Начальная школа

Русский язык

Литература

История

Биология

География

Математика

Звучит фрагмент песни: «Я сегодня до зари встану, По широкому пройду полю…».

Вступительное слово учителя истории.

Наш урок проводится в дни, когда 72 года назад под Москвой шли кровопролитные бои, когда решалась судьба не только города, но и всей страны.

Сегодня мы с вами собрались, чтобы продолжить разговор не только о ходе сражений, но, прежде всего, о подвиге, Великом подвиге нашего народа в дни грозного лихолетья.

Говорят: «Жив народ, пока жива его память. Жива страна, пока жив её народ».

Мы с вами часть этого народа, должны хранить эту память, пронести и передать следующим поколениям.

Мы все родом из войны. И те, кто воевал, и те, кто никогда не видел собственными глазами её ужасов. Поэтому она была, есть и останется одна на всех, но каждому своя.

Ещё живы участники тех событий, но время уносит их, уже написано много исторических книг и художественных произведений и будет написано ещё. Каждая секунда, прожитая нами – это метроном памяти: «Живые, помните…». Не дайте этому повториться!

Десятки тысяч страниц насчитывает литература о Великой Отечественной войне. В художественных и документальных произведениях есть всё: героизм бойцов и командиров, самоотверженность тыла, бесстрашие партизан, горечь поражения и радость побед. Есть главы в истории войны, которые пишете вы.

На нашем уроке будут использованы и видеоматериалы, хроника тех событий, чтобы вы могли ярче себе представить те события, о которых пойдёт разговор.

Учитель литературы

Нам, внукам и правнукам тех, кто победил в этой войне, она известна больше по фильмам, рассказам участников тех трагических событий, но больше всего литературе. К.Симонов, М.Шолохов, В.Некрасов, В.Кондратьев, Ю.Бондарев, Василь Быков, Л.Леонов, В.Распутин, П.Жилин и этот список можно долго продолжать. Вот те люди, глазами которых мы видим войну.

Вы, ребята, сегодня много будете говорить о трагических событиях, называть конкретные имена, смотреть хронику тех лет, обратите свои взоры на карту .А вот что испытали солдаты, их мысли, чувства, поступки, переживания, ощущения, зрительно представить картины боя – это может только литература. Поэтому в один ряд мы ставим факты жизненные и литературные. Литература тех лет и называется литературой подвига, потому что её творцы разделили судьбу и подвиг народа.

Свыше 1000 писателей участвовало в Великой Отечественной войне.

Свыше 400 не вернулось.

Они сражались и штыком, и пером, даже эпитеты находили «в воронке под огнём». 20 писателям было присвоено высокое звание Героя Советского Союза. Иные ушли на фронт уже широко известными писателями, иные только – только начинали свой путь в литературе и их первые стихи, рассказы, очерки, корреспонденции увидели свет на страницах армейских, флотских, дивизионных многотиражек, партизанских газет. А к широкому читателю пришли годы спустя.

Учитель истории

Война длилась 1418 дней, она развивалась в три этапа. Об этом идёт рассказ в первом сообщении: «Московская битва в историческом контексте Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.

Ученик.

( Показ – презентация мультимедийного проекта).

план «Барбаросса»

краткая характеристика основных этапов войны

Московская битва.(Ход сражения)

Персоналии (Г.К. Жуков)

Учитель: 5-6 декабря 1941 года, когда враг стоял у стен Москвы, на её защиту поднялся весь народ. Армии, находящейся в окопах, нужна была поддержка. И как в тяжёлые времена Смуты 1612 года, в 1812 года в Отечественной войне, так и теперь в 1941 такой поддержкой стало ополчение.

Второе сообщение: «Ополчение и ополченцы в дни Московского сражения. Роль ополчения в битве под Москвой ( декабрь 1941 года)»

-Историческая связь ополчений 1612,1812,1941 годов. Патриотизм и народный характер Отечественной войны.

-Формирование ополчения. Мобилизация сил на защиту Москвы. Москва на осадном положении. Добровольцы- ополченцы в боях под Москвой,

-Высокий патриотизм ( «Значит можем их бить»). Мужество и героизм ополченцев.

-Воспоминания участников ополчения:

«На войне мы не думали о себе,- говорил А.С. Куц- участник ополчения,- но знаете ,о чем мы мечтали в окопах? Хотелось посмотреть хотя бы одним глазком , какая будет жизнь после войны?».

-Высокая благодарность потомков ополченцам.

Учитель: Потерпев поражение, впоследствии германские генералы объясняли его причины, ссылались на суровость русской зимы, разрушительной для техники и гибельной для солдат. Возможно это и так, но это лишь малая толика из того, что помогло нашим воинам одержать победу и провалить немецкое наступление под Москвой.

Третье сообщение: «Источники победы и итоги Московского сражения».

Учитель: Провал немецкого наступления на Москву развеял миф о непобедимости германской армии. План «Барбаросса» потерпел полное крушение. В чём же состоит историческое значение этого сражения?

Четвёртое сообщение: «Историческое значение Московской битвы».

Учитель: 65 лет со дня Победы под Москвой. Мы вспоминаем, мы помним, мы не забыли…

О героях слагают песни, стихи.

Литературный блок

Война – жесточе нету слова.
Война – печальней нету слова.

1. Краткий обзор художественной литературы о Великой Отечественной войне:

публицистика;

эпический жанр;

поэзия .

2. «Лейтенантская проза» (О битве за Москву). К. Воробьев « Убиты под Москвой» .

3. Подвиг Зои Космодемьянской.

Учитель

Я повторюсь, когда скажу, что литература тех лет называлась литературой подвига, потому что её творцы разделили судьбу и подвиг народа. Ведущей темой – была, конечно, защита Отечества. Большая роль отводилась публицистике. Это оперативный, актуальный, эмоциональный жанр. Хорошо были известны очерки Ильи Эренбурга, М.Шолохова, А.Толстого, К.Симонова, В.Гроссмана и других писателей , видевших войну своими глазами. Они говорили правду о войне, героями их произведений были не полководцы, а простые люди, такие же, как любой из читателей газеты.

По свидетельству Виктора Некрасова, командовавшего полковыми сапёрами на передовой в Сталинграде, газеты с корреспонденциями Гроссмана и Эренбурга зачитывались до дыр. Они показывали войну «без блеска, угрюмую, тяжёлую, честную войну». Их публицистика лаконична, выразительна, лирична.

Вот как писал Эренбург: «Стоят яркие осенние дни. Вокруг блиндажей берёзы как бы истекают кровью. Зловещая пестрота осенних листьев сродни войне. А многие деревья обломаны осколками мин… Вместо деревни – трубы, да и лица не те, кажется, что война их заново вылепила. Была в них мягкость, как в русском пейзаже, который так легко воспеть и так изобразить, - бескрайний, лиричный, едва очерченный. Такими были и люди. Теперь лица высечены из камня». Статьи Эренбурга военных лет составили 3 тома под общим названием «Война».

Сквозная тема публицистики Алексея Толстого – историческое прошлое. Он постоянно обращался к истории страны, к патриотическим и ратным традициям, которые служили опорой сопротивления фашистским захватчикам. В очерке «Родина» мы читаем: «Смертельный враг загораживает нашей родине путь в будущее. На нас всей тяжестью легла ответственность перед историей нашей родины… Так неужели же можно даже помыслить, что мы не победим!». Рефреном проходит простая, выразительная, сильная фраза – знаменитое «Ничего, мы сдюжим!».

Большое место принадлежало и жанру рассказа. Рассказы писали К.Симонов, М.Шолохов, Л.Соболев. У А.Толстого есть рассказ с многозначительным названием «Русский характер». Его герой Егор Дремов помнит наказ отца «Русским званием – гордись!». Это человек простой, тихий, обыкновенный, он не любит разглагольствовать про военные подвиги, но он настоящий герой. В горящем танке у него обгорело лицо, но своего «лица» он не потерял. Толстой пишет о настоящей, а не о внешней красоте. Герои рассказа его мать, отец, его невеста красавица Катя и он сам – настоящие русские люди, умеющие воевать, терпеть, ждать, любить. «Да, вот они, русские характеры. Кажется, прост человек, а придёт суровая беда, в большом или малом, и поднимется в нём великая сила – человеческая красота».

Особое место принадлежит роману А.Фадеева «Молодая гвардия», о подвиге юношей и девушек Краснодона. С первых дней оккупации Краснодона вчерашние школьники организовали подпольную организацию «Молодая гвардия», которая подрывала составы, уничтожала предателей, поджигала биржи труда, где находились списки тех, кого должны были угнать в Германию, освобождали пленных. Олег Кошевой, Ульяна Громова, Любовь Шевцова, Сергей Тюленин и многие , многие другие.

Поэзия была самым оперативным, самым популярным жанром военных лет. Михаил Кульчицкий, Павел Коган, Николай Майоров, Всеволод Багрицкий – в их стихах мотив жертвенности. На третий день войны на стихи Лебедева-Кумача была создана песня, ставшая символом единства народа в борьбе с врагом «Священная война».

(Звучит песня и мелькают кадры военной хроники).

Эта песня пробудила дух патриотизма, её торжественные, исполненные энергией слова поднимали народ на защиту родины, призывала каждого к ответственности за судьбу страны.

В стихах Владислава Занадворова – не прикрашенная война.

Ученик

Ты не знаешь, мой сын, что такое война!
Это вовсе не дымное поле сраженья,
Это даже не смерть и отвага. Она
В каждой капле находит своё выраженье.
Это – изо дня в день лишь блиндажный песок
Да слепящие вспышки ночного обстрела;
Это – боль головная, что ломит висок;
Это – юность моя, что в окопах истлела;
Это грязных, разбитых дорог колеи;
Бесприютные звёзды окопных ночёвок;
Это – кровью омытые письма мои,
Что написаны криво на ложе винтовок;
Это в жизни короткой последний рассвет
Над разрытой землёй. И лишь как завершенье –
Под разрывы снарядов, под вспышки гранат –
Беззаветная гибель на поле сраженья.

Стихотворение написано в 1942 году. В этом же году поэта не стало.

Учитель

Связь с домом, уверенность, что ты защищаешь свою семью, что тебя ждут, давала силы воевать и верить в победу. Популярным было стихотворение К.Симонова «Жди меня». Оно звучало как заклинание, как молитва.

(Ученик читает стихотворение )

Стихотворение «ты помнишь Алёша, дороги Смоленщины», посвящённое другу Симонова, поэту Алексею Суркову передает боль, горечь, стыд бойцов, вынужденных отступать. И хотя стихотворение об отступлении, вера в то, что это не навсегда, сильна.

«Убей». Даже по прошествии многих лет мы можем ужаснуться постоянно повторяющемуся призыву, но без этой жажды отомстить возможна ли была победа?

Образ России в её единстве по-новому зазвучали в стихах Михаила Исаковского (хотя и написаны были в 30-е годы). «Катюша», «В лесу прифронтовом», «Ох, туманы мои, растуманы», «Огонёк», «До свиданья, города и хаты». В этих стихах поэт передал всеобщее чувство – желание сберечь свою землю, своё гнездо. Это чувство обыкновенного человека, понятное всем и близкое каждому. В военные годы известны были имена Анны Ахматовой, её стихотворение «Мужество», Ольги Берггольц, её голос звучал в блокадном Ленинграде, Юлии Друниной и др.

Стихотворение К.Симонова «Родина» выражает чувства каждого человека:

Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,
Да, можно голодать и холодать,
Идти на смерть… Но эти три берёзы
При жизни никому нельзя отдать.
1941г.

Ученик

Широко была представлена так называемая «Лейтенанта проза» -В. Некрасова, В.Кондратьева, К. Воробьёва.

Автором повести «Убиты под Москвой» является Константин Дмитриевич Воробьёв. Родился в Курской области в крестьянской семье. В 1940 году был направлен на учёбу в высшее пехотное училище. А в 1941 году вместе с другими кремлёвскими курсантами ,защищал Москву. Под Клином попал в плен и оказался в фашистском концлагере в Литве. В 1943 году бежал, организовал партизанскую группу, которая позднее вошла в состав крупного партизанского соединения. Тогда же им была написана повесть «Дорога в отчий дом», опубликованная позднее под названием «Это мы, Господи». Повесть «Убиты под Москвой» написана в 1963 году. В ней Константин Воробьёв рассказал о той невероятной яви войны, которой сам стал свидетелем во время боёв под Москвой зимой 1941 года. После военного парада зимой 41 года сразу на фронт – держать оборону Москвы. «Учебная рота кремлёвских курсантов шла на фронт» - так начинается самая известная повесть Константина Воробьёва «Убиты под Москвой». Гибнут все, кроме лейтенанта Алексея Ястребова. Алексей Ястребов за несколько дней на передовой множество раз подвергался риску быть убитым. Он

выдерживает шквал миномётного огня, хоронит погибших товарищей,

участвует в дерзкой атаке кремлёвских курсантов на занятое немцами село,

убивает в рукопашной своего первого фашиста,

попадает в лесу под бомбы,

в конце концов, на его глазах гибнет вся рота и любимый командир,

но, пережив невыносимое, герой простой бутылкой с горючим поджигает вражеский танк, становится опытным и беспощадным воином.

Повествование ведётся автором неторопливо. Автор подробно рассказывает о подготовке курсантов к бою, о рытье окопов, о разных насущных бытовых нуждах вроде обеда.

Атмосфера сгущается: после первой бомбёжки и встречи с вышедшими из окружения раскачиваться уже некогда, а потом первый бой и первая смерть окончательно срывают тормоза… Вообще в военных повестях всё происходит с ужасающей быстротой, передающей темп атаки, боя.

Рота курсантов погибла. Остался один. Потери в битве за Москву были огромны

Ученик

(На экран высвечивается портрет Зои Космодемьянской и ее последняя фотография из газеты «Правда»)

«В период оккупации Верейского района, немецкими солдатами в деревне Петрищево была повешена девушка, назвавшая себя Таней. После оказалось, что это была девушка, партизанка из Москвы – Зоя Анатольевна Космодемьянская с 1923 года рождения. Ушла добровольцем на войну, была зачислена в разведшколу. Немецкие солдаты поймали её в то время, когда она выполняла боевое задание, поджигала конюшню, в которой находилось более 300 лошадей. Немецкий часовой обхватил её сзади, и она не успела выстрелить. Её допрашивали. Но получить какие-либо сведения от неё не пришлось. После допроса у Седовой, разутую и раздетую, её повели в дом Ворониной, где находился штаб. Там продолжали допрашивать, но она на все вопросы отвечала: «Нет! Не знаю!». Не добившись ничего, офицер приказал, чтобы начали бить её ремнями. Хозяйка, которую загнали на печь, насчитала около 200 ударов. Она не кричала и даже не произносила ни одного стона. И после этой пытки снова отвечала «Нет! Не скажу! Не знаю!». Её вывели из дома Ворониной; она шла, ступая голыми ногами по снегу, привели в дом Кулика. Измученная и истерзанная, она находилась в кругу врагов. Немецкие солдаты всячески издевались над ней. Она попросила пить – немец поднёс ей зажжённую лампу. И кто-то провёл по её спине пилой. Потом все солдаты ушли, остался один часовой. Руки её были связаны назад. Ноги обморожены. Часовой велел ей подняться и под винтовкой вывел на улицу. И опять она шла, ступая босыми ногами по снегу, и водил до тех пор, пока не замёрз сам. Часовые менялись через 15 минут. И так продолжали водить её по улице целую ночь. Утром построили виселицу, собрали население и публично повесили. Но и над повешенной продолжали издеваться. Ей отрезали левую грудь, ноги изрезали ножами. Когда наши войска погнали немцев от Москвы, они поспешили снять тело Зои и схоронить за деревней, ночью спалили виселицу, как бы желая скрыть следы своего преступления. Повесили её в первых числах декабря 1941 года. На что и составлен настоящий акт»

I ученик: от Москвы до Берлина были ещё долгих три с половиной года. Каждые шесть секунд уносили одну жизнь. Каждую минуту – 10 человек. Каждый час погибало 588 соотечественников. Каждый день мы теряли 14104 человека. И этого, наверное, ещё не совсем точные цифры.

II ученик: мы предлагаем всем участникам конференции минутой молчания почтить память тех, кто не вернулся с полей сражений, тех, кто защитил мир от фашизма.

(Минута молчания).

Учитель: подводя итоги нашего разговора, мы должны знать и помнить, что

Фашизм – это человеконенавистничество.

Фашизм – это презрение к другим народам.

Фашизм – это культ грубой силы.

Фашизм – это уничтожение человеческой личности.

«Фашизм существует до сих пор, существует в разных формах, открытых и скрытых, и эта болезнь не из тех, которая излечивается просто солнцем и свежим воздухом» - так писал К.Симонов ещё в мае 1946 года.

Так, давайте же всегда помнить тех, кто не сдал фашистам Москвы, Ленинграда, Сталинграда. Кто как мог, на фронте и в тылу, приближал Великую Победу (звучит песня «День Победы»).

 

Поиск

Блок "Поделиться"

Физика

Химия

Методсовет