Начальная школа

Русский язык

Литература

История

Биология

География

Математика

 

Человек и природа

Восприятия человеком природы как живой материи (влияния природы на душу чело­века)

«Слово о пол­ку Игореве»

Вся природа в «Слове» наделя­ется автором человеческими чувствами, способностью раз­личать добро и зло. Она преду­преждает русских о несчастьях, переживает с ними горе и ра­дости.

 

А.П. Чехов «Степь»

Егорушка, мальчик 9-ти лет, пораженный красотой степи, очеловечивает её и превращает в своего двойника: ему кажет­ся, что степное пространство способно и страдать, и радо­ваться, и тосковать. Его пере­живания и мысли становятся не по-детски серьезными, фило­софскими.

 

Л.Н..Толстой «Война и мир»

Наташа Ростова, восхищаясь красотой ночи в Отрадном, го­това полететь, как птица: её окрыляет увиденное. Андрей Болконский во время поездки в Отрадное увидел ста­рый дуб, и изменения, .которые впоследствии произошли в ду­ше героя, связаны с красотой и величием могучего дерева.

 

В. Астафьев «Царь-рыба»

Рыбак Утробин, поймав на крючок огромную рыбу, не в силах справиться с ней. Для то­го, чтобы избежать гибели, он вынужден отпустить ее на сво­боду. Встреча с рыбой, симво­лизирующей нравственное на­чало в природе, заставляет этого браконьера пересмотреть свои представления о жизни.

Постиже­ния пре­красного в природе

Ю. Яковлев

«Разбуженный

соловьями»

Озорного, непоседливого Селюжонка однажды в пионер­ском лагере разбудили соловьи. Рассердившись, с камнем в ру­ке, он решает расправиться с птицами, но замирает, заворо­женный пением соловья. Что- то стронулось в душе мальчи­ка, ему захотелось увидеть, а потом и изобразить лесного волшебника. И пусть вылеп­ленная им из пластилина птица даже отдаленно не напоминает соловья, Селюжонок испытал животворящую силу искусства. Когда соловей снова разбудил его, он поднял с кроватей всех ребят, чтобы те тоже услышали волшебные трели. Автор утвер­ждает, что постижение красоты в природе ведет к постижению красоты в искусстве, в себе.

 

Бережного отношения к природе

Н.А. Некрасов «Дед Мазай и зайцы»

Герой стихотворения во время весеннего наводнения спасает тонущих зайцев, собирая их в лодку, вылечивает двух забо­левших зверьков. Лес для не­го — родная стихия, и он пере­живает за всех его обитателей.

 

В. Астафьев «Царь-рыба»

Природа жива и одухотворена, наделена нравственно- карающей силой, она способна не только защищаться, но и не­сти возмездие. Иллюстрацией карающей силы служит судьба Гоши Герцева. Этот герой не­сет наказание за высокомерный цинизм по отношению к людям и к природе. Карающая сила распространяется не только на отдельных героев. Нарушение равновесия несет угрозу всему человечеству, если оно не об­разумится в своей намеренной или вынужденной жестокости.

Проблемы семьи

Роли детст­ва в жизни человека

Л.Н. Толстой «Война и мир»

Петя Ростов накануне своей трагической гибели в отноше­ниях с товарищами проявляет все лучшие черты «ростовской породы», унаследованные им в родном доме: доброту, откры­тость, желание помочь в лю­бую минуту.

 

В. Астафьев «Последний поклон»

Бабушка Катерина Петровна

вложила во внука Витьку глу­бокие человеческие премудро­сти, стала для него символом любви, добра, уважения к че­ловеку.

Роли семьи в формиро­вании лич­ности

Л.Н. Толстой «Война и мир»

В семье Ростовых всё строи­лось на искренности и доброте, поэтому и дети — Наташа. Ни­колай и Петя — стали по- настоящему хорошими людь­ми, а в семье Курагиных, где карьера и деньги решали всё, и Элен, и Анатоль — безнравст­венные эгоисты.

 

И. Полянская «Утюжок и мороженое»

Негативная психологическая атмосфера в семье, бездушие взрослых стали причиной серь­ёзной болезни Риты, маленькой героини рассказа, и жестоко­сти, хитрости, изворотливости её сестры.

 

Материнст­ва (роли ма­тери в вос­питании)

М. Горький «Сказки об Италии»

Автор считает, что мать — это «источник всепобеждающей жизни»; всё лучшее на земле — от матери.

 

А. Фадеев «Молодая гвардия»

В лирическом отступлении о матери автор говорит о том, что мать, её забота воспитыва­ют в любом из нас нравствен­ность, умение ценить жизнь.

 

К. Воробьев «Тетка Егориха»

Сирота Санька в рассказе оси­ротеет ещё раз, когда потеряет ставшую ему больше чем мате­рью тетку Егориху.

 

В.П. Астафьев «Сопричаст­ный всему жи­вому...»

Автор утверждает: если бы ему дано было повторить жизнь, он одно просил бы у своей судьбы — оставить с ним маму. Её не хватало писателю всю жизнь, и он обращается ко всем с прось­бой беречь матерей, ведь они бывают только раз и никогда не возвращаются, и никто их заменить не может.

Материнст­ва как под­вига

Л. Улицкая «Дочь Буха­ры»

Бухара, героиня рассказа, со­вершила материнский подвиг, всю себя отдав воспитанию до­чери Милы, у которой был син­дром Дауна. Даже будучи смер­тельно больной, мать продумала всю дальнейшую жизнь дочки: устроила на работу, нашла ей новую семью, мужа, и только после этого позволила себе уй­ти из жизни.

 

В. Закруткин «Матерь чело­веческая»

Мария, героиня повести, во время войны взяла на себя от­ветственность за своих и чужих детей, спасла их, стала для них Матерью.

Взаимоот­ношения отцов и де­тей

А. Алексин «Безумная Ев­докия»

Оленька, героиня рассказа, та­лантливая девочка, но эгоистка, избалованная отцом и матерью. Слепая родительская любовь породила в Оле убеждение в своей исключительности. Не­желание понимать чувства и переживания близких людей, друзей приводит в конце концов к тяжелейшей болезни матери.

 

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»

Бульба считал, что только тогда воспитание Остапа и Андрия может быть завершенным, ко­гда они познают боевую пре­мудрость и станут его достой­ными наследниками. Однако измена Андрия сделала Тараса убийцей, он не смог простить сыну предательства. Только Остап согрел душу отца своим мужеством в бою, а затем и во время казни. Для Тараса товарищество оказалось выше всех кровных связей.

 

Р. Брэдбери «Вельд»

Венди и Питер, герои рассказа, совершают чудовищный по сво­ей бесчеловечности поступок: убивают собственных родите­лей. И это убийство неслучайно: оно результат воспитания, когда детей безмерно балуют, потака­ют их прихотям.

1

Ф. Искандер «Начало фор­мы»

Герой рассказа, Георгий Анд­реевич, понял, что родительский авторитет возникает не из прика­зов и угроз, а завоевывается тру­дом, умением доказать сыну, что отца есть за что уважать.

 

А. Амлинский

«Нескучный

сад»

На примере трех поколений се­мьи Ковалевских можно про­следить влияние родителей на детей. В романе не только сын ищет у отца ответы на мучившие его вопросы, но и отец ощущает потребность в духовном обще­нии с сыном. Писатель убежден: взрослые обязательно должны «владеть даром понимания, а значит, и сопереживания». Если его нет, неминуемо отчуждение детей от семьи, школы и в итоге от общества. Из непонимания, недоверия рождается драма­тизм отношений между близ­кими людьми, родителями и детьми.

 

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

Наставления отца помогли Петру Гриневу даже в самые критические минуты оставаться честным, верным себе и долгу.

 

Н.В. Гоголь «Мертвые ду­ши»

Следуя завету отца «копить ко­пейку», Чичиков всю свою жизнь посвятил накопительст­ву, превратившись в человека без стыда и совести.

Взаимоот­ношений в семье

А. Амлинский «Возвращение брата»

В повести создан образ очень искреннего, непосредственного мальчишки, мечтавшего о дру­ге, защитнике. Он надеется об­рести его в старшем брате и с нетерпением ждет его возвра­щения. Но старший брат поте­рял себя как личности, опус­тился на «дно» жизни. Однако вера младшего брата, невоз­можность обмануть его помо­гают старшему, Ивану, вер­нуться к нормальной жизни.

 

А. Алексин «Безумная Ев­докия»

Родители, ослепленные талант­ливостью дочери Оли, уверо­вавшие в ее исключительность, не желают понять классную руководительницу, стремя­щуюся «сделать успех каждого, радость каждого — успехом и радостью всех». И Евдокия Са­вельевна, и ребята готовы оце­нить и полюбить талант, но не могут принять и простить Олиного высокомерия и пренебре­жения к ним. Много позже отец поймет учительницу и со­гласится, что желание быть первым любой ценой обрекает человека на одиночество.

 

А. Алексин «Раздел иму­щества»

Отношения между людьми в се­мье строились по принципу «нужен пока нужен». Алексин рисует открытое противостояние двух начал: доброты, сердечно­сти, умения отказаться от лично­го ради близких людей (бабушка Анисья) и прикрываемой краси­выми фразами бездуховности, прагматизма (мать). И между двумя этими близкими людьми — Вера. Конфликт разрешается трагедией: бабушка уезжает на­всегда в деревню, а Вера вновь тяжело заболевает.

 

А. Лиханов «Чистые ка­мушки»

Двенадцатилетний Михаська проживает на страницах книги сложную внутреннюю жизнь: беззаветно любя свою работу, учил мальчишек не только сек­ретам фотографии, но и внушал им веру в то, то они способны, талантливы. Эта уверенность помогла впоследствии каждому из них стать личностью.

-

А. Лиханов «Обман»

У главного героя, Серёжи, умерла мать. Все его дальней­шие беды связаны с этой, глав­ной. На него обрушивается це­лая череда обманов: выясняется, что родной отец, оставивший семью, живет в их городе, отчим и его мать, Сережина учительница, припуг­нув бабушку, что им с Сережей не прожить на пенсию, пересе­ляют их из двухкомнатной квартиры в жалкую комнатуш­ку. Тяжело переживает маль­чик и свалившееся на него одиночество: от него фактиче­ски отказались и отец, и отчим. Сложный путь прошел герой, пока не понял, что невозможно жить во лжи. В свои четырна­дцать лет Сережа Воробьев приходит к убеждению о необ­ходимости самому принимать решения.

Преемст­венности поколений

Э. Хемингуэй «Старик и мо­ре»

Старый кубинский рыбак Сан­тьяго надеется, что его .мастер­ство сохранится в веках, но са­мое главное — оно может быть передано как самое дорогое на­следство следующим поколе­ниям. Поэтому он учит маль­чика всем премудростям ремесла и жизни.

Роли учи­теля в жиз­ни челове­ка

А.И. Куприн «Тапер»

Антон Рубинштейн, великий композитор, услышав талантли­вую игру на фортепиано никому не известного юного тапера Юрия Азагарова, помог ему стать известным музыкантом

 

В. Распутин «Уроки фран­цузского»

Учительница Лидия Михай­ловна преподала герою не толь­ко уроки французского языка, но и доброты, сочувствия, умения чувствовать чужую боль.

 

В. Быков «Обелиск»

Учитель Мороз стал для учени­ков образцом во всем, он даже погиб вместе с ними, считая, что учитель всегда должен быть со своими учениками.

 

А. Лиханов «Драматиче­ская педагоги­ка»

«Самое дурное, что может быть на белом свете, — воспитатель, не признающий, не видящий, не желающий видеть своих оши­бок. Учитель, который ни разу не сказал своим ученикам, их родителям, самому себе: «Изви­ните, я ошибся» или: «Я не су­мел».

 

А. Алексин «Третий в пя­том ряду»

Учительница Вера Матвеевна, размышляя о методах воспита­ния, вынуждена признать, что была неправа, стараясь воспиты­вать всех своих учеников одина­ково: «Нельзя подавлять челове­ка. .. добро каждый должен творить по-своему ... Непохо­жесть характеров вряд ли стоит принимать за несовместимость».

 

А. Алексин

«Безумная

Евдокия»

Учительница Евдокия Васильев­на была убеждена: самый боль­шой талант в её учениках — та­лант доброты, желания прийти на помощь в трудную минуту, и именно эти черты характера она воспитывала в них.

 

А. де Сент- Экзюпери «Маленький принц»

Старый Лис научил Маленько­го принца постигать мудрость человеческих отношений. Что­бы понять человека надо нау­читься вглядываться в него, прощать мелкие недостатки. Ведь самое главное всегда бы­вает скрыто внутри, и сразу его не разглядишь.

 

Б. Васильев «Летят мои кони...»

Рассказчик с благодарностью вспоминает о своей первой учительнице, которая воспиты­вала своих учеников настоя­щими гражданами Отечества.

Равнодушия мира взрослых (детской не­защищенно­сти; безвинно­го детского страдания)

Д.В. Григо­рович «Гут­таперчевый мальчик»

Герой повести — сирота Петя, которого нещадно эксплуати­руют в цирке: он эквилибрист. Выполняя сложнейшее упраж­нение, мальчик разбился, и его смерть просто осталась неза­меченной.

 

А. Приставкин «Ноче­вала тучка золотая»

Герои повести — Кузьмёныши — находясь в детском до­ме, стали жертвами жестокости и равнодушия взрослых.

 

Ф.М. Досто­евский «Мальчик у Христа на ёлке»

Мальчик, герой рассказа, приехал с матерью в Петер­бург, но после её смерти, на­кануне Рождества, оказался никому не нужен. Ему никто даже не дал куска хлеба. Ре­бенок замерз, голодный и за­брошенный.

Развития и сохранения русского язы­ка

А. Кнышев «О великий и могучий русский язык!»

В этой иронической публика­ции журналист высмеивает лю­бителей заимствований, пока­зывая, насколько нелепой становится наша речь, перена­сыщенная ими.

Проблема развития и сохранения русского языка

 

М. Кронгауз «Русский язык на грани нервного срыва»

Автор исследует состояние со­временного русского языка, пе­ренасыщенного новыми словами, зависящими от Интернета, моло­дёжи, моды. Название книги — авторская точка зрения на этот вопрос.

 

В. Ступишин сладо­стный зШ? На каком языке мы говорим и пишем»

Публицистическая статья по­священа проблемам языковых нелепостей, которыми полны ре­чи политиков и некоторых жур­налистов. Автор приводит при­меры абсурдных ударений в словах, иноязычных заимствова­ний, неумения выступающих и пишущих использовать бога­тейший арсенал русского языка.

 

А. Щуплов «От съезда партии — к съезду кры­ши»

Публицистическая статья посвя­щена размышлениям о том, как много в нашей жизни появилось и продолжает появляться аббревиа­тур, которые иногда становятся, по словам автора, примером «офици­озной тупости».

 

Цитаты

«По-русски говорите, ради Бога! Введите в моду эту новизну.» (А.М. Жемчужников.) «Во дни сомнений, во дни тяго­стных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддерж­ка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!» (И.С. Тургенев) «.. .Вольно или невольно мы подо­шли сегодня к черте, когда слово становится не частью жизни, одной из многих частей, а последней на­деждой на наше национальное су­ществование в мире.» (В. Распутин) «Употреблять иностранное слово, когда есть ему равносильное рус­ское, — значит оскорблять и здра­вый смысл, и здравый вкус.» (В. Белинский)

«Нравственность человека видна в его отношении к слову.» (Л.Н. Толстой)

 

Н. Галь «Слово жи­вое и мерт­вое»

Известная переводчица рассуждает о роли сказанного слова, которое может ранить душу человека своей непродуманностью; о заимствованиях, искажающих нашу речь;

о канцеляризмах, убивающих жи­вую речь;

о бережном отношении к велико­му нашему наследию — русскому языку.

 

К.И. Чуков­ский «Живой как жизнь»

Писатель анализирует состояние русского языка, нашей речи и при­ходит к неутешительным выводам: мы сами искажаем и уродуем наш великий и могучий язык.

Соотнесен­ности име­ни человека и его внут­ренней сущности

Д.И. Фонви­зин «Недо­росль»

В комедии многие герои имеют «говорящие» фамилии: Враль­ман, бывший кучер, солгал, что он учитель-иностранец; имя Митрофан означает «подобный своей матери», которая в коме­дии изображена как тупая и на­глая невежда. Скотинин Та­рас — дядя Митрофана; очень любит свиней и по грубости чувств подобен скоту, на что и указывает фамилия.

Проблемы, связанные с отрицательными качествами личности

Бессерде­чия, душев­ной черст­вости

А. Алексин «Раздел иму­щества»

Мать героини Верочки на­столько черства, что вынудила свою свекровь, поднявшую и излечившую её дочь, уехать в глухую деревню, обрекла её на одиночество.

 

Ю. Мамлеев «Прыжок в гроб»

Родственники больной старушки Екатерины Петровны, устав ухаживать за ней, решили похо­ронить её заживо и тем самым избавиться от проблем. Похоро­ны — страшное свидетельство то­го, во что превращается человек, лишенный сострадания, живущий только своими интересами.

 

К.Г. Паустов­ский «Теле­грамма»

Настя живет яркой, наполненной жизнью вдали от одинокой, ста­ренькой матери. Дочери все дела кажутся важными и неотложны­ми настолько, что она совсем за­бывает писать письма домой, не навещает мать. Даже когда при­шла телеграмма о болезни мате­ри, Настя не сразу поехала, а по­тому и не застала Катерину Ивановну в живых. Мать так и не дождалась своей единственной дочери, которую очень любила.

 

Л. Разумов­ская «Дорогая Елена Серге­евна»

Бессердечные, циничные учени­ки стали упрекать учительницу за ее старомодную одежду, че­стное отношение к работе, за то, что она всю жизнь учила, а сама не накопила никаких капиталов и не умеет выгодно продать свои знания. Их наглость, без­душие стали причиной смерти Елены Сергеевны.

 

В. Тендряков «Ночь после выпуска»

В ночь после выпуска одно­классники впервые в жизни ре­шили откровенно сказать друг другу в глаза, что каждый из них думает о присутствующих. И выяснилось, что каждый из них — бессердечный эгоист, ни в грош не ставящий самолюбие и достоинство другого.

Испытания совестью

В. Тендряков «Ухабы»

Попав в автомобильную ава­рию. гибнет юноша, и виновни­ком его смерти становится ди­ректор МТС, отказавшийся, ссылаясь на инструкции, дать трактор, чтобы доставить по­страдавшего в больницу.

Утраты ду­ховных ценностей

Б. Васильев «Глухомань»

События повести позволяют увидеть, как в сегодняшней жизни так называемые «новые русские» стремятся обогатиться любой ценой. Духовные ценно­сти утрачены, потому что куль­тура ушла из нашей жизни. Об­щество раскололось, в нем мерилом заслуг человека стал банковский счет. Нравственная глухомань стала разрастаться в душах людей, утративших веру в добро и справедливость.

 

Э. Хемингуэй «Там, где чисто, свет­ло»

Герои рассказа, окончательно утратив веру в дружбу, любовь и разорвав связи с миром, оди­ноки и опустошены. Они пре­вратились в живых мертвецов.

 

В. Астафьев «Людочка»

Выросшая в деревне среди ни­щеты и пьянства, жестокости и безнравственности ,героиня рас­сказа ищет спасения в городе. Став жертвой грубого насилия, в обстановке всеобщего безраз­личия, Людочка кончает жизнь самоубийством.

 

В. Астафьев «Постскрип­тум»

Автор со стыдом и возмущени­ем описывает поведение слуша­телей на концерте симфониче­ского оркестра, которые, несмотря на прекрасное испол­нение известных произведений, «начали покидать зал. Да кабы просто так они его покидали, молча, осторожно — нет, с воз­мущениями, выкриками, бранью покидали, будто обманули их в лучших вожделениях и мечтах».

Утраты свя­зи с отчим домом

Ю. Казаков

«Запах

хлеба»

Дуся, героиня рассказа уехав в город, потеряла все связи с род­ным домом, деревней, и потому известие о смерти матери не вы­зывает у нее ни переживаний, ни желания побывать на роди­не... Однако, приехав продать дом, Дуся ощущает свою поте­рянность, горько плачет на мо­гиле матери, однако исправить ничего не возможно.

Утраты свя­зи поколе­ний

В. Астафьев «Изба»

В сибирские леспромхозы приез­жает молодежь за большими день­гами. Лес, земля, когда-то обере­гаемая старшим поколением, превращаются после работы лесо­рубов в мертвую пустыню. Все нравственные ценности предков затмевает погоня за рублем.

-

Ф Абрамов «Алька»

Героиня повести в поисках луч­шей жизни уехала в город, оста­вив старую мать, которая умерла, не дождавшись дочери. Алька, вернувшись в деревню и остро осознав утрату, решает остаться там, но этот порыв быстро прохо­дит, когда ей в городе предлагают выгодную работу. Утрата родных корней невосстановима.

Бесчело­вечности, жестокости

Н.С. Лесков «Леди Мак­бет Мценского уезда»

Катерина Измайлова, жена бо­гатого купца, полюбила работ­ника Сергея и ждала от него ре­бенка. Боясь разоблачения и разлуки с любимым, она убива­ет с его помощью свекра и му­жа, а затем и маленького Федю, родственника мужа.

 

Р. Брэдбери «Карлик»

Ральф, герой рассказа жесток и бессердечен: он, будучи хозяи­ном аттракциона, подменил зер­кало, в которое приходил смотреться карлик, утешавший­ся тем, что хотя бы в отражении он видит себя высоким, строй­ным и красивым. В очередной раз карлик, ожидавший вновь увидеть себя таким же, с болью и ужасом бежит от страшного зрелища, отразившегося в новом зеркале, но его страдания лишь развлекают Ральфа.

 

Ю. Яковлев «Он убил мою собаку»

Герой рассказа подобрал бро­шенную хозяевами собаку. Он полон заботы о беззащитном существе и не понимает отца, когда тот требует выгнать соба­ку: «Чем помешала собака?.. Я не мог выгнать собаку, ее один раз уже выгоняли». Мальчик потрясен жестокостью отца, который подозвал довер­чивого пса и выстрелил ему в ухо. Он не только возненавидел отца, он потерял веру в добро, в справедливость.

Предатель­ства, безот­ветственно­го отноше­ния к судь­бам окру­жающих

В. Распутин «Живи и помни»

Дезертирство Андрея Гуськова, его эгоизм и трусость стали причиной смерти матери и са­моубийства беременной жены Настёны.

 

Л. Андреев «Иуда Иска­риот»

Иуда Искариот, предавая Хри­ста, хочет проверить предан­ность его учеников и правоту гуманистического учения Иису­са. Однако они все оказались трусливыми обывателями, как и народ, который тоже не встал на защиту своего Учителя.

 

Н.С. Лесков «Леди Мак­бет Мценского уезда»

Сергей, любовник, а затем и муж купчихи Катерины Из­майловой, совершил вместе с ней убийства её родственни­ков, желая стать единственным наследником богатого состоя­ния, а впоследствии предал любимую женщину, назвав её соучастницей всех преступле­ний. На каторжном этапе он изменил ей, издевался, как мог.

 

С. Львов «Друг моего детства»

Аркадий Басов, которого рас­сказчик Юрий считал своим на­стоящим другом и которому до­верил тайну первой любви, предал это доверие, выставив Юру на всеобщее осмеяние. Ба­сов, впоследствии став писате­лем, так и остался подлым и бесчестным человеком.

Подлости, бесчестия

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

Швабрин Алексей Иванович —дворянин, но он бесчестен: по­сватавшись к Маше Мироновой и получив отказ, мстит, дурно о ней отзываясь; во время дуэли с Гри­невым наносит ему подлый удар в спину. Полная утрата представ­лений о чести предопределяет и социальную измену: как только Белогорская крепость достается Пугачеву, Швабрин переходит на сторону бунтовщиков.

Вседозво­ленности

Ф.М. Досто­евский «Бе­сы»

У Верховенского Петра Степа­новича. одного из главных геро­ев романа, понятие о свободе превратилось в право на ложь, преступление и разрушение. Он стал клеветником и предателем.

 

А.С. Пушкин «Сказка о ры­баке и рыбке»

Как только жадная Старуха до­билась от рыбки власти столбо­вой дворянки, а затем и царицы, она в муже стала видеть холопа, которого можно безнаказанно бить, заставлять делать самую черную работу, выставлять на всеобщее посмешище.

Тупости и агрессивно­сти

А.П. Чехов «Унтер Пришибеев»

Унтер-офицер Пришибеев в те­чение 15 лет держит в страхе всю деревню своими абсурдными требованиями и грубой физиче­ской силой. Даже просидев ме­сяц под стражей за свои проти­воправные действия, он так и не смог избавиться от желания ко­мандовать.

 

М.Е. Салты­ков-Щедрин «История од­ного города»

Тупые и агрессивные глуповские градоначальники, особенно Угрюм-Бурчеев, поражают чи­тателя нелепостью, гротескно­стью своих приказаний и реше­ний.

Бюрокра­тизма

А. Платонов «Усомнив­шийся Ма­кар»

Макар Ганнушкин, герой рас­сказа, отправился в Москву ис­кать истину и душу. Но бюро­краты Чумовые, как он убедился, царят везде, развивая в людях безынициативность, неверие в собственные силы и возможности, страх перед ка­зенной бумагой. Бюрокра­тизм — основной тормоз всех живых новаторских идей.

Чинопочи­тания (че­ловеческого ничтожест­ва)

А.П. Чехов «Смерть чи­новника»

Чиновник Червяков в неверо­ятной степени заражен духом чинопочитания: чихнув и об­рызгав лысину впереди сидяще­го генерала Брызжалова (а тот не обратил на это внимания), Иван Дмитрии настолько испу­гался, что после неоднократных униженных просьб простить его умер от страха.

 

А.П. Чехов «Толстый и тонкий»

Герой рассказа, чиновник Порфирий, встретил на вокзале Ни­колаевской железной дороги школьного приятеля и узнал, что тот является тайным советником, т.е. по службе продвинулся зна­чительно выше. В один миг «тонкий» превращается в рабо­лепствующее существо, готовое унижаться и лебезить.

 

А.С. Грибое­дов «Горе от ума»

Молчалин, отрицательный пер­сонаж комедии, уверен, что сле­дует угождать не только «всем людям без изъятья», но и даже «собачке дворника, чтоб ласко­ва была». Необходимостью не­устанно угождать порожден и его роман с Софьей, дочерью его господина и благодетеля Фамусова. Максим Петрович, «персонаж» исторического анекдота, кото­рый Фамусов рассказывает в на­зидание Чацкому, ради того, чтобы заслужить расположение императрицы, превратился в шута, веселящего её нелепыми падениями.

Взяточни­чества, каз­нокрадства

Н.В. Гоголь «Ревизор»

Городничий, Сквозник- Дмухановский, взяточник и казнокрад , обманувший на сво­ем веку трёх губернаторов, убе­жден, что любые проблемы можно решить с помощью денег и умения пустить пыль в глаза.

Духовной

убогости

(ложного

понимания

счастья)

А.П. Чехов «Крыжовник»

Чимша-Гималайский, мечтая об усадьбе с крыжовником, не­доедает, отказывает себе во всем, женится по расчету, одевается словно нищий и копит деньги. Он практически уморил голодом свою жену, но мечту осущест­вил. Как жалок он, когда со сча­стливым, самодовольным видом поедает кислый крыжовник!

Хамства

М. Зощенко «История бо­лезни»

Сатирический рассказ, повест­вующий об отношении меди­цинского персонала к несчаст­ному больному, позволяет увидеть, как неистребимо в лю­дях хамство: «Может быть, вас прикажете положить в отдель­ную палату и приставить к вам часового, чтобы он от вас мух и блох отгонял?» — заявила мед­сестра в ответ на просьбу на­вести порядок в отделении.

 

А.Н. Остров­ский «Гроза»

Персонаж драмы Дикой — ти­пичный хам, который оскорбля­ет и племянника Бориса, назы­вая его «дармоедом», «проклятым», и многих обита­телей города Калинова. Безна­казанность породила в Диком полнейшую разнузданность.

 

Д. Фонвизин «Недоросль»

Госпожа Простакова своё хам­ское поведение по отношению к окружающим считает нормой: она хозяйка в доме, которой ни­кто не смеет перечить. Поэтому у неё Тришка «скот», «болван» и «воровская харя».

 

С. Довлатов «Это непере­водимое сло­во «хамство»

Писатель уверен, что «хамство есть не что иное, как грубость, наглость, нахальство, вместе взятые, но при этом умножен­ные на безнаказанность». Чело­веку нечего противопоставить этому явлению, кроме собст­венного унижения. Безнаказан­ностью своей хамство и убивает вас наповал.

 

А.П. Чехов «Хамелеон»

Полицейский надзиратель Очумелов пресмыкается перед те­ми, кто стоит выше его по слу­жебной лестнице и чувствует себя грозным начальником по отношению к тем, кто ниже. Он меняет в каждой ситуации свои мнения на прямо противопо­ложные в зависимости от того, какое лицо — значительное или нет — оказывается в ней задето.

Нравствен­ного падения

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»

Ради любви прекрасной польки Андрий отрекается от родины, родных, товарищей, доброволь­но переходит на сторону врага. Эта измена усугубилась ещё и тем, что он понесся в бой про­тив своего отца, брата, прежних друзей. Недостойная, позорная смерть — вот итог его нравст­венного падения.

Разрушаю­щего влия­ния денег

А.П. Чехов «Ионыч»

Доктор Старцев, в молодости талантливый врач, постепенно богатея, становится важным и грубым, у него остается в жизни одна страсть — деньги.

 

Н.В. Гоголь

«Мертвые

души»

Образ Степана Плюшкина, ску­пого помещика, олицетворяет полное омертвение человеческой души, гибель сильной личности, без остатка поглощенной стра­стью скупости. Эта страсть ста­ла причиной разрушения всех родственных и дружеских свя­зей, а сам Плюшкин просто по­терял человеческий облик.

 

А.С. Пушкин «Пиковая да­ма»

Германн, центральный персо­наж повести, страстно жаждет разбогатеть, и ради этого он, желая завладеть тайной трех карточных чисел и выиграть, становится невольным убийцей старой графини, причиной стра­даний Лизаветы Ивановны, её воспитанницы. Заветные три карты помогли герою выиграть несколько раз, но страсть к деньгам сыграла с ним злую шутку: Германн сошел с ума, когда случайно вместо Туза по­ставил Пиковую Даму.

Пьянства

Цитаты

Ф.М. Достоевский: «Зелено- вино... скотинит и зверит чело­века, ожесточает его и отвлекает от светлых мыслей, тупит его перед всякой доброй пропаган­дой. Пьяному не до сострадания к животным, пьяный бросает жену и детей своих».

 А.П. Чехов: «Шампанское — это блестящая кокотка, мешающая прелесть свою с ложью и нагло­стью Гоморры, это позлащенный гроб, полный костей мертвых и всякой нечистоты. Человек пьет его только в часы скорби, печали и оптического обмана».

Л.Н. Толстой: «Сказать, что вино вкусно — нельзя, потому что каждый знает, что вино и пиво, если они не подслащены, кажут­ся неприятными для тех, кто их пьет первый раз. К вину при­учаются, как и другому яду — табаку, — понемногу, и нравится вино только после того, как че­ловек привыкнет к тому опьяне­нию, которое оно производит. Сказать, что вино полезно для здоровья — тоже никак нельзя теперь, когда многие доктора, занимаясь этим делом, признали что ни водка, ни вино, ни пиво не могут быть здоровы, потому что питательности в них нет, а есть только яд, который вреден».

 

Пословицы и поговорки:

«Был Иван, а стал болван, а все винцо виновато»; «Водку пить — себя губить»; «Вино приходит — стыд уходит»; «Кто бражкой упивается, тот слезами умывается»; «Пьяница в народе, что сорняк в огороде»; «Стакан­чики да рюмочки доведут до сумочки».

 

Ф.М. Досто­евский «Пре­ступление и наказание»

Мармеладова пьянство сделало жалким существом, который, осознавая крайне бедственное положение семьи, тем не менее не находит в себе сил справить­ся с этим пороком.

 

М. Горький «На дне»

Актер — пьяница, который страдает от пустоты и бессмыс­ленности своей жизни. Пьянст­во привело его к тому, что он даже забыл свое имя, любимые монологи и роли. Картина страшного «дна» в пьесе — это закономерный финал тех, кто ищет спасения от жизненных проблем в пьянстве.

 

В. Ерофеев «Москва — Петушки»

Для Венечки Ерофеева беспро­будное пьянство стало иллюзор­ным спасением от пошлости жизни, однако этот путь ведет только к смерти на самом дне общества.

 

Н.А. Некра­сов «Кому на Руси жить хорошо»

Глава «Пьяная ночь» показыва­ет картину полного распада чело­века под влиянием алкоголя.

 

В. Астафьев «Печальный детектив»

Пьянство, по мнению писателя, это причина убийств, грабежей, распада семейных отношений, полного разложения личности.

Ущемления прав чело­века в со­временном обществе

Б. Васильев «Кольцо А»

Сравнивая Западную Европу и Россию, автор отмечает, что Ев­ропа получила в наследство от Ка­толической церкви Римское право, в котором приоритетом являлись права личности. Древняя Русь, приняв христианство Византии, приняла и его право, в котором самым главным оказался приори­тет власти. Советская власть взяла на щит византийское понимание приоритетного права, и поэтому в России, в отличие от Западной Европы, до сих пор ущемлены многие права человека.

Искажения понятия «патрио­тизм»

Б. Васильев «Кольцо А»

Автор утверждает, что сейчас это «великое понятие затрепано, замусолено и затаскано» во всех речах с высоких трибун. А ведь любовь к Родине доказывается только делами. Патриотизм — это практическая деятельность на благо страны.

Эгоизма

Л.Н. Толстой «Война и мир»

Анатоль Курагин вторгается в жизнь Наташи Ростовой ради удовлетворения собственных амбиций.

 

А,П. Чехов «Анна на шее»

Анюта, став по расчету женой состоятельного чиновника, чув­ствует себя королевой, а ос­тальных — рабами. Она даже забыла о своем отце и братьях, которые вынуждены продавать самое необходимое, чтобы не умереть с голода.

 

Д. Лондон «В далеком краю»

 

Уэзерби и Катферт, отправив­шись на Север за золотом, при­нуждены перезимовать вдвоем в хижине, стоящей далеко от оби­таемых мест. И здесь с жесто­кой очевидностью выступает их бескрайний эгоизм. Отношения между ними — та же конку­рентная борьба, только не за прибыль, а за выживание. И при тех условиях, в каких они очу­тились, исход ее не может быть иным, чем в финале новеллы: умирающий Катферт, придав­ленный телом Уэзерби, которо­го он прикончил в звериной драке из-за чашки сахара.

Варварства, жестокости

Б. Васильев «Не стреляй­те в белых лебедей»

Маленького героя этой повести и его отца, лесника Егора Полушкина, ужасает, как варварски люди могут относиться к живой природе: браконьеры жгут мура­вейники, обдирают липы, уби­вают беззащитных животных.

 

В. Астафьев «Печальный детектив»

В этом романе автор приводит факты нечеловеческой жестоко­сти, когда родители оставляют детей умирать голодной смертью, подростки убивают беременную женщину, а пьянство вообще превращает людей в животных.

Вандализма

Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном»

Автор рассказывает, какое него­дование испытывал он, когда узнал, что на Бородинском поле в 1932 году был взорван чугун­ный памятник на могиле Багра­тиона. Тогда же кто-то оставил гигантскую надпись на стене монастыря, построенного на месте гибели другого героя — Тучкова: «Довольно хранить ос­татки рабского прошлого!» В конце 60-х годов в Ленинграде снесли Путевой дворец, который даже во время войны наши бой­цы старались сохранить, не раз­рушить. Лихачев считает, что «утрата любого памятника куль­туры невосстановима: они ведь всегда индивидуальны».

 

И.Бунин

«Окаянные дни»

 

Бунин предполагал, что револю­ция неизбежна, но даже в страш­ном сне не мог вообразить, что зверство и вандализм, как сти­хийные силы, вырвавшись из тайников русской души, превра­тят людей в обезумевшую толпу, разрушающую всё на своем пути.

Рабской любви (без­ропотного, униженного подчинения любимому человеку)

А. Куприн

«Гранатовый браслет»

 

Рассказ генерала Аносова о ро­манах поручика Вишнякова и Ле­ночки, прапорщика и жены полко­вого командира позволяют увидеть, какими несчастными мо­гут быть люди, которых любовь сделала рабами: они становятся посмешищем в глазах окружаю­щих, их презирают и жалеют.

Любви по расчету

А.Н. Остров­ский «Свои люди — со­чтемся!»

Подхалюзин, герой комедии, любит Липочку, дочь купца, как средство достижения богатства, выгодного места и символ сво­его жизненного успеха: ему льстит, что жена говорит по- французски.

Карьериз­ма, лжеуче­ности

Д. Гранин «Иду на гро­зу»

Мир ученых-физиков в рома­не, — это поле битвы, на кото­ром идет борьба между подлин­ными учеными (Дан, Крылов), и карьеристами (Денисов, Агатов, Лагунов). Неспособные к твор­честву, всеми правдами и не­правдами добивающиеся адми­нистративной карьеры в науке, эти приспособленцы чуть не уничтожили научный поиск Ту­лина и Крылова, ищущих эффек­тивный метод разрушения грозы.

Ответст­венности человека перед са­мим собой и обществом в целом за реализацию своих спо­собностей

И. Гончаров «Обломов»

Обломов, главный герой рома­на, при всех его положительных задатках и способностях, так и не смог из-за лени реализовать себя, превратился в живой труп.

 

А.П. Чехов «Ионыч»

 

Доктор Старцев, в молодости талантливый врач, постепенно богатея, становится важным и грубым, у него остается в жизни одна страсть — деньги.

Одиночест­ва (равно­душия, без­различного отношения к судьбам окружаю­щих)

А.П. Чехов «Ванька»

Ванька Жуков — сирота. Он отдан на обучение сапожнику в Москву, где ему очень неслад­ко живется. Об этом можно уз­нать из письма, которое он от­правил «на деревню дедушке Константину Макаровичу с просьбой забрать его. Мальчик так и останется одиноким, не­приютным в жестоком и хо­лодном мире.

 

А.П. Чехов «Тоска»

У извозчика Ионы Потапова умер единственный сын. Чтобы преодолеть тоску и острое чув­ство одиночества, он хочет кому-нибудь рассказать о своей беде, однако никто не желает его слушать, никому до него нет дела. И тогда Иона всю свою историю рассказывает лошади: ему кажется, что именно она выслушала его и посочувство­вала горю.

Истинных и ложных ценностей в жизни

А.П. Чехов «Попрыгу­нья»

Ольга Ивановна всю жизнь ис­кала знаменитых людей, старалась любой ценой заслужить их распо­ложения, не замечая, что её муж, доктор Дымов, был тем самым че­ловеком, поисками которого она занималась. Только после его тра­гической смерти героиня осознала свое легкомыслие.

Проблемы, связанные с положительными нравственными качествами личности

Патриотиз­ма

К.Ф. Рылеев «Иван Суса­нин»

Крестьянин Иван Сусанин, спасая от верной смерти юного Михаила Романова, претендента на царский престол, заводит один из польских отрядов в не­проходимую лесную глушь. По­нимая, что смерть неминуема, Сусанин говорит, что он рус­ский человек, среди которых нет предателей, и готов с радо­стью умереть за царя и родину.

 

К.Ф. Рылеев «Смерть Ер­мака»

Ермак изображен Рылеевым как герой, думающий не о си­бирских богатствах, а о том, чтобы честно служить Отчизне: «Сибирь царю покорена, И мы — не праздно в мире жили!»

 

Д.С. Лихачев «Раздумья о Родине»

 

Академик считает, что Родина — это всеобъемлющее понятие. «Она подобна огромному дере­ву, на котором не сосчитать ли­стьев. Но всякое дерево имеет корни..., то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Это наша история... Народ, не имеющий таких глубоких кор­ней, — бедный народ. Без про­шлого невозможно ни понять хорошо, ни оценить по достоин­ству настоящее».

 

Б. Екимов «Переезд»

Повествователь рассуждает о том, что только на родной земле человек может быть счастлив: «Да, никакой тьме не скрыть от глаз человека ту пядь земли, что родилась вместе с ним и держала его на руках чаще матери; под­ставляла свою мягкую ладонь, когда он падал, не удержавшись на нетвердых еще ножонках; ле­чила его мальчишеские ссади­ны — без всяких лекарей, травой своей...; кормила во всякие го­ды..., поила чистой водой и под­няла на ноги. Никакая тьма, кро­ме смертельной, не скроет от глаз человека ту пядь земли, что зовется его родиной».

Ностальгии (тоски по Родине; любви к Родине)

С. Довлатов «Письмо от­туда» (из цикла «Неви­димая газе­та»)

Автор, находясь в вынужденной эмиграции, считает неблагород­ным осуждать родину, изгнав­шую его: он уверен, что Отчиз­ну, как и мать, не выбирают.

 

А. Никитин «Хождение за три моря»

Известный русский путешест­венник побывал во многих стра­нах, видел удивительную красо­ту Юго-Восточной Азии, но постоянно жил воспоминаниями о родине, тосковал о ней.

 

Н. Тэффи «Русь», «Го­родок»

В сборниках воссоздана горе­стная жизнь эмигрантов сооте­чественников, лишенных ро­дины. Тоска по оставленной России заставляет их называть свое существование «загроб­ной жизнью», «жизнью над бездной».

 

Н. Тэффи «Воспомина­ния»

Писательница предсказала судь­бу целого поколения эмигран­тов, покинувших Россию во время революции и Граждан­ской войны. Эти люди, тоскуя по родине, обречены на траги­ческое совместное одиночество в чужих странах.

Веры в мо­гущество России

В. Леушкин

 

Давайте вместе — без «ура»,

Без истерических упреков

Заглянем, братья, во вчера

В тьму исторических уроков!

 И освещая лица лет,

Посмотрим им в глаза, как в бездну.

Да, это больно, но полезно,

Нам, убегающим от бед.

А после сядем у огня

И помолчим, кто сколько смо­жет.

Покуда век еще не прожит,

Воспрянем, дух Руси храня.

Неразрывной связи с родиной, родной зем­лей

А. Солжени­цын «Матренин двор»

Для Матрены Васильевны её

дом, двор, деревня имеют гораз­до большее значение, чем место, где живешь. Для героини это смысл её бытия, часть её жизни, память о прошлом, о близких.

Верности данному слову

А.С. Пушкин «Дубров­ский»

Маша Троекурова, обвенчанная с нелюбимым человеком — ста­риком Верейским, отказывается нарушить клятву пожизненной верности, данной ему в церкви, когда Дубровский, в которого она была влюблена, опоздал спа­сти её от этого замужества и ос­тановил свадебный кортеж лишь на возвратном пути из церкви.

 

А.С. Пушкин

«Евгений

Онегин»

Татьяна Ларина, верная сво­ему супружескому долгу и данному слову, отвергла чув­ство тайно ею любимого Оне­гина. Она стала олицетворени­ем искренности и нравственной силы.

Душевной молодости

И.Бунин «Молодость и старость»

Старик курд своей притчей дал понять красавцу греку, что мо­лодость — это не физическое состояние, а душевное: только тот, кто сохранил в себе досто­инство, человечность, остается всегда молодым.

Стремления человека к добру и счастью (веры в сча­стье, свои силы; люб­ви к жизни)

В.Г. Коро­ленко «Пара­докс»

Ян Залуский — калека, но он считает, что «человек создан для счастья, как птица для по­лета». Врожденное несчастье героя заставило его научиться мастерски, парадоксально вла­деть своим телом, удивляя ок­ружающих и заставляя их по­верить в то, что каждый человек — творец своего сча­стья.

 

А.П. Чехов

«Вишневый сад»

 

В Ане Раневской есть юная ве­ра в счастье, в свои силы. Она искренне радуется отъезду из старой усадьбы, потому что начинается новая жизнь.

 

А.П. Чехов «Невеста»

 

Надя Шумина уезжает из про­винциального города накануне свадьбы, чтобы начать новую, счастливую жизнь, чтобы не пре­вратиться в праздное существо.

 

Ф.М. Досто­евский «Бра­тья Карама­зовы»

Старец Зосима неустанно вос­торгается божественностью ми­ра, богоподобностью человека, учит любви к окружающим.

 

Ф.М.Достоевский «Иди­от»

Князь Мышкин верит в воз­можность рая на земле, в спо­собность людей преображаться. Он не судит людей, а открыто, по-братски, относится к окру­жающим. Главное его качество — смирение, способность понять другого и сострадание. Он счи­тает, что красота «спасет мир».

Бескорыст­ного жиз­ненного служения (способности к

 самоотверженности, к принесению   себя в жертву ради другого человека)

Я. Голованов «Этюды об ученых»

Владимир Арсеньев, выдаю­щийся путешественник, этно­граф, историк, географ, всё сде­лал для того, чтобы богатства Дальнего Востока служили на благо России.

 

А.П. Чехов «Душечка»

Ольга Семеновна обладала удивительной способностью стать двойником человека, в ко­торого она влюблялась, смот­реть на мир его глазами, думать, как он, всю себя отдавая люби­мому человеку.

 

А.П. Чехов «Попрыгу­нья»

Врач Дымов, спасая мальчика, заболевшего дифтеритом, через трубку высасывает у него диф­теритные пленки, сам заражает­ся и умирает.

 

Н.С. Лесков «Очарован­ный стран­ник»

Иван Флягин, герой повести освобождает от тяжелой солдат­ской службы молодого крестья­нина, под его именем отправля­ясь служить в армию.

 

К.М. Станю­кович «Мат­росик»

Герой рассказа, Илья Кушкин, бесконечно добр и готов помочь каждому. Он пошел служить на флот вместо своего только что женившегося односельчанина. Илья спас экипаж, когда корабль терпел бедствие, а сам погиб.

 

Б. Васильев «Летят мои кони...»

Писатель рассказывает о докто­ре Янсене, обладавшем ред­чайшим даром жить не для себя. Жители Смоленска считали его святым, потому что не было бо­лее бескорыстного и честного человека, отдающего себя людям, помогающего им во всем. Он и погиб, спасая детей.

Нравственной проч­ности чело­века

В. Быков «Сотников»

Сотников, физически слабый и больной, морально оказывается гораздо сильнее Рыбака, напар­ника, с которым он отправился в разведку. Рыбак стал предате­лем, а Сотников предпочел смерть подобному позору.

Верности своим убе­ждениям

А. Петров «Житие про­топопа Авва­кума»

Аввакум, опальный священник, старообрядец, боровшийся за свои убеждения в годы церков­ных реформ. Он не изменил сво­им убеждениям даже под угро­зой смерти, сознательно пошел на добровольное мученичество.

 

М. Шолохов «Судьба че­ловека»

Судьба героя рассказа Андрея Соколова очень трагична; Не всякий человек смог бы вынести то, что пришлось пережить ге­рою: плен, известие о гибели жены и дочерей, а впоследствии и сына. Однако Андрей сумел выстоять и даже взять на воспи­тание Ванюшку, которого тоже осиротила война.

 

А. Солжени­цын «Один день Ивана Денисовича»

Иван Шухов сохранил достоин­ство, сумел в адских условиях сталинских лагерей остаться чело­веком, не сломаться. Жизнь Шу­хова не ограничена лагерем, он вспоминает деревню, семью, вой­ну и это дает ему силы жить.

Самовос­питания

И.С. Тургенев «Отцы и дети»

Базаров считал, что «каждый че­ловек сам себя воспитать должен».

 

Н. Чернышев­ский «Что де­лать?»

Рахметов всю свою жизнь по­святил физическому и нравст­венному усовершенствованию и для многих стал образцом само­воспитания.

 

Я. Голованов «Этюды об ученых»

Знаменитый русский мореплава­тель Василий Головин рано ос­тался сиротой, рано осознал от­ветственность за свое будущее. Он много работал над собой и поэто­му впоследствии стал примером для всех русских мореплавателей. Полярный исследователь Руал Амундсен с детства готовил себя к суровым путешествиям: зимой спал с открытым настежь окном, пробегал на лыжах по 50 кило­метров в день, работал матросом на зверобойной шхуне... Ученый считал, что сила воли — главное в самовоспитании.

Дружбы, товарище­ства

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»

Тарас Бульба, центральный персонаж повести, считал, что товарищество выше семьи, вы­ше родства по крови, выше все­го земного.

 

Д. Лондон «В далеком краю», «Лю­бовь к жизни»

Товарищеская поддержка — это, по мысли писателя, решающее условие победы над природой. Мораль Севера основана на до­верии и взаимной честности. Су­ровые условия обнажают под­линную ценность человека. Трус, ничтожный человек, по убежде­нию автора, скорее погибнет, чем смелый. Так гибуут потерявшие самообладание золотоискатели в новелле «В далеком краю» и Билл, бросивший товарища, в рассказе «Любовь к жизни».

Интерна­ционализма (межнацио­нальных отношений)

К.М. Станю­кович «Мак­симка»

История спасения матросами маленького негра, впоследствии названного Максимкой, пока­зывает, что каждый имеет право на свободу, любовь и заботу.

 

С. Довлатов «Понадобилось мне...» (из цикла «Сенти­ментальный марш»)

Кеннет Бауэре, герой очерка, всех людей мира разных нацио­нальностей считает своими род­ственниками, братьями, и учит этой мудрости окружающих.

 

Ю. Бондарев «Берег»

Любовь русского лейтенанта Никитина и немки Эммы, их

человечность — это стремление преодолеть национальные и идеологические барьеры.

-

А. Приставкин «Ночева­ла тучка зо­лотая»

Дети — русский Колька и че­ченец Алхузур — стали на­стоящими братьями вопреки тому безумию, которое творили взрослые в стране, в частности на Кавказе. Маленький чеченец чувствовал, как тяжело Кольке после страшной гибели его бра­та Сашки, он полон сострада­ния. Только такая знакомая братская помощь помогла Коль­ке вернуться к жизни. Алхузур отрекся от собственного имени, спасая друга: он назвал себя Сашкой. Его мудрый поступок совершил ожидаемое чудо: Колька поднялся, но уже ничто не заставит его увидеть в чечен­це врага.

В детском приемнике были соб­раны дети разных национально­стей: татарин Муса, ногаец Балбек, немка Лида Гросс. Жили армяне, казахи, евреи, молдава­не и два болгарина. Для них не существовало понятия нацио­нальной неприязни: дети дру­жили, оберегали друг друга.- Воспитательница Регина Пет­ровна утверждала: «Плохих на­родов не бывает. Бывают лишь плохие люди».

Одиннадцатилетний Колька, несмотря на пережитый ужас, не озверел, а старался понять, почему чеченцы убили его бра­та. Он размышлял как истинный интернационалист: разве нельзя сделать, чтобы никто никому не мешал, никто никого не убивал, чтобы все люди жили дружно, одной семьей.

Любви и милосердия

М. Булгаков «Мастер и Маргарита»

Маргарита способна на глубо­кую, преданную, самоотвер­женную любовь, и потому она нравственно неуязвима. Подоб­но тому, как Иешуа остаётся че­ловеком даже находясь во вла­сти убийц, а одному из них сочувствует и помогает, так и Маргарита, попав в чудовищ­ную компанию растлителей, ви­сельников, отравителей, мер­завцев всех времён и народов, остаётся человеком: никто из них ей не противен, она стара­ется понять их, сочувствует им. Она потеряла самое дорогое — своего Мастера, но не замкну­лась в своём горе: она видит го­ре другого человека и активно сочувствует ему.

-

Р. Брэдбери «Карлик»

Эйми, героиня рассказа, видит в карлике, посещающем ат­тракцион кривых зеркал и утешающемся тем, что его уродство в зеркале преобража­ется в красоту и стать, челове­ка с большой душой. Именно она решила подарить это зер­кало карлику, чтобы хоть что- то радовало беднягу в его не­счастной жизни.

 

В. Гюго «От­верженные»

В доме епископа Мириеля нет запоров, днем и ночью он помо­гает бедным. Он раздает свое жалованье нищим, устраивает больницу в епископском двор­це. Вся жизнь этого человека посвящена служению человеку.

Мужества, героизма, нравствен­ного долга

Б. Васильев «А зори здесь тихие»

Девушки-зенитчицы погибли, уничтожая отряд диверсантов. Их не испугало численное пре­восходство врага.

 

В. Быков «Знак беды»

Крестьянка Степанида, герои­ня повести, во время войны бо­рется с немцами, как может: выдаивает корову в траву, лишь бы не поить молоком фашистов, прячет винтовку, пытается взо­рвать мост и, чтобы бомба не досталась немцам, сжигает свой дом и в нем себя.

 

Б. Васильев «В списках не значился»

Лейтенант Плужников, прие­хавший служить в Брестскую крепость накануне войны, стал одним из её последних защит­ников. Даже враги были пора­жены его мужеством и несги­баемой волей.

 

Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке»

Летчик Алексей Маресьев, ге­рой повести, только благодаря своей воле и мужеству выжил даже после того, как ему ампу­тировали обмороженные ноги, когда он полз к нашим по тылам врага. Герой впоследствии вновь вернулся в свою эскадри­лью, доказав всем, что он вла­стен над своей судьбой.

 

В. Быков

«Журавлиный крик»

 

Василий Глечик, ещё совсем мальчик, во время войны не оста­вил позицию. Мысль о спасении была для него неприемлемой. Он не нарушил приказ комбата, вы­полнил его ценой собственной жизни, остался верен присяге и долгу перед родиной.

 

Э. Хемингуэй «Непобеж­денный»

Старый матадор ради куска хлеба и из профессионального чувства не хочет признать себя инвали­дом. Он выходит на арену и даже тяжело раненный быком так и ос­тается до конца непобежденным.

 

Э. Хемингуэй «Старик и море»

Старый рыбак Сантьяго из по­роды людей несгибаемых. «Че­ловек не для того создан, чтобы терпеть поражение», — говорит он. Его поединок с большой ры­бой — это пример несгибаемого мужества, стойкости, непобежденности.

Интелли­гентности

Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном»

Сменяются политические эпохи, но в нашей стране отношение власти к памятникам отечествен­ной культуры, к церквам, музеям, библиотекам никогда не вселяло оптимизма. Экология культуры должна стать одной из важней­ших задач современности: ведь в ней истоки нравственности, без которой немыслим человек.

Гуманизма

А. Адамович «Немой»

Во время войны одну из белорус­ских деревень каратели должны были сжечь, но немец Франц не может убить Полину и ее мать, хозяев дома, в котором он жил. Он убивает своего наставника — фашиста и вместе с Полиной и ее матерью прячется в погреб. Ко­гда приходят советские войска, Полина представляет немца не­мым братом, спасая его, как ко­гда-то Франц спас их.

 

М. Шолохов

«Чужая

кровь»

Казак Гаврила, потеряв сына Петра, полюбил, как родного, чужого человека, врага, комму­ниста Николая Косых, которого подобрал тяжело раненным и выходил. Всепоглощающая не­нависть к красным сменилась отцовской любовью и заботой.

 

Б. Екимов «Ночь исце­ления»

Подросток Гриша, герой расска­за, приехал на каникулы к ба­бушке, которая по ночам часто кричит, плачет, молит о помощи: ей каждую ночь снится, что она потеряла карточки и голодными останутся ее дети. Гриша не кри­чит бабушке: «Молчать!», как советовала сделать его мать, он состраданием и любовью излечил её от страшных воспоминаний.

 

Б. Екимов «Продажа»

После развала Советского Союза мать и дочь, как и многие другие, стали беженцами из Таджикиста­на. Они оставили родной дом, спасаясь от грабежей и убийств. В поезде эти женщины стали свидетелями того, как пьяная мать продавала свою трехлетнюю дочь. Спасая девочку, беженки отдали пьянице все свои скудные сбережения, а ведь эти деньги у них были последними.

 

Б. Екимов «Как расска­зать...»

Сварщик Григорий однажды помог тете Варе, немощной ста­рушке, вскопать огород. Она пригласила его за стол, искрен­не благодарила. Григорий потом уехал в Москву, но каждую вес­ну приезжал на Дон, чтобы по­мочь тете Варе. Он никому об этом не рассказывал, просто чувствовал, как нужна ей по­мощь. Григория, сироту, так же согрели когда-то моряк Вася, сводивший в цирк и угостивший мороженым, контролер тетя Ка­тя, кормившая вкуснейшими пирожками с капустой... Чело­веку для счастья совсем не мно­го нужно — любовь и забота.

 

Б. Екимов «Просто — соседи»

Нюру в 30-е годы уволили из дет­ского сада, где она работала убор­щицей, как жену врага народа. Она осталась без работы, без средств к существованию с девятилетним сы­ном на руках. От голодной смерти спасла их соседка, портниха, кото­рая три года каждый день платила Нюре деньги за пришитые пугови­цы, несложную помощь.

 

Р. Брэдбери «Берег на закате»

Герой рассказа, Том, стареющий мужчина, сохранил в себе детскую непосредственность, веру в чудо и добро. Том, не слушая сулящего золотые горы друга, противостоит силе денег и возвращает на свободу русалку.

Веры в будущее, любви к жизни

Д. Лондон «Любовь к жизни»

Герой вывихнул ногу, и напарник, Билл, бросает его — ведь слабым не выстоять в битве за жизнь. Но герой выжил. Рассказ стал гимном челове­ку — его упорству, мужеству, воле. Любовь к жизни руководила процес­сом борьбы за существование.

 

А. Адамо­вич, Д. Гра­нин «Бло­кадная книга»

Подвиг ленинградцев вызван не уг­розой уничтожения. 900 блокадных дней вместили в себя не только не­мыслимые страдания, но величай­шую веру в будущее, в победу.

Веры в человека

М. Горький «На дне»

Лука, персонаж пьесы, считает, что каждый человек — тайна, но все для лучшего живут, поэтому всякого человека надо уважать: «неизвестно ведь нам, кто он та­кой, зачем родился и что сделать может... может, он родился-то на счастье нам... для большой нам пользы?..» Лука стремится помочь скрытым силам человека из тай­ных сделаться явными. Его вера в людей в основном соответствует их внутренним стремлениям и возможностям (Актер, Пепел).

Состра­дания, милосер­дия

В. Тендряков «Хлеб для собаки»

Володя Тенков в голодный 1933 год спасает от смерти собаку, отда­вая ей хлеб, подкармливает раску­лаченных, что умирают на станции.

 

А. Пристав- кин «Золотая рыбка»

Герой рассказывает о сестре Лю­сеньке, которая во время войны жила в детдоме и о том, как её спасли от голодной смерти девоч­ки, которые жили с ней в одной комнате.

 

В. Гюго «От­верженные»

Жан Вальжан живет не для себя, а для других людей. Он помогает всем героям «Отверженных»: Фан- тине, Козетге, Мариусу, Анжольрасу, спасает приговоренного к расстрелу шпиона Жавера.

 

К. Воробьев «Сказание о моем ровес­нике»

Дед Матвей во время граждан­ской войны спас ребенка, Алёш­ку, согрел его сиротское детство, принял, катодного внука.

Добра (любви) как воскрешающей силы

М. Булгаков «Мастер и Маргарита»

Сила добра, человеческая сила, которую воплощает в себе Иешуа, в том, что он видит душу другого, понимает его и стара­ется ему помочь. Именно этим прежде всего поражает Пилата арестант. Иешуа совершил ве­личайшее чудо: дал место в своей душе человеку, который угрожает его жизни, может стать его палачом,"— он его полюбил! И что-то повернулось в душе Пилата. И с этого мо­мента начинается его перерож­дение.

 

Л. Улицкая «Бедные род­ственники»

Ася, бедная и слабоумная жен­щина, деньги и вещи, получен­ные ею от Анны Марковны, родственницы, регулярно отдаёт полупарализованной старухе. Ася относила деньги больной старухе только ради одного «спасибо»; она делала это тайно и получала удовольствие оттого, что кому-то нужна.

 

Л. Улицкая «Перловый суп»

Марина, мать героини рассказа, в страшные тридцатые годы не осталась равнодушной к чужой беде: она помогала нищим, кор­мила их, прощала даже ложь и предательство. Перловый суп, который она варила для несча­стных, — это напоминание и о равнодушии людей, и о беско­рыстной сердечной теплоте са­мой Мариночки.

 

Б. Екимов «Говори, ма­ма, говори...»

У старушки Катерины дочь живет в городе. Тяжело матери одной на хуторе, но дочь купила ей мобильный телефон. Многое хотелось Катерине рассказать дочери, однако та, экономя день­ги, отделывалась лишь просьбой говорить конкретно о здоровье. Но мелочи в жизни матери, само­го близкого человека, тоже важ­ны. К счастью, дочь это вовремя поняла, и Катерина сразу почув­ствовала, как любит её дочь, как нуждается в общении с ней.

 

Б. Екимов «Тары да ба­ры»

Мелкие обиды разрушили отноше­ния в семье бабушки Любы: дочь и внучка почти не общались с ней, вечерние задушевные разговоры, которыми жила старушка, пре­кратились. Однако наступил мо­мент, когда родные вдруг остро ощутили, что бабушка Люба не­долговечна, смиренна: она ни ра­зу не упрекнула их в бессердечии. Родные поняли, что нужно дарить ей свое тепло, любовь, пока это возможно, пока она жива.

 

В. Гюго «От­верженные»

Ожесточенный жизнью каторж­ника Жан Вальжан становится высоконравственным человеком благодаря доброму поступку епископа" Мириэля, отнесшегося к нему не как к преступнику, а как к человеку, нуждающемуся в моральной поддержке.

Соотноше­ния внут­ренней и внешней красоты

Ю. Яковлев «Черника»

Коля Луковкин заболел в пио­нерском лагере и был помещён в изолятор. Мальчик чувствовал свое полное одиночество и очень от этого страдал. Внешне некра­сивая девочка пришла к нему и угостила его черникой. Но за её невзрачной внешностью он уви­дел доброе сердце. Для Коли мир стал совсем другим, он выздоро­вел, а девочка стала казаться ему красивее и умнее всех.

 

В. Тендряков «Находка»

Угрюмый, суровый инспектор рыбнадзора Трофим Русанов нашел брошенного, новорож­денного ребенка в глухой лес­ной избушке. Инспектору не удалось спасти малышку, но этот случай и последующие со­бытия заставили его пересмот­реть свое отношение к людям, сочувствовать им.

Возвы­шающей силы любви

А. Куприн «Суламифь»

Царь Соломон силой своей любви превратил Суламифь, простую девушку из виноград­ника, в царицу.

 

А. Куприн

«Гранатовый

браслет»

Для маленького чиновника Желткова любовь к княгине Ве­ре Шейной стала смыслом жизни, а любимая женщина — той, в ко­торой «воплотилась вся красота земли». Это чувство помогло ему стать нравственно выше Булат- Тугановского, брата Веры, кото­рый решил, что с помощью вла­стей можно запретить любить.

Талантли­вости, при­родной ода­ренности

Н.С. Лесков «Левша (Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе)»

Косой и плохо владеющий пра­вой рукой тульский оружейник Левша подковал блоху, не раз­личимую глазом.

 

Я. Голованов «Этюды об ученых»

Леонардо да Винчи был не толь­ко печальным художником, но и математиком, астрономом, био­логом, ботаником, анатомом, фи­зиологом, военным инженером, певцом, поэтом, музыкантом.

Ответственности (за близких; окружаю­щих; за свои действия)

 

И. Бабель «Конармия»

Старый еврей Гедали мечтал о том, что революция принесет добро и справедливость. Однако он же и говорит: «Хорошие дела делает хороший человек. Рево­люция — это хорошее дело хо­роших людей. Но хорошие лю­ди не убивают. Значит, революцию делают злые люди».

 

А. де Сент- Экзюпери «Планета лю­дей»

Писатель рассказывает об ава­рии, которая произошла с летчи­ком в Андах, о том, как он, зате­рянный в снегах, заставляет себя ползти вперед, забывая о боли. Его спасло чувство ответствен­ности сначала за жену, затем за себя, за почту, за товарищей, ко­торые ждут его возвращения.

Нравственного выбора

В. Кондрать­ев «Сашка»

Автор в повести показывает нам солдата честного, отзывчивого, человечного. Бывая в сложных ситуациях, он нередко вставал перед тяжелейшим выбором, но всегда оставался человеком.

 

В. Распутин «Деньги для Марии»

Кузьма пытается спасти от тюрьмы свою жену Марию, до­пустившую растрату в магазине, и деньги, которые он собирает по деревне, позволяют прове­рить каждого из сельчан на нравственную прочность.

 

Ю. Левитан- ский

Каждый выбирает для себя женщину, религию, дорогу. Дьяволу служить или пророку —каждый выбирает для себя. Каждый выбирает по себе слово для любви и для молитвы. Шпагу для дуэли, меч для битвы каждый выбирает по себе. Каждый выбирает по себе. Щит и латы. Посох и заплаты. Меру окончательной расплаты. Каждый выбирает по себе. Каждый выбирает для себя.

 

В. Гюго «От­верженные»

Жан Вальжан сам обрекает себя на одиночество, уступив люби­мую Козетту Мариусу и добро­вольно устраняясь из ее жизни, чтобы не помешать ее счастью.

 

В. Быков «Обелиск»

Учитель Олесь Мороз добро­вольно пошел на казнь со своими учениками. Он мог бы остаться жить. Но бросить ребят одних в последние часы, минуты их казни он не мог, ведь это означало бы для него измену своим воспитан­никам, измену своим нравствен­ным принципам.

 

В. Быков

«Волчья стая»

 

В неравной схватке с карателями погибает радистка Клава, и ра­ненный Левчук, спасает её ново­рожденного сына, пробираясь сквозь леса и болота, пройдя сквозь нечеловеческие муки.

 

В. Быков «Сотников»

Во время войны, выполняя оче­редное задание командира парти­занского отряда, Сотников с че­стью проходит через тяжелые испытания и принимает смерть, не отрекаясь от своих убеждений, а Рыбак становится предателем, спасая свою жизнь. Перед лицом смерти человек остается таким, каков он есть на самом деле. Здесь проверяется глубина его убежде­ний, его гражданская стойкость.

Смысла жизни

Б. Екимов «Мальчик на велосипеде»

Один из героев рассказа, раз­мышляя о смысле жизни, прихо­дит к такому выводу: «Человеку, в общем-то, нужен кусок хлеба и кружка воды. Остальное — лиш­нее. Хлеб и вода. Вот он и живет. И душу живую».

Поиска сча­стья в жиз­ни

Б. Екимов «Мальчик на велосипеде»

Герой понимает, что счастье — не в деньгах, не в мире ма­териальных интересов, а в самой жизни на родной зем­ле:

«Я пробыл пятнадцать дней дома. И это равно пятнадцати годам жизни... Долгие дни, мудрые, счастливые. Пойти на Вихляевскую гору и си­деть, глядеть, думать. Как травы растут. Как облака плывут. Как живет озеро. Вот она, жизнь человеческая. Ра­ботать в огороде, плетень плести во дворе. И жить. Слушать ласточек, ветер. Солнце для тебя встает, роса падает, дождь — все доброе, сладкое. Зарабатывать на хлеб чем-нибудь и жить. Жить долго и мудро, чтобы потом, на самом краю, не проклинать себя, не скрипеть зубами»

Человече­ских воз­можностей

Р. Бах «Чайка по имени Джо­натан Ливингстон»

Чайка по имени Джонатан Ливингстон стала символом бес­предельных возможностей то­го, кто умеет мечтать, верит в совершенство и любит жизнь.

Человек в ходе истории

Переоценки ценностей в тоталитар­ном госу­дарстве