Начальная школа

Русский язык

Литература

История

Биология

География

Математика

 

К Буравчику и его родителям приехали гос­ти — бабушка и дедушка из деревни. И дядя Рабиндранат. На празднование дня рождения папы.

Мама испекла очень вкусный торт, папа сварил сосисок, дедушка выставил на стол банки с солеными огурцами, поми­дорами, груздями, рыжиками и белыми грибами. А бабушка принесла кучу каких-то индийских сладостей, которые она сама приготовила. Ведь она уже очень давно увлекается всем, что связано с Индией.



 

Праздничный стол накрыли в гостиной. На нем причуд­ливо сочетались салат оливье и селедка под шубой от мамы, грибы и соленья от дедушки, индийские сладости от бабуш­ки, бутылки папиного лимонада и сосиски.

Когда все тосты в честь папы были произнесены, торт доеден, лимонад выпит, бабушка попросила дядю Рабиндраната:

Сыграй нам, Рабиндранатушка!

Так не на чем! — ответил дядя.

Как это не на чем? — хитро улыбнулась бабушка и до­стала из шкафа индийский музыкальный инструмент сарод. Мама припрятала его там еще неделю назад, сговорившись с бабушкой.

Ну, я не знаю...

И знать нечего, порадуй маму и брата!



 

И дядя Рабиндранат заиграл. Музыка была тягучей и плавной. Насыщенной и сладкой, как индийские сладости. Буравчик сидел с открытыми глазами и видел яркие картины, или это был сон? А другая музыка, которую потом сыграл дядя, была грустной, печальной, голубого и серого цвета, так показалось Буравчику.

Буравчик тихонько вылез из-за стола и пошел к себе в комнату. Индийская музыка оказалась необычной и очень длинной. Может быть, и японская музыка такая же? Длин­ная. «Надо спросить у писателя», — подумал Буравчик и на­писал ему:

Почему индийская музыка такая длинная? А японская какая?

Ох, хороший вопрос, Буравчик. Непрос­то на него ответить. С чего бы начать? Ну, да­вай начнем с истории.

Вплоть до V века до нашей эры остро­ва Японии были заселены рыбаками и зем­ледельцами. Примерно с этого времени в Япо­нию начинает просачиваться культура Китая, появляются конфуцианство и буддизм, раз­виваются искусство, музыка, театр и многое- многое другое.

Самая древняя японская музыка, кото­рую я знаю, это музыка «гагаку». Это не народная японская музыка, а императорская, ритуальная, проникшая из Китая. Музыка непростая, нам сейчас ее слушать не очень привычно.

Больше всего мне нравятся флейты фуэ, сякухати. Совсем непохожая на совре­менную, эта музыка создана не для удоволь­ствия. А сейчас почти вся музыка, которую мы слушаем, пишется для того, чтобы мы получили удовольствие. В древние же вре­мена в Японии игра на флейтах фуэ слу­жила совсем для других целей - для дзен - буддистских медитаций в сопровождении музыки. Японцы говорили: «Играя на сяку­хати, видишь невидимые сферы, во всей Все­ленной - только одна песня». Такой подход совсем непохож на современный европей­ский, но очень похож на индийский. То есть суть такой музыки - не получение простого удовольствия, а духовная практика, способ развития своих творческих способностей. Медитативные практики были очень длин­ными и требовали спокойствия. И музыка нужна была такая же - длинная и настраи­вающая на созерцание.

В Индии примерно такая же история с музыкой, как и в Японии, да и в Китае. Му­зыка там всегда считалась лишь частью уче­ния о здоровье человека, физическом, пси­хическом и духовном. С помощью занятий йогой и музыкой человек старался достичь духовного просветления. Так считали древ­ние индийцы. Да и многие современные ин­дийцы так полагают. Другие задачи, другой настрой, вот и музыка рождается другая.

С непривычки такая музыка кажет­ся очень длинной, монотонной. А может, и впрямь очень длинная и монотонная - по сравнению с популярной эстрадной или даже классической?

Музыка Моцарта или квартета «Битлз» порождает в нас множество самых разных эмоций, кажется нам более энергичной, бо­лее содержательной и интересной, чем ста­рая японская музыка. Это, конечно, дело подхода. Японская традиционная музыка ничем не хуже, чем древнегреческая, чем музыка классиков - Гайдна, Моцарта, Бетхо­вена, Прокофьева. Просто она другая, меди­тативная, настраивающая на одну волну.

Попробуй надеть наушники и послушать несколько ми­нут китайскую или индийскую музыку.

Я тебе рекомендую взять из китайской (тибетской) му­зыку монастыря Гьюдмед, а из индийской — музыку (раги) Рави Шанкара. Папа или ты сам легко найдете эту музыку в Интернете.

Сядь удобно и не отвлекайся.

Через некоторое время ты проникнешь в эту музыку, растворишься в ней, и она не будет казаться тебе длинной.

Но не бери популярные китайские мелодии XX—XXI веков или музыку индийского Болливуда, начни с того, что я тебе посоветовал.

 

Поиск

Блок "Поделиться"

Физика

Химия

Методсовет