Начальная школа

Литература

Русский язык

История

Биология

География

Математика

 

Человек на заре истории сотворил несколько необычных построек, которые позже были названы «чудесами света». Од­ними из таких удивительных и великолепных сооружений яв­ляются египетские пирамиды. Со времени их строительства прошло уже много времени, но люди не перестают приписы­вать этим фантастическим постройкам магические свойства и связывать их с космическими пришельцами.

Верить в то, что строить пирамиды и бальзамировать мумии обитателям Древнего Египта помогали инопланетяне, никому не запрещается, однако можно взглянуть на это и с другой стороны, что и попытались сделать авторы этой книги. Инте­ресные и занимательные сведения о том, как строились египет­ские гробницы, как сохранялись тела усопших, а также мате­риалы о некоторых других загадочных явлениях, связанных с историей развития человечества на континенте, читатель смо­жет найти в этой главе.

Подробнее...

 

Египетские пирамиды — это свидетельство пребывания на земле космических пришельцев или творение рук человечес­ких? История загадочной и фантастической цивилизации Древ­него Египта занимает умы ученых на протяжении многих деся­тилетий. Некоторые вопросы им удалось прояснить и разрешить, но количество мифов и легенд, окружающих египетские пирами­ды, не сокращается, а напротив, обрастает все новыми вымысла­ми и предположениями. Однако прислушаться к мнению уче­ных, археологов и исследователей, которые занимаются истори­ей строительства пирамид и других египетских сооружений на протяжении многих десятков лет, было бы разумней.

Итак, фантастическая цивилизация возникла не вдруг, а раз­вивалась постепенно и самобытно. Свои поселения жители Древнего Египта располагали вдоль плодородных земель Нила. Через несколько столетий они объединились под властью об­щего правителя — фараона, который контролировал торговлю и хозяйство. Он был наделен безграничной властью и обладал несметными богатствами, а все свои прижизненные заслуги желал запечатлеть и оставить потомкам. Так возникла мысль о грандиозных монументальных постройках.

Подробнее...

 

В отличие от других частей света, где в основном распрос­транены мировые религии (христианство, буддизм и иудаизм), больше половины населения Африки предпочитает традици­онные верования. Наиболее ярко они представлены в тропи­ческих и южных районах, в основном южнее Сахары.

Это не означает, что мировых религий в Африке нет со­всем, просто они утвердились здесь сравнительно недавно, в то время как традиционные верования имеют многовековую ис­торию. Традиционные африканские религии представлены ре­лигиозными культами и ритуалами африканских народов, тра­диции и обычаи которых складывались в течение долгого времени и, благодаря своей самобытности, сохранились по се­годняшний день.

Подробнее...

 

Трудно поверить, что в эпоху новейших компьютерных тех­нологий на нашей планете живут необразованные люди, кото­рые верят в то, что в земной и загробной жизни все взаимосвя­зано, что после смерти человека его душа снова возвращается в этот мир, но уже в другом качестве. У небольшого народа догонов, живущего в долине реки Нигер, расположенной на территории современного государства Мали, существует слож­ная иерархия божеств и духов, они до сих пор поклоняются богу Амма и другим местным богам.

Религиозные обряды догонов имеют очень интересное и глу­бокое содержание. Они затрагивают и деревенскую архитекту­ру, и методы ведения хозяйства.

Зернохранилища они строят в форме ящиков с острым шпилем наверху. Главные элементы этого строения, согласно представлениям данного народа, соответствуют органам Нум- мо, т.е. жизненной силы, которая в прошлом содержалась в Воде и Слове, а позднее из нее появилось все живое и неживое на Земле. Вселенная и космос ассоциируется у догонов с кор­зиной, имеющей остроконечную форму и квадратное основа­ние. На каждой стороне этой корзины находится по 10 ступе­нек, ведущих к вершине. На этих ступеньках располагаются символы всех живых существ и растений.

Подробнее...

 

Огромный фактический материал позволяет говорить о том, что все африканские традиционные верования развивались из анимизма (веры в души богов) и фетишизма (почитания нео­душевленных предметов).

Мнения ученых относительно вопроса, какая из этих форм возникла ранее, разделились. Но то, что и та, и другая присут­ствовали во всех религиях мира на ранних этапах их развития, не оставляет сомнений.

С анимистическими представлениями связано отношение к диким и домашним животным. И в наши дни представители африканских народов почитают ядовитых змей, считают их обладателями сверхъестественной силы и объявляют непри­косновенными. Согласно местным верованиям, змеи приносят смерть лишь тому, кто совершает плохие поступки.

Анимистические верования отразились и в похоронных об­рядах африканцев. В религиях таких народов, как йоруба, Лод­зи, шиллук и эве души предков обитают на небе, а представите­ли игбо, ибинио и ньяруанда считают, что они живут под зем­лей. Они также верят, что умершие возвращаются на землю в новом обличье, перевоплощаясь в растения, животных или в членов других родов.

Подробнее...

 

Фетишизм существует в Африке в форме культа обожеств­ляемых материальных предметов. Эти представления распрос­траняются на все предметы, начиная от домашней утвари до брусков, раковин, камней, деревьев, животных и предметов при­кладного искусства. В процессе исторического развития фети­шистские представления тесно переплелись с анимистическими, и часто их невозможно отделить друг от друга.

Из всех фетишей в традиционных африканских верованиях наиболее распространены фетиши, предназначенные для семей и их родов, фетиши для племен и племенных народов, а также общенародные и личные фетиши. Семейные и родовые фети­ши появились в процессе образования родовых общин. К ним относятся каменные топоры, используемые предками африкан­цев в эпоху неолита, которые почитали их как окаменелые молнии божества воды, грома и молнии. У многих африканс­ких народов к фетишам причисляются священные камни, бара­баны, гонги, предметы обихода предков, кожа и шкура различ­ных животных, бивни слонов, деревянные изображения живот­ных и людей и т.д.

Подробнее...

 

Представители коренных африканских народов издавна боль­шое значение придавали действиям, приемам и средствам, с по­мощью которых можно достичь желаемых целей и в реальном, и в потустороннем мире. Среди таких приемов наиболее рас­пространены колдовство и пророчество, гадание и целительство. Все они объединены под общим названием «магия», кото­рое переводится как внутренняя сила, способная воздейство­вать на мир.

Магия и ее место в религии являются предметом споров в науке и религиозной литературе. Время от времени эти спо­ры вспыхивают с новой силой. Как известно, маги воздейству­ют на людей с помощью гипноза, телепатии, внушения и неизу­ченных до конца экстрасенсорных способностей. В африканс­ких верованиях магия занимает особое место. Согласно после­дним исследованиям и опросам, большая часть населения верит, что некоторые люди, их речь, мысли и движения имеют сверхъе­стественную силу.

До проникновения на континент европейцев в роли магов здесь выступали служители традиционных культов. Они об­разовывали особую группу населения, занимали высокое по­ложение и пользовались рядом привилегий. Самое высокое положение в этой группе занимали вожди и правители. За ни­ми следовали жрецы-пророки (прорицатели), якобы наделен­ные даром ясновидения. У многих народов, особенно в Вос­точной Африке, они были общепризнанными политическими правителями.

Подробнее...

 

Важное место в религиозной жизни материка издавна зани­мали тайные общества или союзы. Их членами обычно стано­вились мужчины, принадлежащие к одному племени или наро­ду. Почти все тайные союзы были связаны с различными ре­лигиозными культами, например Матери-земли, предков и т.д. Организация союзов и цель деятельности их членов тщательно скрывались от непосвященных.

Первоначально тайные общества создавались с целью обу­чения молодежи военному делу и религии. В качестве руково­дителей чаще всего выступали вожди, старейшины и жрецы- пророки. Считалось, что руководители обществ, а также стар­шие члены обладают сверхъестественной силой и в совершен­стве владеют магией. Позднее тайные общества стали активными участниками ритуальных церемоний, в т.ч. и обрядов инициа­ции, т.е. обрядов, связанных с переводом юношей и девушек в возрастную группу мужчин и женщин. Специально для уча­стия в этих обрядах члены тайных обществ изготовляли риту­альные маски, украшения и оружие.

Постепенно многие тайные общества превратились в мощ­ные религиозно-политические объединения. Их влияние ощу­щалось во многих сферах жизни, что вызывало явное недо­вольство власти. В начале колониальной эпохи все тайные общества подвергались гонениям. В связи с этим некоторые из них распались, а другие видоизменились и сохранились до наших дней. Сегодня они в основном распространены в сель­ской местности и занимаются укреплением традиционных ре­лигиозных устоев и морали.

Подробнее...

 

Культ предков занимает, пожалуй, самое важное место в тра­диционных африканских верованиях. Он развивался в тече­ние многих веков и своими корнями тесно переплетается с ани­мистическими и фетишистскими представлениями. В основе культа предков лежит вера в то, что существование человека после смерти не прекращается, он продолжает жить, но только в ином состоянии, т.е. перевоплощается в духа. Внешние чер­ты и привычки человека остаются прежними, но для других он становится невидимым. Некоторые африканцы верят в то, что душа человека «переселяется» в животных, растения, реки, горы и т.д.

У некоторых народов и племен широко распространено убеждение, согласно которому духи не покидают родные мес­та, а предпочитают держаться рядом с родственниками и ока­зывают им всевозможную помощь в делах.

В процессе развития традиционной религии у африканцев сложилась своеобразная иерархия духов предков, высшую сту­пень в которой занимают родоначальники. За ними следуют духи предков народа, племени, общины, рода, семьи, а также родственники, умершие естественной и насильственной смер­тью. У некоторых народов особым почитанием пользуются родственники и первооснователи по мужской линии, другие дань уважения отдают женщинам. Есть также народы, покло­няющиеся и тем, и другим.

Подробнее...

 

В 1938 г. хранительнице музея в южноафриканском порто­вом городе Ист-Лондоне мисс М. Кортени-Латимер сообщили, что рыбаки изловили необычную рыбу. Это невероятных раз­меров чудо с плавниками, похожее на ящерицу, повергло окру­жающих в страх.

Мисс Латимер обратилась за разъяснениями к известному профессору — ихтиологу Дж.-Л.-Б. Смиту, кото­рый в феврале следующего года приехал в музей и был оше­ломлен, признав в невероятной находке самого настоящего целиканта.

Сомнений быть не могло, и все говорило о том, что вне­запно ожила рыба, умершая 200 млн лет назад. Взору про­фессора открылось существо, родословная которого восхо­дила к временам, когда на земле еще не существовало ни динозавров, ни даже млекопитающих.

Подробнее...

 

В Тунисе погонщики верблюдов и кочевники до сих пор рассказывают всем туристам истории об огромных ядовитых змеях, которые могут скрываться за каждой дюной в пустыне. Эти загадочные создания местные жители называют «тагерга». Они могут быть длиной более 4 м, а толщину сравнивают с человеческим бедром. Вероятность встречи с ним особенно велика в пограничных с Большой пустыней областях и в горах, расположенных недалеко от Гафсы — небольшого поселения на юге Туниса. Местные жители боятся этих змей из-за разме­ров и ядовитости.

Интересен тот факт, что некоторые исследователи просмат­ривают связь между этими существами с тварями, которых видели римские солдаты в III в. до н.э. во время Пунической войны в этих же самых местах.

Историк Тит Ливий, а также Сенека в своих трудах поведа­ли о том, что в 255 г. до н.э. римские легионы, раскинувшие лагерь на берегах реки Баграда (современное название — Меджерда), повстречали огромного змея, который помешал им на­брать воды. Несколько попыток убить его не увенчались успе­хом и, для того чтобы избавиться от него, им потребовалось воспользоваться баллистами и катапультами, заряженными тя­желыми камнями.

Подробнее...

Оценив окаменевшие останки наших предков, археологи и антропологи развенчали часть гипотез о вмешательстве кос­мических пришельцев в процесс развития человечества. О том, как им удалось это сделать, будет рассказано в этой части главы.

Еще в начале XIX в. ученые считали, что люди и их культу­ра существуют 6 тыс. лет. Однако позже было установлено, что возраст человеческого рода составляет несколько милли­онов лет и предыстория рода Homo начинается не где-нибудь, а именно в Восточной Африке, в миоцене. 18 млн. лет тому назад среди приматов третичного периода появились первые человекообразные обезьяны. Их домом и кормильцем был гу­стой тропический лес.

Вскоре, когда влажный лес уступил свое место лесостепи и саванне, им пришлось научиться приспосабливаться к меняю­щимся природным условиям. Когда количество растительных плодов деревьев значительно уменьшилось, они стали питаться молодыми побегами и семенами трав. Постепенно они научи­лись пользоваться различными предметами и приспособили их для своих нужд.

Австралопитеки, жившие в Восточной Африке в 3 700 000 — 1 800 000 г. до н.э., уже ходили на двух ногах, использова­ли и производили орудия труда. Дальнейшее их развитие по­служило причиной появления новых форм — Homo habilis, а позже Homo erectus, который уже был прямоходящим, дви­гался большими твердыми шагами, ловко действовал руками и мог приспособиться к изменениям природной среды, умел пользоваться огнем и строить себе жилище.

Подробнее...

Поиск

Поделиться:

Физика

Химия

Методсовет