Начальная школа

Русский язык

Литература

История

Биология

География

Математика

Цели: раскрыть сущность процесса дыхания, его роль в обмене веществ; продолжить развитие понятия о связи строения и функций органов на примере органов дыхания; объяснить функциональную взаимосвязь кровеносной и дыхательной систем; познакомить с гигиеническими правилами.

Задачи урока:

образовательная: изучить анатомические и морфологические особенности органов дыхания, голосового аппарата человека;

развивающая: продолжить формирование у учащихся умений применять полученные знания для решения проблемных задач;

воспитательная: продолжить воспитание навыков здорового образа жизни.

 

Оборудование: презентация, компьютерное оборудование, экран.

Ход урока.

Актуализация знаний.

Учитель: -«Пока дышу, надеюсь», - сказал  римский поэт Овидий.

Эта фраза станет эпиграфом к нашему уроку т. к. дыхание - самая драгоценная и оберегаемая «ниточка», от которой зависит наше земное существование.

 Создание проблемной ситуации:

Учитель задает вопрос: «Почему человек может прожить без еды несколько недель, без воды несколько дней, а без воздуха умирает через несколько минут?».

(Результат исследования «Значение дыхания» представит _________ .)

II. Изучение нового материала. 

Отвечая на поставленный вопрос, учащиеся приходят к выводу, что питательные вещества и вода в организме человека могут запасаться, кислород нет, т.е. он должен поступать постоянно в процессе дыхания. Учитель подводит учащихся к определению процесса дыхания как газообмена между организмом и внешней средой.
- Для чего мы дышим? Что общего между горением дров и дыханием?(

Практически всегда учащиеся отвечают, что мы дышим,  для того чтобы жить. Они делают предположения, но точно ответить не могут. Для того чтобы дети могли ответить на этот вопрос необходимо рассказать о горении дров в костре. В процессе беседы приходим к выводу, что в результате горения органического вещества (дров) с участием кислорода выделяется энергия (свет, тепло). Продукты горения - углекислый газ и вода.

Вывод:кислород необходим для образования энергии в процессе окисления органических веществ.Дыхание – это обмен газами между клетками и окружающей средой.

 

Учитель: -При нормальном дыхании человек дышит через нос. А зачем человеку нос? Подобно глазам, губам, ресницам, нос, как бы критически к нему не относиться,- украшение лица. Представить человека с двумя дырочками на ровном месте просто невозможно!

«Без носа человек - черт знает что – птица не птица, гражданин не гражданин, - просто возьми, да и вышвырни за окошко!..» - так написал о носе Н.В.Гоголь. А если серьезно? Для чего появился нос у человека разумного?  Исследовал эту проблему ____________________________________ . Ему слово!

(результаты исследования по теме «Строение и функции носовой полости», презентация).

Функции носовой полости (запись в тетради)
- защитная функция,
- согревание воздуха,
- увлажнение воздуха,
- обоняние,
-участие в речи и в мимике.

Учитель: -  Из носовой полости воздух идет в глотку, которая заканчивается гортанью. В глотку ведет и пищевая трубка. Гортань  имеет вид воронки.

(обращение к таблице).

Гортань имеет вид воронки, стенки которой образованы несколькими хрящами. Самый крупный из них – щитовидный. У мужчин он несколько больше, чем у женщин, выступает вперед и образует кадык. Вход в гортань во время проглатывания пищи закрывается хрящом – надгортанником.

Сделайте несколько глотательных движений. Что происходит с гортанью?

(ответы уч-ся)

При глотании пищи надгортанник закрывает вход в трахею, а щитовидный хрящ поднимается и пища проходит в пищевод.

? А что происходит с дыханием во время глотания?  Оно останавливается.

В гортани находится 2 пары голосовых связок. Нижняя пара участвует в голосообразовании. Они связаны спереди  и сзади с хрящами, натягиваются и сближаются. Когда человек спокойно дышит, связки разъединены. При усилении дыхания они разводятся, чтобы воздух спокойно проходил. При этом связки вибрируют и издают звук. Крик вредит голосовым связкам.

Работа с рисунком 65 учебника с. 139.

? кто из людей глубоко дышит, кто спокойно, а кто поет?

У мужчин длина голосовых связок 20-24 см, у женщин – 18-20. Чем длиннее и толще связки, тем голос ниже. (возрастные особенности при половом созревании).

? А когда возникают звуки речи – при вдохе или при выдохе?   При выдохе.

Но для образования речи необходимы еще и губы, и язык и зубы.

(МИНОНОСЕЦ МЧАЛСЯ)

Артикуляция – процесс образования речи – формируется у детей до 5 лет.

(Запись в тетради о функциях гортани)

Из гортани воздух идет в трахею и бронхи.

«Строение и функции трахеи и бронхов» - исследование ___________________.

(Уч-ся выступают с презентацией).

(Запись в тетрадях функций трахеи и бронхов)

 

Ф И З П А У З А

ЧУДО-НОС

После слов «задержу дыхание» учащиеся делают вдох и задерживают дыхание.

Учитель читает стихотворный текст, ребята только выполняют задание.

Носом дышу,

Дышу свободно,

Глубоко и тихо –

Как угодно.

Выполню задание,

Задержу дыхание.

Раз, два, три, четыре –

Снова дышим:

Глубже, шире.

Встали, руки подняли, потянулись,

Сели на место, улыбнулись!

 

Учитель: - Итак, продолжаем!Бронхиолы открываются в легочные пузырьки. Проследил ход воздуха далее ____________________ . Результаты представьте, пожалуйста!

(уч-ся  выступают с исследованием)

Учитель: -  Итак, давайте сделаем вывод. Что мы отнесем к воздухоносным путям, а что к органам дыхания?

Схема в тетради:

Дыхательная система

 

         Воздухоносные путиОрганы дыхания

- Носовая полость                                                                   - Легкие

- Гортань

- Трахея

- Бронхи

Учитель: - Большинство микроорганизмов задерживается и обезвреживается в воздухоносных путях. Но они могут вызвать и заболевания.

С ними нас познакомит  __________________________.

(выступает ученик)

Закрепление материала.

Учитель: - Ребята! Давайте сделаем выводы по материалу сегодняшнего урока.

- Какие органы составляют дыхательную систему человека?

- Какие функции выполняет полость носа?

- Почему в холодную погоду не рекомендуют дышать ртом?

- Что представляет собой голосовой аппарат человека?

- Почему членораздельная речь в животном мире существует только у человека?

- Как расположены голосовые связки во время разговора или молчания?

- Почему простуженного человека легко определить по голосу? Что значит высказывание «прокуренный голос»?

- Какие органы помимо голосовых связок принимают участие в образовании речи? Меняется ли речь при отсутствии зубов? Почему на востоке слугам за болтливость отрезали язык?

- Какую функцию выполняет надгортанник? Объяснить фразу «Когда я ем, я глух и нем».

- В 3-4 летнем возрасте по голосу трудно определить пол ребенка. При взрослении голос  дифференцируется по высоте на мужской и женский. Какие изменения происходят с голосовыми связками при этом?

 -  Что такое кадык? Почему он бывает только у мужчин?

 

IV. Домашнее задание:  § 26, стр.  132 -137. По выбору: сообщение на тему «Первый вдох новорожденного»; тест по теме: «Дыхание»,  свод правил по гигиене дыхания, рекорды по дыханию

Рефлексия

Синквейн – составление четверостишия по схеме:

первая строка – понятие, выраженное существительным,

вторая строка – описание двумя прилагательными (причастиями),

третья строка – четыре значимые слова, выражающие отношение к понятию,

четвѐртая строка – слово-синоним понятию, обобщение или расширение смысла.

Оценки.

Спасибо за урок! До встречи!

Поиск

Поделиться:

Физика

Химия

Методсовет