Начальная школа

Русский язык

Литература

История

Биология

География

Математика

Цели и задачи урока:

- учить классифицировать животных, выявлять их общие и отличительные признаки;

- учить сравнивать, обобщать, анализировать, выявлять простейшие взаимосвязи, активизировать процессы восприятия;

- развивать познавательную активность детей, умение использовать в работе раннее изученные знания, умение рассуждать, выражать свои мысли вслух;

- использовать диалоговые, проблемные технологии;

- воспитывать бережное отношение к животным.

Оборудование: учебники, карточки для повторения и проверки домашнего задания, раздаточный материал, ребус, картинки животных, презентация.

                                           Ход урока

Организационный момент.

Приём класса.

Организация внимания.

Повторение.

Работа по карточке №1.

Задание №1.

а) Рассмотрите картинки животных (хомяк, белка, бобр).

Напишите на указателях названия этих животных.

б) Назовите этих животных общим словом и напишите это слово на свободном указателе.

в) К какой группе животных относятся эти грызуны? Правильный ответ подчеркнуть.

1) хищные;    2) растительноядные;      3) всеядные.

 

                                                                            Карточка №1.

 

 

а) Напишите на указателях названия этих животных.

    б) Назовите этих животных общим словом и напишите это слово на свободном  указателе.

    в) К какой группе животных относятся эти грызуны? Правильный ответ    подчеркнуть.

     1) хищные;        2) растительноядные;         3) всеядные.

 

 

Задание № 2.

а) Рассмотрите картинки животных (лиса, волк, рысь, медведь). Напишите на  соответствующих указателях названия этих животных.


б) К какой  группе относятся эти животные? Написать на свободном указателе.

 

2. Беседа по вопросам:

а) Назовите общие признаки грызунов и хищных животных. (грызуны и хищники относятся к млекопитающим животным)

б) Перечислите признаки млекопитающих у грызунов и хищников. (рождают живых детёнышей и выкармливают их молоком, имеется волосяной покров, имеют радужную ушную раковину)

в) По каким признакам грызунов можно отличить от хищных животных?

Выполнить задание №3 (по карточкам). Один ученик работает у доски.

Задание № 3. Составить схемы.

          а) зубы грызунов                       б) зубы хищных зверей

 

 

     резцы                 коренные             резцы      клыки       коренные

 

 

 

4.Беседа по вопросам к заданию № 3.

 

а) Чем зубы хищных зверей отличаются от зубов грызунов? (у хищных зверей зубы делятся на резцы, клыки и коренные, а зубы грызунов на резцы и коренные)

б) Что находится у грызунов между резцами и клыками? (пустые промежутки)

в) какие зубы у хищных зверей называются хищными? (хищные зубы – это коренные зубы, имеющие высокие вершины)

г) Какое значение у хищников имеют: резцы; клыки; коренные зубы.

5.Игра «Четвёртый лишний»

 

                                        Карточка №4.

     Подчеркните, кто лишний в каждом ряду животных:

а) волк, медведь, белка, лисица;

б) тигр, кенгуру, лев, рысь;

Объяснить, каким общим словом можно назвать остальных животных. (Хищники)

 

 

 

6. Обобщение.

Мы незаметно перешли к проверке домашнего задания. Одну отличительную особенность хищных зверей мы уже выяснили. Это строение зубов хищных зверей. Продолжаем выявлять отличия хищников.

Проверка домашнего задания.

1.Беседа по вопросам.

а) Каких животных называют хищными зверями?                                       (млекопитающих, которые полностью или частично питаются другими млекопитающими или птицами, называют хищными зверями или плотоядными)

б) Каковы особенности пищеварительных органов хищников по сравнению с грызунами?                                                                                                           (кишечник у грызунов длинный, а у хищников короткий. Связано это с тем, что животная пища питательна и легко переваривается)

в) Хорошо ли развиты у хищных зверей органы зрения, слуха, обоняния? (да)

2.Работа по карточке №3.

Вставить в текст пропущенные слова.

Вышли _____________на охоту,

Бродят стаей по болоту,

Между прочим, говорят,

___________ ягоды едят.

 

 

 

 

 

 

3.Проверка домашнего задания по теме « Волк. Внешнее строение».

- Беседа по вопросам:

а) Просмотр презентации «Волк  в  лесу».

-Объяснить, какая взаимосвязь между волком и природой?                                         Волк – санитар природы. Он поедает слабых, больных животных и даже падаль. Волки приносят пользу: уничтожают больных животных, они сдерживают распространение среди них различных болезней.

б) Чем питается волк?                                                                                                        (олени, дикие кабаны, зайцы, крупные птицы, домашние животные: овцы, козы, куры, а также в южных районах ягоды, фрукты, грибы, арбузы, дыни)

в) Как волк охотится за добычей?                                                                         (добычу волки преследуют до тех пор, пока она не может бежать от усталости. Охотятся волки стаями. Бегает волк стаями со скоростью 60 км/ч)

г) Где и как волки выращивают своё потомство?                                                     (весной в малодоступных местах волк и волчица делают логово – большое углубление под корнями деревьев, нависшими берегами оврагов, расселинах скал. Здесь волчица рождает слепых, глухих, но в шерсти волчат. Волчица кормит их молоком, а волк приносит ей пищу)

- Рассказать о волке. (1-2 ученика)

Физминутка.

Сообщение нового  урока.

1.Разгадать ребус.

 

2.Демонстрация картины с изображением бурого медведя.

- рассмотреть картину.

3.Рассказ учащимся о внешнем строении и образе жизни бурого медведя.

    Бурый медведь живёт в глухих дремучих лесах и горах. Это крупный зверь. Масса бурого медведя около 600 кг, рост 3м. Голова крупная, ушные раковины небольшие, округлые, глаза маленькие. Ноги толстые. При ходьбе и беге опирается на всю стопу, а не только на пальцы, как волки. Он отлично бегает, хорошо плавает, легко лазает по деревьям, может делать огромные прыжки, в броске развивает скорость до 50 км/ч.

 

 

 

    Больше всего медведь любит мёд, что видно из самого названия зверя. Когда после зимней спячки медведь, медведица и медвежата выходят из берлоги, они прежде всего ищут мёд диких пчёл. Весной они едят молодые коренья, траву, грибы сморчки. Летом – шишки, жёлуди, ягоды малины, черники. Осенью медведь переходит на мясную пищу. Медведь - хищник. Он нападает на крупных домашних животных: коров, лошадей; диких оленей, кабанов. Но чаще всего питается лягушками, птичьими яйцами, мелкими грызунами, муравьями. Медведь - всеядное животное, т.к. питается и растительной пищей и животной. К добыче подкрадывается, а волк – преследует.

  С наступлением холодов медведь выбирает в глуши леса укромное место, делает в земле яму, натаскивает сухие листья, ветки деревьев. Когда берлога готова, он залезает в неё и спит до весны. Живёт медведь во время зимнего сна за счёт своего жира. За зиму он худеет на 50-80 кг.

    В конце зимы у медведицы в берлоге рождаются медвежата – слепые, почти голые и глухие, длиной около 20 см и массой 500г. Медведица кормит их молоком. Это млекопитающие животные. Растут медвежата в берлоге медленно. Весной медведица выводит из берлоги, и они уже питаются не только молоком. К осени медвежата становятся крупными и жирными. В первую зиму они залегают в одну берлогу с медведицей.

Взятые из природы медвежата быстро привыкают к людям. Их дрессируют – учат танцевать, кувыркаться, кататься на велосипеде.

На медведей охотятся из-за шкуры и мяса. Бурый медведь занесён в Красную книгу.

Закрепление новых знаний.

                                    Задание №1.

Отметить понятия, относящиеся к бурому медведю:

1. Живая природа;                               4. Растения;

2. Неживая природа;                           5. Птицы;

3. Животные;                                       6. Звери;

                                     Задание №2.

Назовите группу, к которой можно отнести медведя:

а) всеядный;          б) насекомоядный;         в) растительноядный.

 

 

Работа по карточке №4.

 

 

 

 

 

2.Беседа по вопросам. Фронтальная работа.

а) Чем медведь отличается от волка по внешнему виду?                                      (Медведь крупный, сильный зверь. Тело массивное, покрытое густой бурой шерстью, голова крупная, ноги толстые)

б) Чем питается зверь?                       (медведь всеядный)

в) Почему медведя относят к хищным млекопитающим?                                                  ( Медведь частично питается другими млекопитающими животными и у него есть хищные зубы)

г) Где и как зимует медведь?        (Зиму медведь проводит в берлоге в спячке)

д) Назовите признаки, по которым медведя относят к млекопитающим животным?                                                                                                                              (Медведи рождают живых детёнышей и выкармливают их молоком. Тело покрыто шерстью, хорошо развиты слух и обоняние, медведи имеют наружную  ушную раковину)

г) Значение для человека.                                                                                                      ( У медведя прочная с густым мехом шкура. Мясо человек употребляет в пищу.  Свою ловкость медведи показывают на аренах цирка)

3.Работа с текстом учебника и объяснение домашнего задания.

а) Чтение текста «Бурый медведь» по учебнику.

б) Объяснение домашнего задания и запись его в дневник.

   1 гр.-  4.Заполнить таблицу: «Хищные звери».

НАЗВАНИЯ ЗВЕРЕЙ

ЧЕМ ПИТАЮТСЯ

КАК ОХОТЯТСЯ ЗА ДОБЫЧЕЙ

1.ВОЛК

 

 

2.МЕДВЕДЬ

 

 

3.ТИГР

 

 

4.ЛЕВ

 

 

5.РЫСЬ

 

 

 

2 гр.: Чтение текста и пересказ текста.

 

Рефлексия.  Выставление и комментирование оценок.

 

 

Поиск

Поделиться:

Физика

Химия

Методсовет