Начальная школа

Русский язык

Литература

История

Биология

География

Математика

Тип урока: комбинированный урок.

Цель урока: изучить организмы, живущие в почве и роль растений, бактерий, грибов и животных в почвообразовании. Узнать какие же взаимоотношения существуют между растениями, животными, грибами, бактериями, населяющими такую среду жизни как почва между собой.

Задачи:

Обучающие: сформировать у учащихся знания о видах организмов, обитающих в почве и изучить взаимоотношения  между организмами, показать зависимость одних видов от других, развить и закрепить знания  о них, об особенностях такой среды обитания как почва, выяснить  роль растений, бактерий, грибов и животных в почвообразовании.

Развивающие: развивать умение анализировать, делать выводы, работать самостоятельно и в группе, развивать познавательный интерес.

Воспитательные: воспитание экологической грамотности и бережного отношения к природе.

Методы обучения: частично поисковый, проблемный, репродуктивный.

Формы организации урока: беседа, работа с текстом учебника, с ИКТ (электронным приложением к учебнику).

Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.

Технологии обучения: элементы проблемного обучения, критического мышления.

Содержание и ход урока:

Организационный этап (2мин). Взаимное приветствие учеников и учителя. Здравствуйте, ребята! Я приветствую всех и желаю успехов и хорошего настроения!

Фиксация отсутствующих. Проверка готовности к уроку.

Сегодня на уроке мы продолжаем изучать виды  животных и других организмов, обитающих в разных средах жизни.

            Тема урока: Почва как среда жизни.  Роль растений и животных в почвообразовании.

Актуализация опорных знаний (10 мин).

Сначала повторим и проверим домашнее задание. Ответьте на вопросы:

- Дайте определение наземно-воздушной среде обитания;

- Какие еще Вам известны среды обитания живых организмов на нашей планете?

- Почему  в разных  средах обитания обитают разные виды животных и растений?

- Какие условия необходимы для жизни живых организмов?

- Какие экологические факторы Вам известны?

- Какие виды растений и животных, населяющие водную среду  вам известны? Приведите примеры.

- Какие виды растений и животных, населяющие наземно-воздушную среду  вам известны? Приведите примеры.

- Докажите, что для таких животных как водомерка  среда обитания - наземно-воздушная, а  как паук-серебрянка - водная?

-Какие приспособления у животных Вам известны для обитания в водной среде?

-Установите соответствие между группами растений по отношению к свету и местами их произрастания.

 

Раздать карточки-задания.

 

q11

 

q10

Мотивация учебной деятельности. Целеполагание.

Изучение нового материала (20-25 мин.)

Давайте посмотрим на тему и попробуем вместе определить цель сегодняшнего урока. А чтобы вам было легче,  вспомним  сказку «Дюймовочка». Напомните мне, где жил слепой жених Дюймовочки ?А какие еще животные  могут  всю  жизнь жить под землей? Что Вы можете сказать? Вот на эти вопросы мы и постараемся ответить в ходе урока. Итак, какая же цель?  Изучить  видовой состав организмов, обитающих в самой молодой и наиболее заселенной  среде жизни  и изучить их роль в почвообразовании.

 

Почва действительно, ребята, является самой молодой и наиболее заселенной средой обитания, так как она возникла вместе с живыми организмами и их в ней действительно много. Давайте познакомимся с составом почвы:

 

q9

 

Состав почвенного и атмосферного воздуха:

 

 

q8

В почве создаются условия, не характерные для других сред:

 

q7

Какие  же организмы населяют почву?

 

q6

q5

q4

 

q3

Просмотр видеофрагмента: Обитатели почвы.

 

 q2

Какая же роль бактерий, грибов и животных в почвообразовании?

Бактерии и грибы, разрушающие отмершие останки растительных и животных существ превращают органические вещества  в неорганические вещества. Дождевые черви и другие землерои (кроты, слепыши), питаясь разлагающимися растительными остатками и опавшими листьями, рыхлят почву,  прокладывают в ней ходы, вентилируя воздухом и делая более плодородной для растений.                 

Давайте выясним почему необходимо охранять почвы и каковы причины разрушения плодородного слоя земли?

 

Запишите определения:

Гумус- органические вещества почвы, образующиеся в результате разложения организмами - редуцентами растительных и животных остатков.

Редуценты – организмы (бактерии и грибы), разрушающие отмершие останки живых существ (органические вещества), превращая их в неорганические вещества.                  

Минеральные (неорганические вещества)-химические вещества, не имеющие углеродного скелета.

Плодородный слой почвы - верхний слой почвы, содержащий гумус и являющийся наиболее благоприятным для роста растений.

 

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (2-3 УПРАЖНЕНИЯ)

 

Закрепление материала (тренажер) (5-10мин.)

Рефлексия. Что нового узнали на уроке? Что понравилось? Что не понятно?  Так какие животные могут жить в почве? Что такое почва? Какая роль у дождевых червей в почвообразовании?  

Оценка.  Домашнее задание: параграф 8 выучить, параграф 6-7 повторить.

Все молодцы! Спасибо за урок! Запишите домашнее задание в дневники.

Все свободны.

 

Поиск

Поделиться:

Физика

Химия

Методсовет