Начальная школа

Русский язык

Литература

История

Биология

География

Математика

Цель: систематизировать и обобщить знания учащихся о системах живых организмов, особенностях их строения  и  жизнедеятельности.

Задачи урока:

Обучающие:

- систематизировать знания учащихся об основных процессах жизнедеятельности живых организмов;

- продолжить формирование  представлений о растениях  и животных  как целостных организмах на основе обобщения знаний о взаимосвязях в строении и функциях органов и систем органов;

Закрепить знания об особенностях строения систем животных и растений в зависимости от выполняемой функции.

Развивающие:

-развивать понятие о растении как живом организме, о влиянии факторов окружающей среды на рост и развитие растений;

- продолжить развитие основных биологических понятий, элементов творческой деятельности через погружение в решение проблемных вопросов и вовлечение школьников в самостоятельную работу частично-поискового и исследовательского характера.

- способствовать формированию умений обобщать, сравнивать, выделять главное, делать выводы, развивать мышление, память.

Воспитательные:

-воспитывать любовь и бережное отношение к природе;

- развивать умение работать в группе, слушать и слышать других, уважение к мнению товарищей.

- содействовать воспитанию интереса к биологии.

 

Оборудование:  учебник  В.В. Пасечник “Биология. 5- 6 классы”, персональный компьютер, мультимедийный проектор, презентация по теме урока, рабочая тетрадь к уроку, раздаточный материал в группах.

 

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

 

Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная.

 

Время на каждый этап урока:

 

Оборудование:  учебник  В.В. Пасечник “Биология. 5- 6 классы”,  персональный компьютер, мультимедийный проектор, презентация по теме урока, рабочая тетрадь к уроку, раздаточный материал в группах.

 

Педагогические технологии, приемы и методы, применяемые на уроке: рейтинг - урок, групповая технология,  «мозговой штурм»(проблемные задачи), тестирование, использование ИКТ.

 

Структура урока:

 

Ход урока:

Учитель: мы с вами в течение полугода изучали,что растения и животные являются живыми организмами. Вспомните, какими признаками обладают все живые организмы?

Ученики совместно с учителем вспоминают признаки живых организмов

-дыхание(поглощение и выделение газов)

-питание(поглощение различных веществ, усвоение и их перестройка в вещества своего организма);

-размножение(воспроизведение себе подобных);

-рост(увеличение массы и размеров организмов);

-развитие(качественные изменения организмов);

-раздражимость(реакция на изменения окружающей среды);

-выделение(удаление продуктов жизнедеятельности);

-обмен веществ;

-смерть

Учитель: Тема нашего урока «Жизнедеятельность организмов».

Давайте подумаем, какова цель нашего урока. На доске записаны слова в помощь. Закончите предложение,вставив нужные слова «Доказать, что растения и животные - …………………организмы, что все процессы ………….растений и животных………….между собой и окружающей …………».

 

Нормативы  рейтинга, на основании которого выставляется итоговая оценка:(на доске)

“Отлично” – 25-27 баллов.

“Хорошо” – 20-24 балла.

“Удовлетворительно” – 14-19 баллов.

“Неудовлетворительно” – менее 14 баллов.

 

 

Проверка общих знаний по теме (max5 баллов).

Iгруппа

Чем отличается питание животных от питания растений?

Каких животных называют хищниками, какие приспособления для добывания пищи у них имеются?

В чем состоит значение дыхания?

Какие вещества передвигаются внутри растений в процессе обмена веществ?

В чем заключается сходство и различие в передвижении веществ у одноклеточных и многоклеточных животных?

 

 

II группа

Что такое корневое питание, какой участок корня осуществляет всасывание воды с растворенными минеральными веществами из почвы?

Назовите известных вам всеядных животных. Зачем медведь к зиме «нагуливает» жир?

Какой процесс называют дыханием?

Что такое восходящий поток? По каким проводящим тканям он осуществляется?

Какие продукты обмена веществ выделяются из организма позвоночных животных? Через какие органы происходит выделение?

 

 

IIIгруппа

Что такое фотосинтез?

Что такое гетеротрофное питание? Приведите примеры растительноядных животных.

Какие органы дыхания животных вы знаете.

Что такое нисходящий поток? По каким проводящим тканям он осуществляется?

Каково значение сердца в транспорте веществ у животных? Возможно ли движение крови в обратном направлении.

 

 

«Мозговой штурм» (max4 балла).

 

 

 

Iгруппа

Докажите необходимости наличие для фотосинтеза: хлоропластов, углекислого газа, поступающего через устьица из воздуха.

 

IIгруппа

Докажите необходимости наличие для фотосинтеза: воды, поступающей из почвы, света.

 

III группа

Весной у березы, сделав в коре срез, берут сладкий березовый сок. Докажите что это нисходящий поток. Что произойдет с березой, если взять много сока?

 

 

Задания на сравнение и  соотношение понятий и процессов

(max6 баллов).

Установите соответствие между процессами и их признаками:         Слайд №1.

 

ПРИЗНАКИ

ПРОЦЕСС

А) распад органических веществ до неорганических;

Б) выделение энергии;

В) синтез органических веществ из неорганических;

Г) поглощение энергии;

Д) происходит только на свету;

Е) происходит непрерывно.

1) дыхание

2) фотосинтез

 

 

 

Установите соответствие междуСлайд №2.

представителями животных и способом добывания пищи.

ХАРАКТЕРИСТИКА

ТИП

А) Серая крыса;

Б) Бурый медведь;

В) Олень пятнистый;

Г) Капустница обыкновенная;

Д) Паук-крестовик;

Е) Щука обыкновенная.

1) всеядные

2) растительноядные

3) плотоядные

 

 

 

Установите соответствие между определениями и терминами:           Слайд №3.

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

ТЕРМИНЫ

А) органы дыхания у рыб;

Б) органы выделения у амёбы обыкновенной;

В) органы дыхания у наземных позвоночных;

Г) органы дыхания у насекомых;

Д) органы выделения у позвоночных животных и человека.

Е) ) органы выделения у дождевого червя

1) лёгкие

2) почки

3) трахеи

4) сократительные вакуоли

5) жабры

6) нефридии

 

 

 

Рефлексия:

Учитель.

Мы в букет собрали маки жаркие,

Много незабудок голубых.

А потом цветов нам стало жалко,

Снова в землю посадили их.

Только ничего не получается:

От любого ветерка качаются!

Почему осыпались и вянут?

Без _______ расти и жить не станут!

Индивидуальные проверочные тесты

(max12 баллов).

 

Учащиеся выполняют т/к №1 в рабочих тетрадях на страницах 30-31.

У вас на столах рабочие тетради, в них напечатантест, внизу  есть таблица «Личный результат». Заполните эту таблицу и поставьте сами себе оценку, за свои знания по теме

« Процессы жизнедеятельности в живых организмах».

 

Заключительная часть: оценки будут озвучены  на следующем уроке по итогам проверки индивидуальных тестов, исходя из количества набранных баллов.

 

Домашнее задание:составить синквейн:

I группа по теме «Дыхание растений»

IIгруппа по теме «Фотосинтез»

IIIгруппа по теме «Передвижение веществ у животных»

 

 

Поиск

Поделиться:

Физика

Химия

Методсовет