наряду с гидроидными, входят в состав типа кишечнополостных?

2. Назовите кишечполостных класса сцифоидных.

3. По каким признакам их относят к типу кишечнополостных?

4. Какие признаки внешнего строения характерны для животных класса сцифоидных?

5. Как передвигаются эти животные?

6. Какие стадии развития от оплодотворенного яйца до взрослой особи выделяют у медузы?

7. Назовите одиночных и колониальных представителей класса коралловых полипов.

8. Где встречаются коралловые полипы?

9. По каким признакам коралловые полипы отличаются от кишечнополостных других классов?

10. Из чего образуются скелеты у колониальных коралловых полипов?

11. Чем питаются одиночные и колониальные коралловые полипы?

12. Как происходит увеличение колонии красного или другого кораллового полипа?

13. Каковы особенности развития коралловых полипов при половом размножении по сравнению с развитием сцифоидных?

14. Какие животные были предками кишечнополостных и как это можно доказать?

15. Каково значение кишечнополостных в природе?

16. Как человек использует в своей жизни животных этого типа?

После подведения итогов проверки знаний о кишечнополостных и постановки познавательной задачи, учитель демонстрирует представителей плоских червей и предлагает учащимся описать их форму тела. Отметить, какие части тела для них характерны, сколько воображаемых плоскостей, делящих плоского червя на зеркально отраженные половины, можно провести через его тело, как называют такую симметрию тела. Уточнив и дополнив ответы учащихся, учитель просит объяснить, в связи с чем у предков плоских червей стала развиваться двусторонняя, или двубоковая, симметрия тела.

Отметив, что, начиная с плоских червей, подавляющее большинство животных имеет двустороннесимметричное тело, учитель напоминает о двуслойном строении кишечнополостных и обращает внимание на то, что тело изучаемых червей развивается не из двух, а из трех зародышевых слоев, или листков, и их относят к высшим животным.

После сообщения о средах жизни и местообитаниях свободноживущих плоских червей учитель отмечает, что большинство червей этого типа ведет паразитический образ жизни. Называет основные классы плоских червей и переходит к изучению класса Ресничных червей, или Планарий.

Используя рисунок с изображением белой планарии, учитель рассказывает о ее местообитаниях и величине тела, предлагает ответить на вопрос: чем различаются у этого червя передний и задний концы тела. Обращает внимание на просвечивающийся сквозь тело темный разветвленный кишечник и знакомит с ее ориентировкой во внешней среде, передвижением, хищным образом жизни.

При рассмотрении многообразия ресничных червей учитель демонстрирует на таблице изображения бурой и черной планарий, многоглазки, почвенной планарии и отмечает, что наибольшее число видов планарий обитает в морях.

Внутреннее строение и жизнедеятельность ресничных червей изучают на примере белой планарии. Используя таблицы и подготовленные к уроку схематические рисунки (или рисунки учебника), учитель рассказывает о кожном покрове и его функциях, называет находящиеся под ним слои мышечных волокон, предлагает учащимся сказать, какие изменения происходят с телом планарии при их сокращении и расслаблении. Обращает внимание на расположенные под мышцами мелкие клетки основной ткани, или паренхимы, а в ней – ветвистого кишечника с глоткой и единственным ротовым отверстием, органов выделения и размножения, нервной системы.

Далее учитель кратко знакомит учащихся с клетками, образующими стенки кишечника и глотки, их значением в переваривании пищи, проникновением питательных веществ во все клетки тела, удалением остатков непереваренной пищи.

Дыхание у плоских червей происходит так же, как и у кишечнополостных, и, сказав об этом, учитель предлагает учащимся вспомнить, как оно осуществляется у пресноводных гидр.

Напомнив, что животные не только питаются и дышат, но и выделяют во внешнюю среду вещества, образующиеся в процессе жизнедеятельности, учитель сообщает о наличии у плоских червей органов выделения и, используя схему строения планарии, рассказывает о том, что представляют собой эти органы и как они выполняют свои функции.

Демонстрируя схему строения нервной системы планарии, учитель отмечает, чем она отличается от нервной системы гидры, и разъясняет, какими преимуществами обладают плоские черви, имея такую нервную систему и органы чувств.

Рассказывая о размножении ресничных червей, учитель отмечает, что плоские черви, как правило, гермафродиты. Далее просит учащихся сказать, какие органы размножения имеют такие животные. После учитель объясняет, что пресноводные планарии откладывают оплодотворенные яйца в коконы из застывающей слизи, а развившееся из яиц потомство разрывает их стенки и выходит наружу. Демонстрируя изображение личинки морской планарии, он указывает, что у морских ресничных червей из откладываемых оплодотворенных яиц выходят плавающие личинки, приобретающие со временем черты взрослых особей. В конце урока учащиеся перечисляют признаки типа Плоских червей и класса Планарий.

После учитель дает задание на дом: прочитать в учебнике текст параграфа и ответить на вопросы; в тетради раскрыть содержание понятий: «плоские черви», «трехслойные животные», «планарии», «кожа», «мышцы», «основная ткань», «глотка», «кишечник», «нервная система», «яичники», «семенники», «кокон».

Поиск

Поделиться:

Физика

Химия

Методсовет