Начальная школа

Русский язык

Литература

История

Биология

География

Математика

 

Фетишизм существует в Африке в форме культа обожеств­ляемых материальных предметов. Эти представления распрос­траняются на все предметы, начиная от домашней утвари до брусков, раковин, камней, деревьев, животных и предметов при­кладного искусства. В процессе исторического развития фети­шистские представления тесно переплелись с анимистическими, и часто их невозможно отделить друг от друга.

Из всех фетишей в традиционных африканских верованиях наиболее распространены фетиши, предназначенные для семей и их родов, фетиши для племен и племенных народов, а также общенародные и личные фетиши. Семейные и родовые фети­ши появились в процессе образования родовых общин. К ним относятся каменные топоры, используемые предками африкан­цев в эпоху неолита, которые почитали их как окаменелые молнии божества воды, грома и молнии. У многих африканс­ких народов к фетишам причисляются священные камни, бара­баны, гонги, предметы обихода предков, кожа и шкура различ­ных животных, бивни слонов, деревянные изображения живот­ных и людей и т.д.

Высшими святынями в Африке считаются общенародные фетиши. Интересна история золотого трона, который в про­шлом принадлежал правителю Конфедерации Ашанти. Этот трон, точнее резную деревянную скамеечку, украшенную золо­тыми пластинами и цепями, торжественно выносили во время важных церемоний ашанти. Одна из таких церемоний пред­ставляла собой праздник ямса, отмечаемый ежегодно в сентяб­ре. На этом празднике происходит освящение будущего уро­жая и прославление предков. Трону на этом празднестве отво­дилась роль символа благосостояния ашанти, и никому не раз­решалось на него садиться.

В ходе очередной англо-ашантийской войны в 1896 г. дворец правителя был разрушен, сам правитель взят в плен и отправлен в ссылку, а трон вынесен из дворца и спрятан в неизвестном месте. Обнаружить его удалось англичанам. В 1900 г. британский губернатор колонии Золотой Берег по­требовал, чтобы ашанти предоставили ему «золотую скамей­ку». Представители ашанти были оскорблены таким неуваже­нием к местным законам и устроили мятеж.

И хотя подавить его англичанам не составило особого тру­да, завладеть троном правителя Ашанти им так и не удалось.

В 1936 г. королева ашанти повелела изготовить по об­разцу золотого трона серебряный, который она отослала бри­танской королеве-матери по случаю коронации Георга IV. Что этим жестом хотел сказать гордый народ ашанти и ка­кой тайный смысл заключен в этом поступке, известно лишь ему одному.

Но самыми важными фетишами, обеспечивающими контак­ты между земными и потусторонними мирами, между живущи­ми и умершими людьми, являются статуи, статуэтки, маски и барабаны (тамтамы). Маски и статуэтки играют роль предме­тов поклонения и почитания, каждый из них наделен душой. В них верят, их боятся, им посвящают легенды и ритуальные гимны. Удивительное по красоте зрелище представляют собой танцы масок.

Сегодня в африканских городах и деревнях туристы раз­ных стран могут приобрести всевозможные маски и деревян­ные фигурки. Но стать обладателем настоящей ритуальной маски, являющейся подлинным произведением искусства, может дале­ко не каждый. Такой подарок представители африканских на­родов могут сделать лишь тем, кому доверяют и кого уважают.

Барабаны у африканцев считаются существами, наделенны­ми душой.

В определенное время года они устраивают церемонию ос­вящения тамтамов, где вливают в них новую силу приношени­ем даров и жертв. У каждого барабана может быть только один исполнитель, который может играть на нем только после ритуала посвящения и предварительного обучения.

Личные фетиши африканцы приобретают у жрецов, колду­нов, знахарей и прорицателей. Все они освящают фетиши и га­рантируют их действенность. Этот вид фетишей предназначен для оказания помощи обладателям и играет роль оберега от болезней, сглаза и от врагов. Некоторые фетиши, по мнению африканцев, изначально наделены сверхъестественной силой, без вмешательства знахарей и колдунов.

Поиск

Блок "Поделиться"

Физика

Химия

Методсовет