Начальная школа

Русский язык

Литература

История

Биология

География

Математика

Игра подойдет детям любого возраста. Количество участников по возможности не должно превышать 10—15 человек, класс можно разбить на группы.

Игра проходит по кругу, то есть каждый должен знать, после кого он вступает.

Время игры от 5 минут и больше, Ведущий нужен младшим детям, старшие могут играть сами.

 

Ход игры

 

Первый играющий произносит нераспространенное предложение, например: Мальчик идет. Каждый следующий должен прибавить к предложению одно слово, правильно повторив все предложение целиком: Мальчик идет в кино; Мальчик быстро идет в кино. Прибавлять можно в любом месте, служебные слова не учитываются. Игрок, который при повторении пропустил слово или переставил слова местами, выходит из игры. Побеждает тот, кто останется последним.

 

Варианты.

Эта игра совершенно по-разному воспринимается маленькими и старшими детьми. Младшие все силы тратят на то, чтобы правильно запомнить, правильно вставить слово. После некоторой тренировки они без запинки воспроизводят фразы из двадцати и более слов, причем учатся синтаксически правильно связывать слова (на первых порах за этим следит учитель, потом подключаются все).

Ребята постарше играют иначе, с ними играть труднее, но интереснее. Они любят составлять абсурдные фразы (типа Синий откусанный стул с задушевным хохотом свисал с потолка), которые обретают неожиданный сюжет; особое мастерство состоит в том, чтобы своим вставленным словом дать сюжету новый поворот.

Можно усложнять игру и разными условиями: не употреблять причастий, не использовать союзов, вставлять слова только на определенную букву и др.

 

Цели.

Развиваются память, внимание, способность сосредоточиться и очень трудно дающееся ребятам умение слушать друг друга. Появляется навык критически оценивать свою и чужую речь с точки зрения правильности, соответствия нормам языка. Естественно, развивается речевая изобретательность, осваиваются сложные конструкции, неожиданные связи между словами.

Со старшеклассниками имеет смысл анализировать, менять и усложнять правила. Они с интересом обсуждают вопросы: можно ли вставлять фразеологизм, ведь это несколько слов? или все-таки одно? Можно ли вставить неполнозначный глагол, типа «начал»? А если следующий игрок не захочет его дополнять и он странно «повиснет»? Почему не учитываются служебные слова? Таких чисто лингвистических вопросов в ходе игры возникнет множество.

Поиск

Поделиться:

Физика

Химия

Методсовет