Начальная школа

Русский язык

Литература

История

Биология

География

Математика

 

Методическая разработка - это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии о бучения и воспитания применительно к конкретной теме урока, теме учебной программы, преподаванию курса в целом.

Методическая разработка может быть как индивидуальной, так и коллективной работой. Она направлена на профессионально-педагогическое совершенствование преподавателя или мастера производственного обучения или качества подготовки по учебным специальностям.

Методическая разработка может представлять собой:

        Разработку конкретного урока;

        Разработку серии уроков;

        Разработку темы программы:

        Разработку частной (авторской) методики преподавания предмета;

        Разработку общей методики преподавания предметов;

        Разработку новых форм, методов или средств обучения и воспитания;

      Методические разработки, связанные с изменением материально-технических условий преподавания предмета.

К методической разработке предъявляются довольно серьезные требования. Поэтому, прежде чем приступить к ее написанию необходимо:

Тщательно подойти к выбору темы разработки. Тема должна быть актуальной, известной педагогу, по данной теме у педагога должен быть накоплен определенный опыт.

Определить цель методической разработки.

Внимательно изучить литературу, методические пособия, положительный опыт по выбранной теме.

Составить план и определить структуру методической разработки.

Определить направления предстоящей работы.

Приступая к работе по составлению методической разработки, необходимо четко определить ее цель. Например, цель может быть следующей: определение форм и методов изучения содержания темы; раскрытие опыта проведения уроков по изучению той или иной темы учебной программы; описание видов деятельности педагога и учащихся; описание методики использования современных технических и информационных средств обучения; осуществление связи теории с практикой на уроках; использования современных педагогических технологий или их элементов на уроках и т.д.

Требования, предъявляемые к методической разработке:

1.   Содержание методической разработки должно четко соответствовать теме и цели.

2.   Содержание методической разработки должно быть таким, чтобы педагоги могли получить сведения о наиболее рациональной организации учебного процесса, эффективности методов и методических приемов, формах изложения учебного материала, применения современных технических и информационных средств обучения.

3.  Авторские (частные) методики не должны повторять содержание учебников и учебных программ, описывать изучаемые явления и технические объекты, освещать вопросы, изложенные в общепедагогической литературе.

4.   Материал должен быть систематизирован, изложен максимально просто и четко.

5. Язык методической разработки должен быть четким, лаконичным, грамотным, убедительным. Применяемая терминология должна соответствовать педагогическому тезаурусу.

6. Рекомендуемые методы, методические приемы, формы и средства обучения должны обосноваться ссылками на свой педагогический опыт.

7. Методическая разработка должна учитывать конкретные материально-технические условия осуществления учебно-воспитательного процесса.

8. Ориентировать организацию учебного процесса в направлении широкого применении активных форм и методов обучения.

9.  Методическая разработка должна раскрывать вопрос «Как учить».

10. Должна содержать конкретные материалы, которые может использовать педагог в своей работе (карточки задания, образцы УПД, планы уроков, инструкции для проведения лабораторных работ, карточки схемы, тесты, поуровневые задания и т.д.).

 

 

Структура методической разработки

Общая структура:

1.      Аннотация.

2.      Содержание.

3.      Введение.

4.      Основная часть.

5.      Заключение.

6.      Список использованных источников.

7.      Приложения.

В аннотации (3-4 предложения) кратко указывается какой проблеме посвящается методическая разработка, какие вопросы раскрывает, кому может быть полезна.

Во введении (1-2 страницы) раскрывается актуальность данной работы, т.е. автор отвечает на вопрос, почему он выбрал эту тему и каково ее место в содержании образования.

Методическая разработка темы программы

Основная часть может состоять из следующих разделов:

Характеристика темы;

Планирование изучение темы;

Рекомендации по организации и методике изучения темы.

В характеристике темы указываются:

        Образовательные цели и задачи темы;

        Планирование темы и количество часов, отводимое на ее изучение;

        Знания и умения, которые учащиеся должны получить или совершенствовать;

        Место и роль темы в курсе;

      Связь с предшествующим или последующим материалом, а также внутрипредметные и межпредметные связи;

        Дается дидактический анализ содержания материала;

        Выделяются уровни изучения и усвоения учебного материала;

      Возможен сравнительный анализ качества обучения по предлагаемой методике с той методикой, которая применялась педагогом до использования предлагаемой в методической разработке.

     При планировании учебной темы необходимо:

1.Продумать методику преподавания темы.

2.Подобрать примеры, иллюстрации, наметить лабораторно-практические занятия, контрольные работы, экскурсии т т.д.

3.Выделить основные вопросы, которые учащиеся должны прочно усвоить.

4.Проанализировать воспитательные возможности учебного материала и применяемой методики.

В заключении (1-2 страницы) подводятся итоги по тем проблемным вопросам, которые ставились педагогом, приступая к составлению методической разработки.

 

       Структура методической разработки урока теоретического обучения.

В основной части можно выделить следующие разделы:

Методическое обоснование темы.

Методические рекомендации по проведению урока.

План урока ( с технологической картой).

Дидактический материал к уроку (можно не выделять в виде приложений).

Список литературы (источников) для учащихся.

Список литературы для педагогов.

         Рекомендуемый план урока:

1.      Тема программы.

2.      Тема урока.

3.      Тип урока.

4.      Вид урока.

5.      Цель методическая.

6.      Цели образования(обучения, воспитания, развития).

7.      Материально-техническое обеспечение урока.

8.      Межпредметные и внутрипредметные связи.

     Рекомендуемая технологическая карта урока:

Дидактическая

Структура

урока

Методическая подструктура урока

Признаки

Решения

Дидактичес

Ких

Задач

Методы

обучения

Форма

деятельности

Методические

Приемы и их

содержание

Средства

обучения

Способы

Организации

деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

Тип урока определяется целью организации урока, т.е. целью его проведения.

Тип уроков теоретического обучения (по Махмутову М.И.):

Урок изучения нового учебного материала.

Урок совершенствования знаний, умений и навыков.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Урок контроля знаний, умений и навыков.

Комбинированный.

Типы уроков практического обучения (по Махмутову М.И.) :

Урок по первоначальному формированию умений и навыков.

Урок совершенствования умений и навыков.

Урок по выполнению комплексных заданий (работ).

Вид урока определяется формой совместной деятельности преподавателя и учащихся, которая доминирует на уроке:

Лекция.

Беседа.

Самостоятельная работа.

Практическая работа.

Лабораторная работа.

Конференция.

Семинар.

Контрольная работа.

Зачет.

Деловая игра.

Экскурсия.

Смешанный (несколько видов деятельности примерно одинаковых по времени).

     Дидактическая структура урока включает в себя следующие дидактические задачи:

Мотивация и стимулирование деятельности учащихся, целевая установка, активация необходимых знаний.

Формирование новых понятий и способов действий.

Применение понятий и способов действий.

Наиболее эффективно, когда на уроке решаются все три дидактические задачи, но может быть и иначе (это зависит от целей и типа урока).

Дидактические методы (по Лернеру И.Я.)

1.      Информационно-рецептивный.

2.      Репродуктивный.

3.      Проблемный: проблемное изложение; эвристический; исследовательский.

Форма деятельности зависит от применяемого метода и методических приемов. Например: беседа, самостоятельная работа, работа с книгой, просмотр видеофильма и др.

         Способы организации деятельности преподавателя и учащихся (по Молчан Л.Л.):

1.      Фронтальный.

2.      Индивидуальный.

3.      Парный.

4.      Коллективный.

Цели образования подразделяются на цели обучения (формирование знаний, умений и навыков), воспитания (формирование взглядов, убеждений, качеств личности) и развития (развитие интересов, мышления, речи, воли и т.д.).

Методическая цель для каждого урока подразумевает создание условий для формирования знаний, умений и навыков; развития способностей; воспитания качеств личности и т.д. Если урок открытый, то методическая цель зависит от цели приглашения коллег на данный урок.

 

                      Общие требования к оформлению методической разработки.

Общий объем методической разработки должен составлять не менее 24 листов компьютерного текста (шрифт-14 или 15). Если методическая разработка представляет собой разработку одного урока, то не менее 10 листов.

Объем основного содержания - не менее половины всей рукописи.

Объем приложений не лимитируется, но они должны соответствовать тексту (ссылки на них в тексте обязательны).

Ссылки на использованную литературу в тексте следует давать в квадратных скобках.

Список использованных источников должен содержать 10-15 названий. Если разработка носит только практический характер, не требующий теоретических ссылок, то список использованных источников можно опустить.

Количество и объем разделов не лимитируется.

 

Поиск

Поделиться:

Физика

Химия

Методсовет