Начальная школа

Русский язык

Литература

История

Биология

География

Математика

Цель урока. Рассмотрение альтернатив развития российского общества в смутное время.

Задачи урока:

Образовательные:

Выяснение причин смуты и хронологии ее развития

Анализ возможных альтернатив развития русского общества в смутное время

Рассмотрение философской категории “свобода”

Интерпретация событий смутного времени с позиции свободы, как фактора общественного развития

Развивающие:

Формирование навыков соотнесения исторических, обществоведческих понятий и социальных фактов

Формирование навыков аналитической деятельности, решение проблемных ситуаций

Формирование навыков устной речи и работы в группе

Воспитательные:

1. Формирование личностной позиции учащихся к общественным явлениям.

План урока,

Смутное время: истоки и сущность

Свобода – как фактор общественного развития

Альтернативы развития русского общества в условиях смуты

Ход урока

Учитель истории:

Здравствуйте. Сегодня мы с вами переходим к изучению очередного этапа в русской истории – смутное время, с которым, кстати, связан новый государственный праздник – 4 ноября. Вообще историками давно подмечено, что русская история развивается своеобразными скачками, дискретно. Период спокойствия и стабильности сменяется периодом хаоса и смуты, из которого как бы вытекает новый этап развития. Так в свое время в условиях феодальной раздробленности рождалось новое единое государство, и вот наступил новый период хаоса – смутное время. И сегодня мы рассмотрим это время с позиции исторических событий и с позиций особенности развития русского общества в подобные этапы.

Причины Смуты вытекают из:

Последствий правления Ивана IV, особенно опричнины, в ходе которой произошло первое знакомство русского общества с абсолютизмом

Стремления различных социальных групп общества улучшить свое положение (крепостные крестьяне, боярство, дворяне)

Тяготения народа к природному, законному царю, а не выборному.

Усугублялось положение стремлением боярства к власти, падением нравственности, неурожаями и голодом, иностранной интервенцией.

В ходе смутного времени можно выделить 3 вида кризиса, политический, связанный с пресечением правящей династии и борьбой за власть, социальный, связанный с попыткой различных социальных групп воздействовать на власть, с народными волнениями, и национальный, сводившийся к угрозам государственному суверенитету, борьбой с иностранными интервентами.

У вас на столах есть конверты с основными событиями смутного времени. Внимательно ознакомьтесь с ними. Первая группа отберет события, относящиеся к политическому кризису, вторая – к социальному, а третья к национальному.

Группы работают с материалами в течение 5-7 минут. Представитель от каждой группы вывешивает события на доску и дает коментарий.

Естественно, что из любого кризиса есть выход. Можно выделить две альтернативы:

Через усиление режима (Абсолютная монархия)

Через возможность общества влиять на власть (Сословно – представительная монархия)

Реализация первого пути была не возможна после опричнины, а для реализации второго пути требовалось осознание обществом понятия свободы.

Учитель обществознания:

Свобода – возможность мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а не вследствие внутреннего или внешнего принуждения.

Мы сегодня будем говорить о свободе как факторе общественного развития. Свобода – это сложнейший и глубоко противоречивый феномен жизни человека и общества, имеющий величайшую притягательность и являющийся в то же время тяжким бременем.

Выделяют несколько моделей взаимоотношений личности и общества по поводу свободы личности и ее атрибутов:

Чаще всего борьба за свободу, когда человек вступает в открытый и часто непримиримый конфликт с обществом.

Бегство от мира.

Адаптация к миру.

Совпадение интересов личности и общества в обретении свободы.

В истории понятие “свобода” прошло длительную эволюцию – от “отрицательной” свободы “от” до “положительной” свободы “для”.

Свобода и необходимость – философские категории, выражающие взаимоотношения между деятельностью людей и объективными законами природы и общества. Ограничение человеческой свободы обусловлено зависимостью людей от господствующих над ними в определенных исторических условиях общественными силами.

Итак, вы рассмотрели два понятия “свобода от …” и “свобода для …”, а теперь, работая с материалом хронографа событий смутного времени назовите события, которые можно отнести к категории “свобода от…”, а какие к “свобода для …”

Работа в группах 5-7 минут, представители от групп озвучивают мнение группы.

Учитель истории:

Смута хоть и была своеобразным вариантам русской свободы, народ быстро уставал и в нем все сильней и сильней крепла тяга к спокойствию и стабильности, что ассоциировалось прежде всего с сильной властью. Однако установление власти Михаила Федоровича не означало окончание смуты. Попытки народа влиять на власть проявлялись еще в Бунташный век, но очень скоро были пресечены властью. И вот снова в нашем обществе говорят о свободе, вот только о какой, для ... или от..?

И пока мы не поймем различия между ними, для нас свобода будет по-прежнему пониматься как смута.

Домашнее задание – сочинение “Смутное время в моем понимании …”

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Материал для групп

 

Хронограф Смутного времени

 

1598 г. -  Кончина царя Федорова Ивановича. Пресечение династии Рюриковичей.

 

1598 г. - Избрание Земским собором на царствие Бориса Годунова (не имел прямых    прав на престол)

 

1601-1603 гг. - Неурожаи и массовый голод в России. Нарастание социальной   напряженности

 

1603 г. - Крестьянское выступление под руководством Хлопка (Вызвано голодом 1601-1603 гг.)

 

гг. - Вторжение Лжедмитрия I в пределы России и его воцарение.

 

17 мая 1606 г. - Свержение и убийство Лжедмитрия I

 

1606 г. -  Воцарение Василия Шуйского

 

1606 г. -  Народные выступления против «боярского» царя. Начало борьбы всех против всех.

 

1606 г. - Крестьянское восстание под руководством И. Болотникова

 

1606 г. - Восстание в Поволжье мордвы и иных недавно покоренных народов с целью освободится от русской власти.

 

Июнь 1607 - весна 1608 гг. – Появление Лжедмитрия II и начало его похода на Москву

 

Июнь 1608 г. - Создание в Тушино параллельного правительства самозванца со своей Боярской думой, приказами и Патриархом.

 

1608 г. - Вторжение шведов, призванных для борьбы с «тушинцами» В. Шуйским

 

Сентябрь 1609 - июль 1610 гг. - Начало открытой польской интервенции. Осада Смоленска. Подступление к Москве.

 

17 июля 1610 г. Свержение В. Шуйского и установление Семибоярщины.

 

21 сентября 1610 г. - Польские войска вступили в Москву.

 

Январь - март 1611 г. - Формирование Первого народного ополчения.

 

Июль 1611 г. - Оккупация шведами Новгорода.

 

Осень 1611 - октябрь 1612 гг. - Формирование Второго ополчения. Освобождение Москвы.

 

1613 г. – Избрание Земским собором

 

Все события дополнительно по отдельности выполнены в крупном формате, для размещения на доске

 

Поиск

Блок "Поделиться"

Физика

Химия

Методсовет