Начальная школа

Русский язык

Литература

История

Биология

География

Математика

 

1. Во флоре Кавказа насчитывается около 6000 видов цветковых растений, а на такой же площади Европейской равнины около 2000. Чем вы объясните это различие?

2. Объектив микроскопа увеличивает в 20 раз, а окуляр — в 15 раз. Подсчитайте, какое увеличение можно получить в микро­скопе.

3. Если рассмотреть под микроскопом лист водного растения элодеи, можно увидеть движение цитоплазмы. Однако у других растений мы этого не наблюдаем. Почему?

4. У растений (лука, кукурузы, гороха, фасоли), которые вы­ращиваются в питательном растворе, значительно уменьшается ко­личество корневых волосков или они исчезают совсем.  Почему?

5. Подземные побеги картофеля и топинамбура (клубни) под действием света зеленеют, а подземные органы георгин нет. Почему?

6. В сельскохозяйственной практике производят окучивание рас­тений, однако многие растения в этом не нуждаются. Объясните целесообразность или нецелесообразность подобного агротехниче­ского приема.

7. Двое учащихся решили вырастить герань. Один из них купил глиняный цветочный горшок, положил в него камни, сверху насыпал слой почвы, а затем посадил герань. Второй посадил герань в железную банку с землей. Ухаживали мальчики за цветами одина­ково. У первого герань вскоре зацвела, а у второго зачахла. По­чему?

8. Хорошо известен опыт, показывающий наличие корневого давления, однако если поставить срезанные цветы в воду, то уровень воды в вазе быстро понизится, хотя корней нет (рис. 1). Почему?

9. Фосфорные удобрения и навоз вносят в почву осенью, а азотные — в  первой  половине лета  в  виде  подкормки.  Почему?

10.Ученица неудачно пересадила комнатное растение и повре­дила много корешков. Растение стало вянуть, хотя его хорошо поливали. Дайте объяснение, почему стало вянуть растение.

11. Растения экономно испаряют воду, однако часто после дож­дя или рано утром на кончиках листьев земляники можно увидеть капельки воды. Если их попробовать на вкус, они сладкие. Объяс­ните это явление.

12. Школьники посадили деревья, но не все их обрезали. В ре­зультате многие пересаженные деревья засохли. Дайте объяснение этому явлению.

Из почвы растения поглощают воду и минеральные вещест­ва.  Однако такие  вещества,  как  сахар,  белки,  масла,  крахмал, растения не получают из почвы.  Почему в растениях находятся эти вещества.

     рис. 1.

13. Почему салат и шпинат рекомендуют срывать вечером?

14. На двух делянках был посажен картофель одного сорта. Одна делянка была под яблонями, а другая — на открытом месте. Уход был одинаковый. С какой делянки и почему собрали больший урожай картофеля?

15. С гектара пшеницы в среднем получается 16 т сухого ве­щества (4 т зерна и 12 т соломы и корней). Для получения одного килограмма сухого вещества расходуется не менее 300 л воды. Сколько расходуется воды при выращивании пшеницы на 5000 га?

16. У сосен, растущих в лесу, теряются нижние ветки, а у ели они сохраняются до глубокой старости. Объясните данное явление.

17. После сильного дождя рожь на поле «полегла». Однако как только погода изменилась, рожь «встала». Дайте объяснение этому явлению.

18. С какой целью человек использует прививку плодовых рас­тений?

19. Цветки растений имеют различную окраску, но замечено, что растения, цветущие вечером и ночью, имеют чаще всего венчик белого и желтого цвета. Дайте объяснение этому явлению.

20. У большинства растений сначала появляются листья, а затем растения зацветают, но известны растения, которые зацветают прежде, чем появляются листья. Объясните это явление.

21. Ученые заметили, что весной зацветают растения с фиоле­товыми и синими цветками, летом — с белыми или желто-белыми. Дайте объяснение этому явлению.

22. Безветренная погода во время цветения ржи и пшеницы может стать причиной снижения урожайности ржи, а на урожай пшеницы такая погода не влияет. Почему?

23. Вкус ягод зависит от погоды и от времени их сбора. Когда ягоды слаще, в дождливый или ясный солнечный День?

24. Почему капусту и томаты сажают рассадой, а свеклу и огурцы — семенами?

25. На 1 га поля растет 500 растений капусты, каждое из кото­рых испаряет за сутки 1 л воды. Пользуясь микрокалькулятором, рассчитайте, сколько потребуется влаги для ухода за капустой на площади 300 га в течение двух летних месяцев (60 дней).

26. Для повышения урожая используют различные удобрения. На поля, где росли бобовые, не вносили удобрения, но, несмотря на это, с них был получен большой урожай пшеницы и картофеля. Дайте объяснение этому явлению.

27. Луга, возникшие на месте сведенных лесов и на водораз­делах, дают неплохой "урожай сена, однако луга в поймах рек дают значительно больше сена. Чем это можно объяснить?

28. Из зерна пшеницы, попавшего в придорожный грунт, вы­росло растение высотой 10 см и с маленьким колосом, а в поле из такого же зерна выросло мощное растение с крупным колосом. Объясните это явление.

29. На лугу в течение нескольких лет пасли крупный рогатый скот. Изменится ли состав растений на этом лугу?

30. В березовом и осиновом лесу между деревьями были по­сажены молодые ели. Через некоторое время на этом месте вырос сумрачный еловый лес. Объясните это явление.

31. Лесоводы знают, что с увеличением возраста леса коли­чество деревьев в нем уменьшается. Например, сосна высеивает примерно 25 млн. семян на 1 га; через 20 лет вырастает около 5 тыс. деревьев, а через 150 лет остается примерно 500 сосен. Объясните, с чем это связано. Какая здесь существует биологи­ческая закономерность?

32. Двое учащихся выращивали картофель. Они поливали, рых­лили почву, подкармливали и окучивали растения одинаково. Один из них оборвал с ботвы картофеля много листьев, другой — удалил с ботвы только боковые побеги и цветки. Кто из них соберет больший урожай и почему?

33. При длительном хранении клубней картофеля из глазков часто вырастают не побеги, а молодые клубеньки — «детки» (рис. 2). Дайте объяснение этому явлению.

gffse2


34. Зимой в саду к стволам плодовых деревьев подгребают снег, который покрывают еще и слоем опилок. Почему при таком уходе деревья дают больший урожай?

 

35. При длительном хранении клубни картофеля теряют вес, морковь также теряет вес и стано­вится менее сладкой. Дайте объяс­нение этому явлению.

36. В аквариумы, кроме рыбок, помещают различные водные рас­тения: валлиснерию, криптокорину, элодею и другие. Они украшают аквариумы. Если вынуть эти рас­тения из воды, они теряют свою форму. Какие особенности строе­ния обеспечивают мягкость и гиб­кость этих растений?

37. У деревьев и других растений, произрастающих на суше, вода и минеральные соли передвигаются по сосудам древесины снизу вверх (от корней к листьям). Органические же вещества пе­редвигаются по сосудам луба от листьев к корням. У водорослей нет проводящей системы. Как у водорослей происходит обмен ве­ществ?

38. Водоросли, как и все растения, нуждаются в солнеч­ном свете, однако многие морские водоросли могут жить только на больших глубинах, куда он слабо проникает. Эти водоросли имеют красную и коричневую окраску. Дайте объяснение подобному яв­лению.

39. По внешнему строению морские водоросли похожи на рас­тения суши, однако ризоиды морской водоросли — не корни, а тело водоросли — не лист. Почему?

40. Большинство водорослей произрастает в воде, однако водо­росли, которые растут в приливно-отливной зоне морей и океанов, часть суток находятся вне воды, что им совсем не вредит. Какие приспособления имеются у водорослей, помогающие им переносить неблагоприятные условия?

41. Давно замечено, что в северных морях, где вода холодная, водоросли растут значительно лучше, чем в морях южных широт. Объясните это явление.

42. Мох выдерживает большие морозы и сильную жару, растет при сравнительно небольшом количестве света, однако он сильно нуждается в воде. Почему?

43. После экскурсии на торфопредприятие в классе возникла дискуссия, как образуется торфяное болото. Одна группа считала, что болото появляется вследствие зарастания водоемов. Другая утверждала, что сами растения способствуют заболачиванию, по­нижению местности и постепенному появлению торфа. Кто из них прав?

44. Растения в природе достигают значительных размеров, встречаются деревья высотой 30—40 м и больше. Однако на торфяных болотах деревья практически не растут, а большинство мохоподобных растений низкорослы. Объясните данное явление.

45. В лесном массиве произрастало много папоротников, од­нако после вырубки леса папоротники погибли. Почему?

46. Как вы думаете, отличаются ли по своему строению корне­вые системы двух сосен одного вида при условии, что одна из них выросла на камнях в гористой местности, а другая — на болоте?

47. Замечено, что во время сильной бури ветер выкорчевывает ели, а сосны ломает. Почему?

48. В тропических лесах много лиан и других вьющихся рас­тений, в то время как в лесах средней полосы они не встречаются. Почему?

49. Самыми многочисленными в тропиках являются орхидные, у которых цветки имеют приспособления к опылению определенны­ми насекомыми и птицами колибри, а в умеренном климате — сложноцветные. Почему?

50. Папоротники достигают значительных размеров в тропиче­ских лесах и сравнительно крупных в средней полосе, а мхи нет. Дайте объяснение этому явлению.

51*. Леснику предложили выбрать себе участок для постройки дома. Какой участок порекомендовали бы вы ему выбрать: в ело­вом лесу, где много мха и лишайников, или в березовом. Почему?

52*. Одни растения широко распространены, например листвен­ница, береза, тополь, подорожник. Другие растут только в опре­деленных местах, например в горах растет эдельвейс, в лесах — ландыш, на болотах — клюква и др. Объясните это явление.

53*. Рост корня, стебля, листа, цветка, плода зависит отделения и роста  клеток.  Весной в древесине образуются 

более крупные клетки, чем осенью. Как объяснить это явление?

54*. Среди растений средней полосы крупные и яркие цветы имеют в основном травы и кустарники, а не деревья. Как вы ду­маете, почему?

55*. Корни кукурузы с 1 га накапливают столько железа, что из него можно выковать 2 кг гвоздей, а из меди, накапливаемой

этими же корнями, можно изготовить 20 м проволоки. Рассчитай­те, сколько металла можно получить из посевов кукурузы с пло­щади в 1 тыс. га.

56*. Осенью наряду с молодыми растениями пастушьей сумки в лесу можно встретить цветущие растения с плодами. Дайте объяс­нение этому явлению.

57*. Помимо растений, в листьях которых протекает процесс фотосинтеза, встречаются растения с хорошо развитыми листьями, но в них не происходит фотосинтеза (например, внутренние листья кочана капусты). Объясните это явление.

58*. Многие зимние сорта яблок снимают с дерева еще зеле­ными и совсем невкусными, однако через некоторое время они до­зревают. Объясните это явление.

gffse1



59*. В листьях растений в хлоропластах интенсивно протекает процесс фотосинтеза. Происходит ли он в плодах (рис. 3)? Почему?

  

60*. При выращивании некоторых овощных растений, например капусты, нельзя обрывать наружные листья. Почему?

61*. Летом многие пруды, а также аквариумы, которые стоят у окон, «зацветают» — вода в них теряет свою прозрачность и ста­новится зеленой. Почему это опасно для жизни водоема?

62*. На пустыре, где росла крапива, решили посадить огурцы или горох. Крапива, как известно, растет на богатой минеральными веществами почве. На этом участке посадили горох. Правильно ли был сделан выбор?

63*. В тропических лесах можно встретить деревья, корни кото­рых располагаются не только в почве, но и над почвой. Дайте объяснение этому явлению.

64*. Косить траву можно в любое время дня, но народная мудрость гласит, что лучше всего ее косить утром. Справедливо ли это утверждение?

65*. Большинство растений, цветущих весной, отцветают весной или в начале лета, однако известно, что некоторые из них иногда дают отдельные цветки и осенью. Объясните это явление.

66*. Если в почву, бедную известью, положить кусочек мрамора, то через некоторое время (около трех месяцев) он будет «изъеден» корнями растений. Каким образом растения «грызут» камни?

67*. На месте вырубленного леса часто начинается заболачи­вание почвы. Чем это можно объяснить, ведь эти участки гораздо сильнее освещаются и обогреваются солнцем?

 

Поиск

Поделиться:

Физика

Химия

Методсовет