Начальная школа

Русский язык

Литература

История

Биология

География

Математика

Цель урока: систематизировать, обобщить и углубить знания учащихся  о строении  эукариотических  клеток разных типов.

Задачи урока:

Образовательные:

Обобщить  и систематизировать знания учащихся об особенностях строения клеток растений, животных и грибов.

 

Закрепить умение готовить микропрепараты и описывать особенности строения клеток растений, животных, грибов, выявлять черты их сходства и различия.

Развивающие:

Продолжить формирование у школьников представлений о клетке как структурно – функциональной единице живой природы.

Формировать умения работать с Интернет-ресурсами, создавать презентации на заданную тему.

Воспитательные:

Вырабатывать коммуникативные навыки при работе в группе, умение кратко и четко излагать свои мысли.

 

Практические методы:

Лабораторный метод.

 

          План урока:

1.Оргмомент . Постановка цели и задач урока.

2.Актуализация знаний учащихся  - фронтальный  опрос.

3.Выполнение лабораторной работы.

4.Обобщение и систематизация знаний.

5.Подведение итогов урока. Рефлексия.

6.Домашнее задание.

Ход урока.

Оргмомент .

Приветствие учителя. Проверка готовности класса и оборудования.

Постановка целей и задач урока. 

На доске записана тема урока: лабораторная работа № 1 « Строение эукариотической клетки». Учащиеся записывают в тетради для лабораторных работ тему и цель лабораторной работы. Учитель поясняет задачи урока: систематизировать знания о строении клеток растений, животных, грибов; закрепить навыки работы с микроскопом и приготовления микропрепаратов; продолжить формирование навыков работы в группе.

Актуализация знаний учащихся.  Фронтальный опрос.

 На какие  две группы делятся все клетки?

  Что такое прокариоты? Какие организмы к ним относятся?

 Что такое эукариоты? Какие организмы к ним относятся? 

Назовите основные части эукариотической клетки. 

Каковы особенности строения растительной, животной, грибной клетки?  

Строение микроскопа. Правила работы с микроскопом.   Инструктаж по технике безопасности при работе с лабораторным оборудованием.

(Руководители групп и учитель отмечают активность учащихся, правильность и полноту ответов).

Учащиеся выполняют лабораторную работу  в группах по инструктивным карточкам. ( Приложение №1) 

Заполнение итоговой таблицы на интерактивной доске.  

 Заполняют представители каждой группы по мере готовности.  (Приложение № 2).

Обобщение и систематизация знаний.

Каждая группа представляет краткий отчет о работе, демонстрируют слайды и коротко рассказывают об особенностях строения клетки определенного типа ( растительной, животной или грибной). Презентации заранее копируются  на школьный компьютер.

1 группа. Особенности растительной клетки.  

Растительная клетка имеет клеточную стенку, состоящую из клетчатки (целлюлозы), благодаря чему из растений можно получить древесину как строительный материал, бумагу, ткани. В растительной клетке содержатся пластиды 3-х видов: хлоропласты –зеленые пластиды, в которых происходит фотосинтез; хромопласты – желтые, оранжевые пластиды; лейкопласты – бесцветные пластиды. Все растительные клетки содержат вакуоли – мешочки с клеточным соком. Молодые клетки имеют несколько мелких вакуолей. Старые клетки – одну крупную вакуоль. На микропрепарате кожицы лука хорошо видны клеточные стенки; на препарате листа элодеи можно рассмотреть хлоропласты и наблюдать движение цитоплазмы. В цитоплазме растительных клеток можно видеть глыбки крахмала – это запасное вещество растительных клеток. Вывод: главные особенности растительной клетки – клеточная стенка из целлюлозы, пластиды, вакуоли.

                             q13

 

 

Рисунок 1 растительная клетка            Рисунок 2  покровная ткань растения

       

 

 

2 группа. Особенности строения животной клетки.

Животные клетки не имеют утолщенных клеточных стенок, поэтому их форма более округлая или овальная. В световой микроскоп видны мембрана, цитоплазма, ядро, различные включения. Запасное питательное вещество для животной клетки – гликоген. Пластиды и вакуоли в животных клетках отсутствуют.

 

q14

           Рисунок 3     животные клетки

                

3 группа. Особенности строения грибной клетки.

Клетки грибов имеют клеточную стенку из хитина.  У плесневого гриба мукора молодые гифы представляют собой одну вытянутую клетку, часто многоядерную. По мере старения в гифах образуются перегородки.  В цитоплазме грибной клетки можно увидеть вакуоли, гранулы запасных веществ.

В каждой группе один ученик рассказывает о строении  клетки, второй ученик по ходу этого рассказа выполняет работу с интерактивным рисунком  «строение клетки» на интерактивной доске.

 

 

Подведение итогов. Рефлексия   2 минуты

О чем свидетельствует сходство строения всех эукариотических клеток?

Представьте, что в клетках организма прекратилось образование лизосом. К каким последствиям и почему это могло бы привести?

Как можно объяснить тот факт, что митохондрии и пластиды обладают собственной ДНК, а другие органоиды не имеют

 

Домашнее задание 1 минута:  параграф 2.7,  2.8

 

 

Приложение 1.

Инструктивная карточка к лабораторной работе № 1

«Изучение строения эукариотической клетки»

Тема: Строение эукариотической клетки.

Цель: изучить особенности строения растительной, животной клетки и грибной клеток, их сходство и различия.

Оборудование: микроскоп, микропрепараты  клеток, предметные и покровные стекла, пипетки, луковица, йод, водное растение элодея, плесневый гриб мукор.

Ход работы.

Подготовьте микроскоп к работе.

1 группа. Особенности растительной клетки.

Рассмотрите готовый микропрепарат растительной покровной ткани сначала при малом увеличении, затем при большом увеличении. Какие части клетки видны в световой микроскоп? Зарисуйте несколько клеток, подпишите названия органоидов клетки, видимых в световой микроскоп.

Приготовьте микропрепарат кожицы лука.  На предметное стекло нанесите каплю воды, подкрашенной йодом. С помощью препаровальной иглы снимите пленку с чешуи лука, поместите ее в каплю воды, расправьте иглой и накройте покровным стеклом.  Поместите препарат на предметный столик микроскопа, закрепите зажимом и рассмотрите сначала при малом, а затем при большом увеличении. Приготовьте и рассмотрите препарат листа водного растения элодеи. Зарисуйте несколько клеток.

2 группа. Особенности животной клетки.

Рассмотрите готовый микропрепарат животной эпителиальной ткани сначала при малом увеличении, затем при большом увеличении. Какие части клетки видны в световой микроскоп? Зарисуйте несколько клеток, подпишите названия органоидов клетки, видимых в световой микроскоп.

2.Приготовьте микропрепарат эпителиальной ткани слизистой оболочки ротовой полости. На предметное стекло нанесите каплю воды, подкрашенной йодом. С помощью зубочистки или ватной палочки соскоблите эпителий с внутренней части щеки, перенесите соскоб в каплю воды и накройте покровным стеклом. Поместите препарат на предметный столик, закрепите зажимом и рассмотрите сначала при малом, а потом при большом увеличении. Зарисуйте несколько клеток.

                        3  группа. Особенности грибной клетки.

1.Рассмотрите готовый микропрепарат грибных клеток сначала при малом увеличении. Затем при большом увеличении. Какие части клетки видны в световой микроскоп? Зарисуйте несколько клеток, подпишите названия органоидов клетки, видимых в световой микроскоп.

2.Приготовьте микропрепарат из плесени гриба мукора.  Поместите препарат на предметный столик, закрепите зажимом и рассмотрите клетки грибницы сначала при малом увеличении, затем при большом увеличении. Зарисуйте несколько клеток.

Вывод:  занести результаты работы в сводную таблицу после сообщения каждой группы

Объект изучения

(ткань, клетка)

Особенности строения

Черты

различия

Черты

сходства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №2

Сводная таблица «Строение эукариотической клетки»

Таблица нарисована на доске и заполняется представителями каждой группы по ходу выполнения лабораторной работы.

 

Объект изучения

(ткань, клетка)

Особенности строения

Черты

различия

Черты

сходства

Растительная клетка

Клеточная стенка из целлюлозы, мембрана, цитоплазма, ядро, пластиды, вакуоли,

Клеточная стенка, пластиды, вакуоли. Клетки цилиндрической формы

Все клетки имеют мембрану, цитоплазму, ядро.

Клетка – структурно-функциональная единица живого

Животная клетка

 

Мембрана, цитоплазма, ядро

Клетки овальной формы

Грибная клетка

 

Клеточная стенка из муреина, мембрана, цитоплазма,ядро

Клеточная стенка,

Клетки вытянутые, многоядерные

 

 

Поиск

Поделиться:

Физика

Химия

Методсовет