Начальная школа

Русский язык

Литература

История

Биология

География

Математика

 

Представители коренных африканских народов издавна боль­шое значение придавали действиям, приемам и средствам, с по­мощью которых можно достичь желаемых целей и в реальном, и в потустороннем мире. Среди таких приемов наиболее рас­пространены колдовство и пророчество, гадание и целительство. Все они объединены под общим названием «магия», кото­рое переводится как внутренняя сила, способная воздейство­вать на мир.

Магия и ее место в религии являются предметом споров в науке и религиозной литературе. Время от времени эти спо­ры вспыхивают с новой силой. Как известно, маги воздейству­ют на людей с помощью гипноза, телепатии, внушения и неизу­ченных до конца экстрасенсорных способностей. В африканс­ких верованиях магия занимает особое место. Согласно после­дним исследованиям и опросам, большая часть населения верит, что некоторые люди, их речь, мысли и движения имеют сверхъе­стественную силу.

До проникновения на континент европейцев в роли магов здесь выступали служители традиционных культов. Они об­разовывали особую группу населения, занимали высокое по­ложение и пользовались рядом привилегий. Самое высокое положение в этой группе занимали вожди и правители. За ни­ми следовали жрецы-пророки (прорицатели), якобы наделен­ные даром ясновидения. У многих народов, особенно в Вос­точной Африке, они были общепризнанными политическими правителями.

На месте жрецов-прорицателей мог оказаться далеко не каж­дый. Для этого нужно было обладать не только особыми спо­собностями, но и пройти серьезное обучение. Особым уваже­нием среди населения пользовались жрецы храмов почитаемых в Африке божеств и духов. Немалую роль в этом играл высо­кий уровень благосостояния. Ведь различные ритуальные це­ремонии и обряды приносили им огромный доход.

Следующую ступень группы занимали колдуны, ведуны, це­лители и гадатели. Изначально у представителей многих афри­канских народов сложилось представление, что колдуны явля­ются воплощением злых сил. Считалось, что колдун действует бессознательно, в силу своей психики, и в таком состоянии может принести много неприятностей своим родственникам и окружающим.

Еще более мрачной фигурой в представлении африканцев был ведун. Чтобы добиться желаемого результата, он пускает в ход различные средства, чаще всего вредоносные зелья и ягоды. Ведунов подвергали страшным наказаниям: сжигали заживо, сажали на кол, забивали камнями, четвертовали и т.д.

Чаще всего в колдовстве обвинялись мужчины. Представите­ли народа луо считали, что способность к ведовству передает­ся по наследству.

Вера в ведовство и колдовство в Африке широко распрос­транена и сегодня. Так, любые явления, например смерть чело­века, несчастный случай, стихийное бедствие, здесь объясняют­ся по-своему. Народ азанде, живущий на территории современ­ного Заира, считает, что каждое бедствие и каждый несчастный случай заранее предопределены. Несчастье может обрушиться на человека только по двум причинам: если он нарушит табу или волю предков либо из-за вмешательства ведуна.

Вера в прорицателей, ведовство и колдовство в Африке была велика. До сих пор в некоторых глубинных районах континента человек вынужден покидать родную деревню по причине того, что окружающие заподозрили его в колдовстве или ведовстве. Пострадавшие обращались за помощью к «сво­им ведунам», обладавшим, по их мнению, еще более могуще­ственной сверхъестественной силой.

Еще в первой половине XX в. в некоторых странах Запад­ной Африки ведуны устраивали тайные ночные церемонии, со­провождавшиеся человеческими жертвоприношениями. Веду­ны выбирали человека и с помощью ядовитых трав вводили его в состояние клинической смерти, после чего хоронили. Так жертва превращалась в зомби (т.е. «живого мертвеца»). Через некоторое время умершего вынимали из могилы и приносили в жертву богам. Практика превращения людей в зомби была широко распространена во многих районах Африки.

Все непонятные и загадочные явления, события и стихий­ные бедствия африканцы и сегодня объясняют вмешатель­ством колдунов и ведунов. Во многих деревнях здесь до сих пор борются с колдовством и ведомством, носят амулеты, обереги, соблюдают запреты, предписанные целителями и га­дателями, часто проводят ритуальные «допросы» трупа. Пос­ледние представляют особый интерес.

В случае если родственники умершего заподозрили, что при­чиной его смерти явилось вмешательство злой силы, они при­зывают всех жителей деревни выйти на площадь. Затем выно­сят на носилках покойника, и главный деревенский гадатель обращается к трупу с просьбой указать на убийцу. Поочередно он указывает на каждого человека и громко вопрошает: «Этот?». В какой-то момент носилки с трупом наклоняются вперед: виновник найден.

Тех, кто отрицает свою вину, ожидает страшная участь. В луч­шем случае это позорное изгнание из общины, в худшем — мучительная смерть. Обычно до этого не доходит, и уличен­ный в преступлении вымаливает у покойника прощение или же выплачивает денежную компенсацию его родственникам. Пос­ле этого все мирятся и приносят умершему коллективную жертву, чаще всего быка или другого крупного животного.

Поиск

Блок "Поделиться"

Физика

Химия

Методсовет

watch tv series online watch series online watch tv shows free online watch tv shows free online