Начальная школа

Русский язык

Литература

История

Биология

География

Математика

Формы работы, использованные на уроке: групповая.

Цель урока: повышение мотивации школьников к изучению предмета; создание условий для исследовательской, творческой деятельности; ознакомление с современными информационными технологиями; расширение кругозора обучающихся.

Образовательно - воспитательные задачи:

познакомить обучающихся с биографией профессора Цельсия, его термометрической шкалой и приборами для измерения температуры воздуха, воды и почвы;

закрепить умения обучающихся вычислять среднюю температуру воздуха в заданных пунктах, строить графики хода температуры воздуха и проводить их анализ;

установить закономерность зависимости температуры воздуха от высоты Солнца над горизонтом;

показать влияние океанов, циркуляции воздушных масс, высоты над уровнем моря на температуру воздуха;

закрепить навыки работы по алгоритму; содействовать рациональной организации труда;

использовать интерактивные методы обучения для поиска информации;

развивать основные психические процессы: память, воображение, мышление, внимание, наблюдательность и сообразительность;

провести диагностику усвоения системы знаний и умений и её применения для выполнения практических заданий стандартного уровня с переходом на более высокий уровень;

выработать самооценку в выборе пути и критерии оценки своей работы и работы одноклассника;

содействовать развитию творческого сотрудничества;

способствовать повышению интеллектуального уровня обучающихся.

Оборудование: географическая карта мира, географический атлас «Материки и океаны», географический атлас «Начальный курс», интерактивная доска, компьютер с выходом в Интернет, алгоритм выполнения работы, измерительные инструменты, миллиметровка, фломастеры (черный, синий, красный), выставка термометров, памятные сертификаты.


Ход урока


Учитель географии

Сегодня мы с вами отправляемся в гости к профессору А. Цельсию. К нашей встрече мы должны хорошо подготовиться.

Что вы знаете о профессоре А. Цельсии?

Обучающиеся отвечают на вопрос, затем учитель даёт слово ученику, который подготовил сообщение о А.Цельсии.

(На интерактивной доске появляется слайд с портретом А.Цельсия)

Андерс Цельсий (Anders Celsius) – шведский астроном, геолог и метеоролог (в те времена геология и метеорология считались частью астрономии) родился в Упсале (Швеция). Окончил Упсальский университет и с 1730 года до конца жизни был профессором этого университета. Цельсий участвовал во французской экспедиции в Лапландию по измерению формы и размеров Земли. Наблюдал Северное сияние и описал более 300 своих и чужих наблюдений. Весьма точно измерил яркость 300 звёзд, используя систему одинаковых стеклянных пластин, поглощавших свет.

Но слава пришла к нему совершенно с другой стороны. Он прославился как создатель новой термометрической шкалы. В 1742 году Цельсий опубликовал работу с описанием стоградусной шкалы термометра, в которой температура кипения воды при нормальном атмосферном давлении была принята за 0°, а температура таяния льда – за 100°. Позже шведский биолог К.Линней «перевернул» эту шкалу, приняв за 0° температуру таяния льда. Этой шкалой мы пользуемся до сих пор, называя её шкалой Цельсия. Поэтому данные температуры мы записываем в следующем виде: +25°С или - 25°С.

Учитель географии

Как вы уже поняли, сегодня на уроке мы будем говорить с вами о температуре воздуха и обо всём, что с нею связано. Температура воздуха измеряется термометром. Это привычный для всех прибор, и мы задумываемся о том, когда он появился.

Кто же изобрёл первый термометр?

Первый термометр (термоскоп), совершенно непохожий на современный, был изобретен в самом конце XVI века. Его автор - итальянский ученый Галилео Галилей.

(На интерактивной доске появляется слайд с термометром Г.Галлилео).

Термометр Галилея представляет собой стеклянный цилиндр, наполненный водой, в котором плавают наполненные цветной жидкостью шарики. По мере подъема температуры жидкость в цилиндре расширяется, и шарик начинает тонуть. По мере уменьшения температуры жидкость в цилиндре сокращается, и шарик начинает подниматься. Погрешность данного прибора составляет до 4°.

Слово «термометр» ввёл голландский учёный Дреббель в 1636 году.

Термометр (от греческого therme –тепло и metreo – измеряю)- прибор для измерения температуры воздуха, почвы и воды.

Учитель географии

Кто изобрёл первый спиртовой и ртутный термометры?

Первый жидкостный термометр изобрёл немецкий физик Даниэль Габриэль Фаренгейт (1686-1736) в 1709 и 1714 гг. соответственно. Им была создана температурная шкала (32° - температура замерзания и 212° - температура кипения).

(На интерактивной доске появляется слайд со школой Цельсия и Фаренгейта).

Давайте вспомним, как градусы Цельсия можно перевести в градусы Фаренгейта?

Существует формула для перевода градусов Цельсия в градусы Фаренгейта, но можно использовать и следующее правило:

Итак, чтобы перевести градусы Цельсия в градусы Фаренгейта нужно удвоить значение температуры и прибавить 30°.

В настоящее время существует большое разнообразие термометров. Есть термометры жидкостные, механические, автоматические. Их используют для измерения температуры воздуха, почвы, воды, тела человека и животных.

Учитель обращает внимание обучающихся на выставку термометров.

(На интерактивной доске появляется слайд «Виды термометров»).

На метеостанциях для определения температуры воздуха используют термограф.

Термограф (от греческого therme –тепло и grapho – пишу) – прибор-самописец, непрерывно регистрирующий температуру воздуха и записывающий её ход в виде кривой. (На интерактивной доске слайд с изображением термографа)

Учитель математики

Ребята, свою работу мы продолжим в командах (класс разбит на 5 команд). Каждая команда выполняет индивидуальное задание. Сейчас нам с вами предстоит осуществить своё небольшое исследование в области температур. Учитывая, что мы с вами живём в век стремительно развивающихся компьютерных технологий, в исследовательской работе мы будем применять компьютеры и интерактивную доску. Помните, что при работе в команде важно уметь слышать друг друга и работать слаженно, при этом четко распределив обязанности между собой. Свою работу вы можете выполнять последовательно, переходя от раздела к разделу, а можете распределить задания внутри своей команды.

Учитель информатики знакомит группы школьников с алгоритмом выполнения работ с использованием компьютера. Каждой группе вручается лист-задание с алгоритмом работы. 

Мыс Челюскин (полуостров Таймыр)

команда №1

Томск

команда №2

Москва

команда №3

Аден (полуостров Аравийский)

команда №4

Икитос (Южная Америка)

команда №5

Обучающиеся выполняют задания по предложенному алгоритму, определяют по карте географические координаты исследуемого пункта.

(Икитос - 4° ю.ш. и 74° з.д.; Аден - 13 ° с.ш. и 45° в.д.; Томск - 56° с.ш. и 85° в.д.; Москва - 56° с.ш. и 37 ° в.д.; мыс Челюскин - 77° с.ш. и 107° в.д.).

На интерактивной доске выведена таблица 1, которую заполняют по мере выполнения заданий.

Учителя математики, географии и информатики проверяют правильность выполнения работ, консультируют обучающихся.

Таблица 1. Среднемесячные температуры воздуха в пунктах, расположенных на разных широтах

Название пункта

Температура по месяцам, ° С

Среднегодовая

t

воздуха

Годовая амплитуда

t

воздуха

1

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

XI

XII

 

 

Мыс Челюскин

(П-в Таймыр)

-30,2

-27,8

-27,1

-20,8

-10

 -1,2

2,1

1,3

-1,7

-9,9

-21,1

-25,8

-14,35

32,3

Томск

-19,2

-16,7

-10,1

-0,1

8,5

15,3

18,1

15,2

9,2

0,9

-10,8

-17,5

-0,6

37,3

Москва

-9,9

-9,6

-5,2

4,2

11,8

16,1

18,2

15,7

11,2

3,8

-2

-8,1

3,85

28,1

Аден

(п-ов Аравийский)

24,2

24,7

26,1

27,2

28,9

31,2

31,3

29,3

28,7

28,2

26,1

24,1

27,5

7,2

Икитос (Ю.Америка)

25,7

28,2

27,1

24,8

25,1

24,2

23,7

26,2

26,8

26,1

25,7

24,2

25,65

4,5

Учитель математики подводит итог результатов работы команд (правильность определения средней температуры воздуха и годовой амплитуды колебания температуры воздуха в заданном пункте, график годового хода температуры воздуха).

Ребята, давайте проанализируем зависимость годового хода температуры воздуха от величины годовой амплитуды температуры воздуха в заданных пунктах. (Графики годового хода колебаний температуры воздуха всех пунктов, выполненные на миллиметровке, вывешиваются на доске)

Учитель географии проводит устный опрос.

В каком пункте самая маленькая годовая амплитуда колебаний температуры воздуха? (в Икитосе).

(Все названные пункты находим на географической карте).

В каком пункте самая большая годовая амплитуда колебаний температуры воздуха? (в Томске).

Какую закономерность изменения среднегодовой температуры воздуха мы наблюдаем при движении с севера на юг? (Среднегодовая температура воздуха повышается при движении с севера на юг).

Как можно объяснить эту закономерность? (Чем ближе к экватору, тем выше положение Солнца, а значит, больше солнечных лучей поступает на поверхность Земли).

(На интерактивной доске появляется слайд с положением Солнца на разной высоте).

Томск и Москва находятся примерно на одной широте. Почему средние годовые температуры воздуха в этих городах все же отличаются?

Что ещё кроме географической широты влияет на температуру воздуха?

(Влияние океанов и морей. Моря и океаны зимой не дают сильно охлаждаться, а летом сильно прогреваться прилегающей суше. Поэтому зима в Москве более тёплая, а лето более прохладное по сравнению с Томском. Амплитуда колебаний температуры воздуха в Москве тоже меньше. Температура воздуха зависит от высоты местности над уровнем моря, от преобладающих ветров).

Анализируя таблицу можно сделать вывод, что в районе экватора и тропиков жарко в течение всего года, а на Таймыре девять месяцев длится зима. И только в умеренных широтах, где мы с вами живём, хорошо выражены четыре времени года.

(На интерактивной доске появляется слайд «Времена года»).

Учитель информатики

Вы определяли среднюю температуру года, строили график хода температуры за год.

Используя Интернет - ресурсы, вы можете найти данные температуры воздуха, графики хода температуры за определённый период.

Посмотрите погоду в Томске на сайте (нажмите клавишу Ctrl и щелкните двойным щелчком по ссылке http://pogodavtomske.ru/

Учитель географии вместе с ребятами анализирует особенности графика хода температуры воздуха в городе Томске.

На сегодняшнем уроке мы с вами познакомились со шкалой Цельсия и приборами для измерения температуры воздуха, установили закономерности изменения температуры воздуха от географической широты и других климатообразующих факторов, закрепили умения вычислять среднюю температуру воздуха, строить графики хода температуры и анализировать их. Как вы заметили, это очень трудоёмкая работа, а на метеорологических станциях она проводится систематически.

Как вы считаете, для чего необходимо вести систематическое наблюдение за погодой и, в первую очередь, за температурой воздуха? (Использовать данные для работников сельского хозяйства, строителей, лётчиков, водителей автомобилей, моряков, геологов. Предсказывать изменения климата).

Какова средняя температура воздуха на нашей планете? (+14°С).

Что происходит с температурой воздуха на планете?

(Систематическое наблюдение за климатом осуществляется последние 150 лет. За сто минувших лет температура воздуха в Северном полушарии повысилась на 0,6 градуса Цельсия. Резкое потепление отмечается с 1976 года. К 2100 году из-за потепления климата средняя температура на планете может вырасти на 1,4 — 5,8 градусов)

Почему человечество беспокоит глобальное потепление климата?

(Таяние ледников, поднятие уровня воды (на 12-20 см), охлаждение тёплых течений, понижение температуры в Европе и т.д.).

(На интерактивной доске появляется слайд таяния ледников на Килиманджаро).

Может ли человечество как-то замедлить повышение температуры воздуха?

Учитель математики

В заключение урока мы проведём викторину. Будут предложены в занимательной форме вопросы, касающиеся температуры.

(Викторина составлена в виде презентации, красочно оформлена. Вопросы оцениваются от одного до трёх баллов в зависимости от сложности. За правильный ответ вручается жетон с количеством заработанных баллов).

Викторина.

В книге Ж.Верна доктор Клоубонни, спутник капитана Гаттераса, сообщает: «Нам пришлось испытать самые большие морозы, когда-либо наблюдавшиеся на земле... -58° С». Справедливо ли в наши дни это утверждение почтенного доктора? - 1б.

Какая самая низкая температура воздуха была зарегистрирована на Земле? (-89,2° С) – 1б.

В каком районе была зарегистрирована самая низкая температура воздуха на Земле? (в Антарктиде на станции «Восток)- 1б.

Где на нашей планете наблюдается самое большое количество солнечных дней в году? (в пустыне Сахара)- 3б.

Какая самая высокая температура воздуха была зарегистрирована на Земле? (+ 58° С) -1б.

В каком районе была зарегистрирована самая высокая температура воздуха на Земле? (в Северной Африке, в районе города Триполи) - 2б.

Какая самая низкая температура воздуха была зафиксирована на территории России? (- 71° С) – 1б.

Где находится «полюс холода» северного полушария? (в Северо-Восточной Сибири, в Оймяконе) – 2б.

Какая самая высокая температура воздуха была зафиксирована на территории России? (+40° С)- 3б.

В каком районе была зарегистрирована самая высокая температура воздуха в России? (В Астраханской и Волгоградской областях)-3б. При использовании дополнительной информации – 2б.

Дополнительная информация.

Географические координаты района: 49° с.ш. и 45 в.д. – 2б.

Где была зарегистрирована самая большая амплитуда колебания температуры воздуха на Земле? (107° в Якутии, от -70° С зимой до + 37° С летом) – 2 б.

Максимальная средняя годовая температура воздуха (+ 34,4°С) зарегистрирована в 1960 году в районе, имеющем следующие географические координаты: 13°с.ш. и 41°в.д. (Атлас материков и океанов, стр.20). Определите район. (Впадина Данакиль на северо-востоке Эфиопии)- 2б.

Минимальная средняя годовая температура воздуха (-57,8° С) зарегистрирована в 1958 году в районе, имеющем следующие географические координаты: 82° ю.ш. и 57° в.д. (Атлас материков и океанов, стр. 28). Определите район (Полюс Недоступности в Антарктиде)-2б.

Почему продукты портятся быстрее в тёплую погоду? (Порча продуктов связана с активизацией жизнедеятельности бактерий, сопровождающейся химической реакцией окисления. Известно, что скорость большинства химических реакций и биологических процессов приблизительно удваивается при повышении температуры на 10° С) – 2б.

При какой температуре воздуха, по мнению учёных, создаются самые комфортные условия для человека? (+ 20С) - 1б.

Какие пределы диапазона значений температуры воздуха составляют зону комфорта? (Средние значения зоны комфорта 21-24° С. Следует иметь в виду, что значения температуры для зоны комфорта могут изменяться в зависимости от влажности воздуха и скорости ветра). -2б.

При каких температурах, по вашему мнению, наступают нижний и верхний пределы критической температуры воздуха? Уточните, при каких температурах возникает ощущение дискомфорта, которое сигнализирует о необходимости тем или иным способом восстановить нарушенное равновесие. (Нижний предел - 18° С , верхний - 27° С)- 2б.

Что такое эффективная температура воздуха? (Это один из биометеорологических индексов, характеризующий эффект воздействия на человека комплекса метеорологических величин (температура, влажность, ветер. Эффективная температура – это то значение температуры, которое должен иметь сухой воздух при штиле) – 3б.

(На интерактивной доске появляется слайд с таблицей температурных показателей).

Значения температуры воздуха при штиле и адекватные им по величине охлаждения значения температуры воздуха при различной скорости ветра

Скорость ветра (м/с)

Температура воздуха (° С)

Штиль

1

-3

-9

-15

-20

-26

-31

2-4

-1

-6

-12

-17

-23

-28

-34

6-7

-9

-17

-23

-31

-40

-45

-53

10-11

-17

-20

-28

-37

-45

-53

-62

15-16

-20

-23

-34

-40

-51

-59

-67

При какой температуре воздуха шестые классы могут не посещать школу? (32 оС) - 1б.

Какую максимальную температуру наружного воздуха способен выдержать человек? (В течение очень короткого времени человек может находиться в сухом воздухе при очень высокой температуре. Предельная температура, которую может перенести человек, составляет 160° С. Это было доказано английскими физиками Бланденом и Чентри путём эксперимента) – 3б.

Какую минимальную температуру наружного воздуха способен выдержать человек?

(Минимальная температура, при которой люди кратковременно бывали на воздухе, составляет -89° С) - 3б.

(Подводится итог викторины).

Учитель математики подводит итог урока.

В повседневной жизни мы каждый день соприкасаемся с показателями температуры воздуха, которые в той или иной степени воздействуют на наш с вами организм. Эффект воздействия на человека температуры воздуха при штиле и ветре неодинаков. Знание эффекта этого воздействия поможет вам сберечь свое здоровье. В заключение урока каждому участнику мы вручаем памятный сертификат со значениями температуры воздуха при штиле и адекватными им по величине охлаждения значениями температуры воздуха при различной скорости ветра.

Поиск

Поделиться:

Физика

Химия

Методсовет