Начальная школа

Русский язык

Литература

История

Биология

География

Математика

Задачи:

1. Создать общее представление об итогах I мировой войны для стран – участниц.

2. Закрепить знание термина “сепаратный мир”.

3. Развивать умение работать с текстом учебника, картой, технологической картой.

4. Воспитывать политическую компетентность, умение рассматривать проблему со всех сторон зрения.

Оборудование:

Технологическая карта урока “От войны к миру”.

Карта “Первая мировая война”.

Учебник Алексашкиной Л.Н. “Новейшая история XX век”. – М.: Мнемозина, 2000.

Учебник Данилова А.А., Косулиной Л.Г. “История России XX век”. – М.: Просвещение, 2001.

ХОД УРОКА

I. Организация класса.

II. Изучение новой темы.

1. Влияние первой мировой войны.

– Мы продолжаем интегрировано изучать курс истории XX века. Задачей нашего урока будет выяснить условия окончания войны, её результаты. Особое внимание мы уделим Советской России. Тема нашего урока “От войны к миру”.

Выполните 1 задание технологической карты (запишите в тетради тему урока).

– Назовите годы первой мировой войны.

– Какие военные блоки участвовали в первой мировой войне?

– Перечислите состав Тройственного союза и Антанты.

– Покажите на карте два фронта первой мировой войны, назвав участников.

– Покажите на карте территории, потерянные Россией к 1916 году.

Выполните 2 задание технологической карты.

Проблемные вопросы:

Каким образом 1 мировая война повлияла на внутриполитическую ситуацию в России?

Как решали вопрос о войне пришедшие к власти большевики, учитывая опыт Временного правительства?

Были ли согласны союзники России с её выходом из войны? Кто согласился подписать мир с Россией?

Мир был подписан без согласия союзников, только одним из участников военного блока.

– Выполните задание 3 (найдите определение термина).

Сепаратный мир –

2. Брестский мир.

– Почему же большевики пошли на подписание сепаратного мира?

Вызвано это было дилеммой: обещанием мира населению государства при приходе к власти и программным лозунгом партии о мировой революции. Как совместить несовместимое? Все это вызвало в лагере большевистских лидеров раскол по вопросу о мире.

– Выполните задание 4 (заполните схему).

Дебаты о мире

Позиции лидеров Результаты

Бухарина

Троцкого

Ленина Поведение Троцкого

 Подписание мирного договора

(3 марта 1918 года)

Причина Условия

Проблемные вопросы:

Выгодны ли России условия Брестского мира?

Почему В.И. Ленин настаивал на подписании мира?

(Сохранение политической власти большевиков и надежда на мировую революцию)

3. Послевоенное обустройство мира.

– Становится очевидным, что Российская империя в конце 1 мировой войны прекращает своё существование. Значительная часть территорий и материальных богатств была от нее отделена. Но схожие процессы распада многонациональных империй происходили и в Европе. Используя карту “Территориальные изменения в Европе” учебника Алексашкиной, назовите распавшиеся многонациональные империи и образовавшиеся самостоятельные государства в Европе.

Образование суверенных государств сопровождалось экономической разрухой, социальными потрясениями, революциями.

В ноябре 1918 года вспыхнула революция в Германии, в результате которой кайзер отрекся от престола. 11 ноября 1918г. Германия подписала с Антантой перемирие на их условиях. Условия мирного договора определяли на Парижской мирной конференции.

– Прочитайте учебник Алексашкиной С.59 пункт 2

– Почему Советская Россия не приглашена на Парижскую мирную конференцию?

( Сепаратный мир и власть большевиков в стране)

Лидерами послевоенной конференции являлись руководители стран Антанты.

Ж. Клемансо – премьер-министр Франции, требовавший экономического и военного ослабления Германии, территориальной и денежной компенсации с ее стороны.

В. Вильсон – президент США, предложивший программу мирного урегулирования и послевоенного устройства международной жизни – “14 пунктов”.

Д.Л. Джордж – премьер-министр Великобритании, стремившийся уравновесить позиции сторон, выступавший за признание ответственности Германии в развязывании войны, призывавший искоренить противоречия, ее вызвавшие.

Реальным итогом Парижской мирной конференции стало создание Лиги наций – международной организации, способствующей поддержанию мира.

4. Версальско–Вашингтонская система.

– По итогам 1 мировой войны было подписано значительное число международных договоров, но историки выделяют 2 основополагающих, объединив их в Версальско-Вашингтонскую систему.

Выполните задание 5 технологической карты (заполните таблицу).

 

Проблемный вопрос:

– Учтены ли интересы России как участницы войны?

5. Прорыв международной изоляции.

10 апреля 1922 года открылась международная экономическая конференция в Генуе. Советская Россия была приглашена участвовать в ее работе. Это соответствовало интересам Советской России на юридическое признание, получение финансовых льгот. Западные державы рассчитывали получить рычаги экономического и политического влияния на Советскую Россию. Средством давления стало требование по уплате царских долгов и долгов Временного правительства, возмещение компенсации за национализированное имущество.

Достичь соглашения на конференции не удалось. Россия оказывалась в изоляции.

Неожиданностью для всех стал Рапальский договор от 16 апреля 1922 года, подписанный Советской Россией и Германией.

Проблемный вопрос:

Почему эти два государства подписали договор?

Почему содержание договора об отказе от претензий на репарации и признание потери национализированной большевиками собственности стал неожиданностью для Запада?

Можно ли считать Рапальский договор успехом дипломатии Советской России и Германии?

III. Рефлексия.

– Каков итог 1 мировой войны для стран Антанты: Англии, Франции? Для США?

– Результаты войны для Германии?

– Были ли решены все противоречия 1 мировой войны?

– Как граждане России отнеслись к Брестскому миру, ведь даже среди лидеров партии большевиков к нему не было однозначного отношения?

Большинство патриотов страны восприняли Брестский мир как предательство Отечества и встали в ряды противников большевиков. Гражданская война в России разгоралась…

Домашнее задание

 

Поиск

Блок "Поделиться"

Физика

Химия

Методсовет