Начальная школа

Русский язык

Литература

История

Биология

География

Математика

Цель: изучить   формы  бесполого размножения организмов.

Планируемые результаты обучения:

Предметные результаты:

– формировать умение объяснять особенности  бесполого  размножения  и его роль в жизнедеятельности растения;

– формировать умение понимать смысл биологических терминов:  почкование, спорообразование, деление, вегетативное размножение;

– формировать умение проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты.

Метапредметные и личностные результаты:

Регулятивные УУД

1. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

2. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

3. Сформировать умение составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

4. Сформировать умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

 

Познавательные УУД

Сформировать умение преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.; работа со схемой).

Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа с учебником – анализ схем и иллюстраций, подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий)

 

Коммуникативные УУД

1. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе, в парах.

 

 

Технология: критического мышления

Вид урока: комбинированный с использованием компьютерных технологий, таблиц, схем, рисунков.

Методы, используемые на уроке   беседа, проблемный, поисковый,  репродуктивный

Формы организации деятельности учащихся: коллективная, групповая, индивидуальная, парная.

Деятельность учащихся: работа с текстом учебника и дополнительной литературой,

заполнение таблицы в тетради, сотрудничество с одноклассниками при обсуж­дении вопросов.

 

Ход урока

1.Организационный момент.

 Здравствуйте!

             Есть такая притча.

Ученик решил задать мудрецу вопрос, на который тот дал бы неправильный ответ: поймал бабочку, зажал ее в ладони, и задумал спросить мудреца, живая бабочка у него в кулаке или мертвая. «Если ответит, что живая, я раздавлю ее, а если скажет - мертвая, я выпущу ее, и учитель в любом случае будет неправ».

- Живая бабочка у меня в руке или мертвая? - спросил ученик своего учителя. Тот улыбнулся и ответил: «Все в твоих руках!»

Сегодняшний урок, ребята, в ваших руках. Только от вас зависит, как вы сегодня будете работать на уроке. Я желаю вам удачи на уроке, и быть более активными.

 

2.  Вызов

- Ребята,  посмотрите на экран, и определите о каком процессе пойдет речь на уроке (мультфильм «Лунтик»)

Учитель: Верно. Размножение – единственный путь к бессмертию, именно в нем заключается смысл жизни любого организма.  Среди свойств,  присущих всем живым организмам, особое место занимает способность  это свойство. 

 Определите тему  урока? (Размножение. Верно)

Тема урока: Размножение живых организмов.

  -А  что вы знаете о  размножении?   «Лесенка успеха». Отметьте, на какой ступеньке вы находитесь сейчас по этой теме. Спасибо.

Задание 1. А что такое размножение?  Работаем в парах. (находят определение ). Скажите, что такое  размножение?

   Размножение – это воспроизведение себе подобных.  Благодаря этому свойству,  жизнь на нашей планете существует и продолжается.

 

Учитель: В природе существует много способов размножения, но всех их можно объединить в два основных типа: БЕСПОЛОЕ и ПОЛОВОЕ.

            Учитель:  Ребята, сегодня на урок я вам принесла  представителей разных царств живой природы, посмотрите, пожалуйста, на стол (дрожжи, грибы, растение, водоросли). Все они размножаются разными  формами бесполого  размножения.

     О чем мы будем говорить на уроке? Определите цель урока.  Мы с вами будем знакомиться  с формами  бесполого размножения.

 

    Верно. Итак, приступим?

Давайте поиграем.

Игра «Верите ли вы, что…»

           1.  Все живые  организмы размножаются.

           2.  При бесполом размножении участвует только один родительский организм. 

           3.  С помощью почкования размножаются простейшие и бактерии.

           4.  Делением  размножаются дрожжи и гидра.  

           5.  Спорами  размножаются грибы, мхи, водоросли;

           6.  Картофель, лук, земляника размножаются с помощью вегетативных органов.

 

Отложите задания, мы к ним еще вернемся.

4.  Осмысление.

      Сейчас,  работая в группах, вы дадите  характеристику  формам  бесполого размножения. Представители групп, подойдите к столу и выберите задание.

 

ЗАДАНИЕ 2:  Работа в группе. Повернитесь друг к другу.

        Изучите  форму  бесполого размножения, используя материал учебника,  дополнительных текстов, презентаций и видеофильмов по плану:

1. Особенности размножения.                 2.Примеры организмов.

 

4 группы, у каждой свое задание. Описывают 4 формы размножения.

Выберите организм,  обладающий   этой формой размножения.

 

 Формы размножения

 Особенности процесса

Примеры организмов

Деление

Расщепление организма на две одинаковые части

Бактерии

Простейшие

Водоросли

Почкование

 На материнской особи происходит образование выроста – почки, из которой развивается новая особь.

Дрожжи

Гидра

Спорообразование

Образуется спора - клетка сочень плотными оболочками

Грибы

Папоротники

Мхи

Водоросли

Вегетативное размножение

Размножение вегетативными органами и их частями

Тюльпаны

Картофель

Ирис

 

 

ВЫВОД:  Существует несколько форм бесполого размножения. Многообразие форм бесполого размножения характерно для представителей всех царств живой природы.

 

            Учитель: Сегодня на уроке мы с вами много узнали о  формах  бесполого размножения. Где вы сможете использовать полученные знания? (на даче, при выращивании комнатных растений).

        Подумайте, какую форму бесполого размножения человек часто использует в своей практической деятельности? (Вегетативное размножение растений)

            7. Рефлексия. Возврат к игре «Верите ли вы, что …».

Ответы:  1 – да;  2 - да,  3 – нет;  4 – нет;  5 – да;   6 – да

     Поставьте себе отметку.

Вернемся к лестнице.  Отметьте, на какой ступеньке вы находитесь сейчас.

Скажите, что было вначале, а что сейчас? Почему?   (спрашиваю у детей)

    Вернемся к цели урока. Достигли ее?

 

Учитель предлагает дать словесную оценку уроку:

        Дайте словесную оценку нашему уроку. Каким был наш урок сегодня?

Кому я могу поставить отметку на уроке и почему? Как ты считаешь? …. …

А я поставлю ………………………..

 

Д/З:  на столах у каждого

   1. Вырастите  новое растение, используя один из способов вегетативного размножения – стеблевыми черенками,   корневищем,  луковицей.  Полученные результаты принести в  школу.

   2.  Написать сказку о бесполом  размножении

 «Лесенка успеха» – нижняя ступенька – у меня ничего не получилось;  средняя ступенька– у меня были проблемы; верхняя ступенька– мне всё удалось.

Используемая литература

Интернет-ресурсы :  Википедия

Биологическая энциклопедия 

Поиск

Поделиться:

Физика

Химия

Методсовет