Начальная школа

Русский язык

Литература

История

Биология

География

Математика

Цели урока:

Совершенствование универсальных учебных действий в процессе характеристики основной конфликт, выявить проблемы, решить их с помощью литературного анализа и исторической науки.

Личностные результаты:

совершенствовать эстетическое восприятие произведений русской культуры;

 

развивать коммуникативную культуру;

умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами,

знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Метапредметные результаты:

обогащать терминологический запас речи учащихся и грамматический строй речи;

развивать навыки сотрудничества, в том числе умения работать в группах;

совершенствовать навыки работы с компьютером, обработки и отбора информации;

развивать навыки работы с первоисточниками и художественным текстом;

развивать операции анализа, обобщения и классификации информации.

Предметные результаты: обобщить и углубить знания по темам “Эпоха Смутного времени”, роль личности в истории, “Нравственные категории, затронутые в трагедии А.С.Пушкина “Борис Годунов””.

Оборудование: мобильный компьютерный класс, проектор.

Тип урока. Интегрированный: 5-й урок по теме “Творчество А.С.Пушкина”. Урок внеклассного чтения (литература). Повторительно-обощающий “Эпоха Смутного времени” (история). 3 урок в теме.

Форма урока Очная групповая дискуссия с использованием ИКТ-технологий.

Опорные понятия, термины По литературе: драма, конфликт, сцена, элементы сюжета, кульминация, трагическое По истории: смута, самозванство

Новые понятия История создания произведения, историография, роль личности в истории

Формы контроля Представление итогового творческого проекта для научно-практической конференции

Домашнее задание Создание электронных материалов (в том числе электронной библиотеки) для школьного сайта по теме

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

Результат взаимодействия

1 Организационный

Приветствие учащихся

Проверка готовности к уроку

Проверка работы мобильного интернет– класса.

Настройка презентационного сопровождения.

1. Настраивают ПК 2. Приветствие учителя

Беседа, рефлексия возможных ожиданий

Планирование собственной деятельности в соответствии с поставленной задачей

Готовность к уроку

2. Актуализация знаний, сообщение темы и цели урока

Включает фрагмент фильма “Борис Годунов” со слов Пимена “Еще одно последнее сказанье…” – эти слова вкладывает А.С.Пушкин в уста своего героя. Сам же автор ими претендует на свое видение истории. Сегодня на уроке мы рассмотрим категории власти и совести в драме “Борис Годунов” в трудах историков и попытаемся ответить на вопросы: Чем вызван интерес Пушкина к истории? Какова доля художественного вымысла в ней у Пушкина? Чему учит читателей без назидания?

Смотрят слайд презентации Слушают тему урока и направляющие вопросы темы.

Беседа

Логическое действие анализ,

Создание групп по интересам

Для решения этих задач разобьемся на группы: архивариусов, историков, литераторов, аналитиков, IT-группу. Итог работы создание проекта электронного ресурса для опубликования материалов на школьном сайте в рубрике “Методическая копилка” или “В помощь ученику”.

Разбиваются на группы по интересам. Получают задания для каждой из групп (по 3 ноутбука на группу с доступом к сети Интернет)

 

 

 

Для этого нам надо выработать критерии оценивания работы групп. Совместно вырабатываются эти критерии оценки, а группа IT оформляет эти критерии оценивания.

Участвуют в выработке критериев оценки работы групп.

 

 

 

3. Поиск новой информации

Раздает задания, следит за слаженностью работы групп, советует. (Задания рассылаются с помощью Интернет-класса). На протяжении работы исполняет роль тьютора.

Каждая группа работает с предложенными источниками информации (гиперссылками на сайты, нарезкой видеофрагментов передач, фрагментами критических статей, справочной литературой) направляющими вопросами учителя. IT-группа готовит макет будущего представления материала в виде слайдов презентации. Группа аналитиков выделяется в конце работы 4-х групп в отдельную для обобщения информации. (Задание для групп смотри в приложении)

Групповая работа, мозговой штурм использование сети Интернет для поиска информации

Логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение, выдвижение гипотез) самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Умение работать в команде и коррекция знаний учащихся

Динамическая пауза

Демонстрирует и комментирует, физкультминутку для глаз

Выполняет физкультминутку, отдыхает, восстанавливает работоспособность

Физкультминутка для глаз

Самостоятельность, забота о своем здоровье

Восстановление сил

5. Включение в систему знаний и повторение

Как отражается эпоха царствования Годунова в “Истории государства Российского” Н.М.Карамзина? Как отражает исторические события в своей драме АС.Пушкин? В чем Пушкин близок Карамзину, а в чем далек?

Группа историков отвечает. Когда выходят на понятие смутного времени группа архивариусов дает справочную информацию, используя Интернет-ресурсы, фрагменты научно-популярных передач. Группа литераторов отвечает. Группа архивариусов готовит справочную информацию о создании драмы “Борис Годунов”. Группа аналитиков делает выводы, дополняют другие группы, группа IT фиксирует выводы.

Дискуссия

Практические умения и навыки, выделение причинно-следственных связей, нравственная оценка деятельности исторических и литературных персонажей, умение работать в группе, высказывать собственную точку зрения, развитие критического мышления

Формирование практических умений и навыков, применение полученных знаний на практике

Как Карамзин оценивает личность Б. Годунова?

Оценка его деятельности в трудах других историков

Причастность Годунова к убийству Дмитрия?

Охарактеризовать Бориса как литературного героя по плану, ответить на поставленные перед группой вопросы.

Можно ли сказать, что трагедия Годунова – трагедия царя, от которого отвернулся народ? Почему?

Группа историков отвечает на поставленные вопросы. Архивариусы дают краткую биографическую справку о Борисе Годунове. Группа литераторов, опираясь на цитаты из драмы “Борис Годунов”, отвечает на поставленные вопросы. Архивариусы дают понятия: конфликт, сцена, элементы сюжета. Группа аналитиков делает выводы, дополняют другие группы, группа IT фиксирует выводы.

Как Карамзин оценивает личность Лжедмитрия?

Оценка его деятельности в трудах других историков.

Охарактеризовать Лжедмитрия как литературного героя по плану, ответить на поставленные перед группой вопросы.

Лжедмитрий I: как в драме решается проблема власти и самовластия?

Группа историков отвечает на поставленные вопросы. Архивариусы дают краткую биографическую справку о Лжедмитрии. Группа литераторов, опираясь на цитаты из драмы “Борис Годунов”, статьи Д.Благого, Стахорского и Одиноковой, отвечает на поставленные вопросы. Группа аналитиков делает выводы, дополняют другие группы, группа IT фиксирует выводы.

Как Карамзин оценивает личность Василия Шуйского?

Оценка его деятельности в трудах других историков.

Охарактеризовать Шуйского как литературного героя по плану, ответить на поставленные перед группой вопросы.

В чем трагедия власти, основанной на смелости, силе характера и изворотливости?

Группа историков отвечает на поставленные вопросы. Архивариусы дают краткую биографическую справку о Василии Шуйском. Группа литераторов, опираясь на цитаты из драмы “Борис Годунов”, статьи Д.Благого и Одиноковой, отвечает на поставленные вопросы. Группа аналитиков делает выводы, дополняют другие группы, группа IT фиксирует выводы.

6. Подведение итогов деятельности групп

Чему учит читателей А.С.Пушкин без назидания? Какую роль в системе действующих лиц играет внесценический персонаж царевича Дмитрия? В чем заключается трагедия власти и трагедия совести в драме “Борис Годунов”?

Группы включаются в итоговую дискуссию, группа IT представляет предварительные результаты.

Дискуссия

Практические умения и навыки, выделение причинно-следственных связей, нравственная оценка деятельности персонажей

Заготовки для проекта

7. Домашнее задание

Сообщает и демонстрирует домашнее задание, инструктирует по домашнему заданию

Записывает домашнее задание

Демонстрация домашнего задания

Самостоятельность

Готовность успешно выполнить домашнее задание

8. Подвение итогов и рефлексия

Подводит итоги. Использование функции мобильного интернет-класса (“Опрос”) для проведения рефлексии: Углубил ли данный урок ваши знания по теме? Актуальна ли затронутая тема для духовно-нравственного воспитания личности? Повлияла ли проблематика урока на желание дальше изучать эту тему?

Формулируют выводы, называют ключевые слова темы, участвуют в рефлексии

 

Самоопределение, анализ, прогнозирование, коммуникативные, формирование способности соотносить цель и результат.

Осознание успешности проведенного урока

Приложение 3.

Задание группе архивариусов.

 

1. Используя возможности Интернет-среды составьте словарь терминов по теме. Возможные термины: драма, конфликт, сцена, элементы сюжета, кульминация, трагическое, смута, самозванство.

2. Подобрать краткие  биографические сведения об  основных деятелях эпохи: Б. Годунове, Лжедмитрии I, В. Шуйском. Возможно использование следующих ресурсов:

 

Задание группе историков.

 

1. Ознакомиться с взглядами Н.М. Карамзина на личность Б. Годунова, Лжедмитрия I  и В. Шуйского и сделать вывод как оценивает историк этих правителей.

2. Найти и ознакомиться с точками зрения других историков на этих исторических деятелей.

3.Ознакомится с отрывком из 10 тома «Истории государства российского» и определить позицию Н.М. Карамзина по вопросу причастности Б. Годунова к убийству царевича Дмитрия.

 

Задание IT -группе

 

1. Подобрать в сети-Интернет иллюстративный материал для оформления проекта с учётом авторского права (т.е. не забывать указывать ссылки).

2. Продумать структуру представления материалов для опубликования на школьном сайте.

3. Представить предварительный проект в виде материалов для опубликования на сайте.

 

Задание группе литераторов:

Борис:

Составить характеристику Бориса по плану (см.ниже). Вам помогут следующие вопросы:

Какую характеристику Борису в 1 сцене (у Кремлевских палат) дает Василий Шуйский?

Каким образом Борис становится царем? (анализ сцены Девичье поле. Новодевичий монастырь) Проследите отношение к этому событию народа.

Счастлив ли Борис на троне? Что этому мешает? (ответить словами Пушкина и критика Д.Благого, Одиноковой )

В чем Борис пытается найти опору власти? (Площадь перед собором в Москве)

Каков финал жизни Бориса и его семьи? (1. Москва. Царские палаты. 2. Кремль. Дом Борисов.)

Какова роль народа в обрисовке образа Бориса?

Лжедмитрий:

Составить характеристику Самозванца. Какие черты сходства вы заметили с Борисом? Вам помогут следующие вопросы:

Какими именами называет Пушкин своего героя на протяжении драмы? Как передается ими отношение к герою автора? Присутствует ли в его образе тайна?

Анализ сцены в Чудовом монастыре: какой сон видит Григорий? Как сон раскрывает его честолюбивые замыслы? Почему решает выдать себя за царевича Дмитрия? Какие черты характера присущи Григорию? (статья Благого, Одиноковой)

Сцена приема в Кракове: как разговаривает с каждым из посетителей? Анализ сцены Ночь.Сад.Фонтан: почему раскрывается Марине Мнишек.

Какова роль народа в обрисовке образа Самозванца? Предположите дальнейшую судьбу героя.

Василий Шуйский:

Выбрать сцены с участием Шуйского.

Проследить, как меняется его мнение по отношению к Борису.

Охарактеризовать героя по плану:

- определение места героя среди других персонажей;

- степень участия и его роль в конфликте;

- анализ имени;

-портрет (как дан автором и в восприятии других персонажей);

- речевая характеристика;

-семья, полученное воспитание, история жизни, род занятий;

-черты характера;

-поступки и мотивы поведения, в которых герой проявляет себя наиболее ярко;

-прямая авторская характеристика;

-отношение к герою других персонажей произведения.

 

Вопросы группе аналитиков (по представителю от каждой из 4-х предшествующих групп):

Можно ли сказать, что трагедия Годунова – трагедия царя, от которого отвернулся народ? Почему?

Почему Пушкин смещает акцент на нравственные категории в обрисовке образа Бориса?

Лжедмитрий I: как в драме решается проблема власти и самовластия?

В чем трагедия власти, основанной на смелости, силе характера и изворотливости?

 

Поиск

Блок "Поделиться"

Физика

Химия

Методсовет