Начальная школа

Русский язык

Литература

История

Биология

География

Математика

 

Важное место в религиозной жизни материка издавна зани­мали тайные общества или союзы. Их членами обычно стано­вились мужчины, принадлежащие к одному племени или наро­ду. Почти все тайные союзы были связаны с различными ре­лигиозными культами, например Матери-земли, предков и т.д. Организация союзов и цель деятельности их членов тщательно скрывались от непосвященных.

Первоначально тайные общества создавались с целью обу­чения молодежи военному делу и религии. В качестве руково­дителей чаще всего выступали вожди, старейшины и жрецы- пророки. Считалось, что руководители обществ, а также стар­шие члены обладают сверхъестественной силой и в совершен­стве владеют магией. Позднее тайные общества стали активными участниками ритуальных церемоний, в т.ч. и обрядов инициа­ции, т.е. обрядов, связанных с переводом юношей и девушек в возрастную группу мужчин и женщин. Специально для уча­стия в этих обрядах члены тайных обществ изготовляли риту­альные маски, украшения и оружие.

Постепенно многие тайные общества превратились в мощ­ные религиозно-политические объединения. Их влияние ощу­щалось во многих сферах жизни, что вызывало явное недо­вольство власти. В начале колониальной эпохи все тайные общества подвергались гонениям. В связи с этим некоторые из них распались, а другие видоизменились и сохранились до наших дней. Сегодня они в основном распространены в сель­ской местности и занимаются укреплением традиционных ре­лигиозных устоев и морали.

Особый интерес вызывают религиозно-мистические тайные организации, существовавшие вплоть до середины XX в. Жите­лям континента они больше известны как общества людей- леопардов, людей-змей, людей-шимпанзе и т.п. В различных районах Африки до сих пор можно услышать ужасные исто­рии, имевшие место в действительности. Правда, сегодня отли­чить истину от вымысла очень трудно.

Особенно много сказано и написано об обществе людей- леопардов.

На других континентах о деятельности этого общества люди узнали из рассказов миссионеров, живших в Камеруне и близле­жащих к нему районах. Все эти рассказы были собраны и систе­матизированы врачом Альбертом Швейцером, много лет про­жившим в Тропической Африке. Его труд «Письма из Ламбрене» известен во всем мире.

Итак, долгое время население Камеруна и других районов континента жило в страхе перед людьми-леопардами. С на­ступлением темноты все люди спешили укрыться в своих хи­жинах, т.к. боялись встретиться с представителями данного тайного общества. Судя по рассказам, это были люди, одержи­мые идеей того, что они являются леопардами и целью их существования является истребление человеческого рода.

Позже было установлено, что большая часть членов обще­ства людей-леопардов вошли в него не по своей инициативе, а попали под влияние людей с более сильной волей, обладав­ших способностью вводить в гипноз. Некоторые из этих лю­дей были напоены особым настоем, лишающим способности здра­во мыслить. Так они стали марионетками в руках безумцев, жаждущих власти над людьми.

Сведения о тайных религиозно-мистических обществах край­не противоречивы. Многие использовали их для того, чтобы во всеуслышание объявить африканцев диким народом, винов­ным в страшных преступлениях.

Большое влияние мистические воззрения оказали и на бще- ственно-политическую жизнь Африки. Ярким примером этого может служить антиколониальное восстание 1905 — 1907 гг., вспыхнувшее на территории современной Танзании. На стра­ницах истории континента оно осталось под названием Маджи-Маджи, что в переводе с наречия суахили означает «большая вода» или «волшебное зелье».

Руководителем этого восстания был прорицатель по имени Кинджикитиле, призывавший африканский народ изгнать с род­ных земель всех иностранцев. Символом этого восстания ста­ло «волшебное зелье», уберегающее от пуль. Африканцы вери­ли, что на борьбу их ведут духи, а охраняют от смерти умершие предки. Своего руководителя они считали сверхчеловеком, жизненной силой, переданной ему сильными духами. Впрочем, и сегодня многие африканцы верят, что жизненную силу мож­но унаследовать от предков, а при хорошем поведении она может быть дарована духами.

Удивительный напиток Кинджикитиле готовился из смеси воды реки Руфиджи и измельченных зерен проса и кукурузы. Африканцы слепо верили в чудодейственную силу этого на­питка и без малейшего страха выходили под автоматы и пу­леметы колонизаторов. Естественно, что «волшебное зелье» не уберегло их, да и не могло уберечь. Было пролито море крови, и участники восстания жестоко разочаровались в «вол­шебном напитке».

Позднее, во время Первой и Второй Мировых войн, боль­шое значение в борьбе африканцы отводили своим предкам. Европейцев и их современное оружие они воспринимали как страшную силу, одержать верх над которой можно с помощью средств, освященных богами и предками. К ним относились чудодейственные напитки, фетиши и другие символы, способ­ные, по их мнению, защитить от злой магии, которой наделены их противники.

Традиционные представления использовались в войнах и восстаниях позднего времени. Примером может служить вос­стание против колонизаторов, вспыхнувшее в Кении в 1952 г. и продолжавшееся до 1956 г. Участниками восстания бы­ли несколько народов, живших на территории этой страны. На борьбу с колонизаторами вышло 90% взрослого населения Кении. Для достижения своих целей они использовали симво­лику церемоний и обрядов кикуйю.

Они приносили клятвы на верность общему делу, окропля­ли землю и жилища кровью жертвенных животных и т.д. Клятвенные церемонии проходили очень пышно и торжественно, их участников правительство Кении подвергало смертной каз­ни. Однако это никого не останавливало, так сильны были клятвы африканцев.

Восстание проходило под покровительством предков и вер­ховного бога кикуйю. К ним воины обращались с молитвами и упоминали их имена во всех клятвенных обещаниях. Прак­тика клятвоприношений применялась в некоторых странах Аф­рики во время восстаний и мятежей, проходивших в 60—70-е гг. XX в. Организаторами церемоний и обрядов клятвоприно­шений выступали те же кикуйю.

Масштабы мероприятий такого типа в скором времени при­няли массовый характер, и правительства стран издали законы, в которых была предусмотрена особая мера наказания для знахарей, колдунов, заклинателей и т.д. Но подобные средства борьбы не принесли ожидаемых результатов, о чем свидетель­ствуют сохранившиеся до наших дней в некоторых районах континента различного рода заклятия и клятвоприношения.

Поиск

Блок "Поделиться"

Физика

Химия

Методсовет