Начальная школа

Русский язык

Литература

История

Биология

География

Математика

Методическая цель: использование информационно-коммуникационных технологий при изучении темы урока (контролирующая программа в конце урока).

Цель урока: раскрыть сущность коллективизации, причины ее проведения, цели, результаты и последствия

Задачи.

Образовательные: усвоить сущность и цели проведения сплошной коллективизации; проследить ее ход, результаты и последствия.

 

Воспитательные: попытаться понять, прочувствовать трагизм “раскрестьянивания”, научиться сопереживать, проявлять уважительное отношение к человеку труда, способствовать формированию нравственных и демократических ценностей, гуманизма.

Развивающие: способствовать умению анализа, умению сопоставлять, определять причинно-следственные связи; делать логические выводы, выработке собственной позиции “за” и “против”.

Вид урока: интегрированный (история + литература).

Тип урока: изучение нового материала.

Основные понятия: сплошная коллективизация, раскулачивание, политика ликвидации кулачества как класса, “двадцатипятитысячники”, “великий перелом”.

Основные даты

декабрь 1927 г.

- XV съезд ВКП (б)

1927–1928 годы

- кризис хлебозаготовок

ноябрь 1929 год

- сообщение Сталина о “коренном переломе” в колхозном движении

январь 1930 год

- переход к политике “ликвидации кулачества как класса”

1930 год

- статья Сталина “Головокружение от успехов”

1932-1933 годы

- голод в зерновых районах

1937 год

- завершение коллективизации

Исторические документы по коллективизации:

1. Статья Сталина “Год великого перелома” 7 ноября 1927 г.

2. О темпе коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству. Постановление ЦК ВКП(б) от 1-го января 1930 г.

3. О мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации. Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) от 30 января 1930 г.

4. И.Сталин “Головокружение от успехов”. “Правда”, 1930 г. 2 марта.

5. Об исправлении партлинии в колхозном движении. Постановление ЦК ВКП(б) от 14 марта 1930 г.

Ход урока

“Либо назад к капитализму,
Либо вперед к социализму”.
/И.Сталин/

“…И безвинно корчилась Русь…”
/А.Ахматова/

I. Организационный момент: приветствие учащихся.

II. Изучение новой темы: “Коллективизация – трагедия крестьянина-труженика”.

Урок начинается с выступления учащегося в роли “делегата XV съезда ВКП(б)” как введение в тему: “А зачем в колхоз?”

III. Вступительное слово преподавателя:

Такими словами, а может иначе могли выступать реальные и действительные делегаты XV съезда коммунистической партии 1927 года перед своими земляками на заседаниях партячеек, первичных партийных собраниях, собраниях односельчан…

Внимательно, ловя каждое слово, порой настороженно, и возможно враждебно, слушали крестьяне выступающего. Из многовекового опыта угнетения крестьяне недоверчиво относились к крупному хозяйству, о преимуществах которого так увлеченно говорил оратор, ибо крупное хозяйство ассоциировалось у крестьян с невозможностью трудиться на себя, а с обязанностью работать на других… А может они были правы?

Запишем тему нашего урока: “Коллективизация – трагедия крестьянина-труженика”.

Вопросы:

- каковы были причины перехода к политике коллективизации?

- каковы причины экономического кризиса в стране?

- как нам известно, еще до перехода к сплошной коллективизации стали появляться первые коллективные хозяйства – когда и в каких формах они существовали?

- какова была степень обобществления в этих хозяйствах?

- дать определение коллективизации (запись в тетрадь),

- каковы причины (предпосылки) проведения коллективизации (запись в тетрадь),

- цели проведения коллективизации (запись в тетрадь).

Преподаватель:

Как отнеслись к политике коллективизации различные слои села об этом красноречиво говорят

герои романа М.Шолохова в романе “Поднятая целина”.

1. Выступления учащихся по страницам романа М.Шолохова “Поднятая целина”

Вопросы:

- какие сельские слои поддержали, а какие не “одобрили” новую экономическую политику советской власти?

- почему?

2. Преподаватель:

7 ноября 1929 года в газете “Правда” появляется статья И.Сталина “Год великого перелома”, в которой говорилось, что удалось основные массы бедняков и середняков повернуть к социалистическому пути в целом ряде районов… И как общий вывод – решающая победа на самом трудном фронте социалистического строительства уже одержана: что “крестьяне пошли в колхозы целыми деревнями, волостями, районами”. В реальности в 1929 году произошло 1,3 тысяч крестьянских выступлений, 3 тысячи террористических актов.

Вопросы:

- о каком переломе идет речь?

- какую цель преследовала статья Сталина “Год великого перелома”?

3. Преподаватель:

В том же году Сталин провозглашает лозунг “ликвидации кулачества как класса” на базе сплошной коллективизации. На вопрос можно принимать кулака в колхоз ответ был: “Конечно же, нет. Он является заклятым врагом колхозного движения”.

Вопросы:

- почему воспринимали кулака как заклятого врага?

- какая взаимосвязь между созданием колхозов и раскулачиванием?

4. “Раскулачивание” - сообщение учащегося.

5. Игровой эпизод по роману М.Шолохова “Поднятая целина”.

Вопросы:

- кто подпадал под категорию кулака?

- какие меры принимались в отношении кулачества?

- почему до сегодняшнего дня нет точной статистики раскулаченных?

6. Преподаватель:

Отсутствие законодательной базы для проведения коллективизации привело к административному произволу на местах. Поступали сигналы о бешеных темпах коллективизации, о нарушениях принципа добровольности, сводки о массовых выходах из колхозов, о массовом убое скота…

И вновь в газете “Правда” 2 марта 1930 года новая статья Сталина “Головокружение от успехов”, в которой вся вина за “перегибы” в колхозном строительстве возложена на местное руководство, у которых от “успехов закружилась голова”и “нельзя насаждать колхозы силой” – ряд руководителей были освобождены от должностей. Проверка списков раскулаченных показала - 10% раскулачены ошибочно, было возвращено имущество или стоимость имущества. Но шаг назад был сделан для того, чтобы совершить десяток шагов вперед. В сентябре 1931 г. колхозы объединяли уже 60% крестьянских хозяйств, в 1934 г. – 75%;.

Вопрос:

- о чем была статья Сталина “Головокружение от успехов”?

7. Чтение отрывка из поэмы А.Твардовского “По праву памяти”.

Вопрос:

- какова была реакция крестьян на статью?

8. Преподаватель:

В 1931-1932 гг. процесс коллективизации принял катастрофический характер: снижение сборов зерна в 1933 году до 68,4 млн т против 83,5 в 1930 году, поголовье коров, лошадей сократилось в 2 раза, овец в 3 раза. Одним из последствий сплошной коллективизации стал страшный голод в зерновых районах 1932-1933 гг. с гибелью большого числа людей (5-10 миллионов человек).

9. Сообщение учащегося “Голод 1932-1933 гг.”.

10. Преподаватель:

- каковы же результаты коллективизации? (Запись в тетрадь)

- постройте график коллективизации, выясните, чем объясняется неравномерность хода коллективизации: вначале подъем, затем резкий спад, потом – снова подъем и завершение коллективизации.

10. Выступление условного “делегата XV съезда”.

Вопросы:

- успех ли это? Что же такое колхоз? Кто его хозяин?

- была ли объективно необходима коллективизация?

- оправданы ли жертвы?

- ваша позиция “за” и “против”?

- возможна ли однозначная оценка политики коллективизации?

11. Заключительное слово преподавателя:

Таким образом, к 1937 году коллективизация была благополучно завершена. Это была для власти и для Сталина великая победа. Жесткая централизация, директивная плановость, уравнительность в распределении стали важнейшими условиями обеспечения форсированной перекачки средств из сельского хозяйства в промышленность. При этом колхозы превратились в общину, прикрепленную к государственной земле, обрабатываемую государственными орудиями труда и пользующуюся лишь малой частью производимой продукции. Были сломлены основы жизни более 130 миллионов крестьянских семей, крестьяне перестали быть хозяева земли, лишены самостоятельности, инициативности, уверенности в завтрашнем дне, потерявшими интерес к своему труду, земле, превратились в наемных государственных работников. Коллективизация выполнила важную политико-идеологическую задачу: ликвидировать зависимость государства от частнособственнических крестьянских хозяйств. “Либо назад к капитализму, либо вперед к социализму”. Выбор был сделан. И этот путь был пройден с “великим триумфом”. Был окончательно сломан характер экономики государства, был изменен характер самого государства.

IV. Составление синквейна.

Коллективизация.

Насильственная. Сплошная.

Раскулачивает. Ломает. “Раскрестьянивает”.

Сплошная коллективизация – “революция сверху”.

Трагедия крестьянина-труженика.

V. Выполнение тестовых заданий.

VI. Рефлексия учащихся: как успешно я усвоил(а) тему (самооценка).

VII. Домашнее задание: Какие последствия имела коллективизация для современного состояния сельского хозяйства? (Исследовательская работа)

 

Поиск

Блок "Поделиться"

Физика

Химия

Методсовет