Начальная школа

Русский язык

Литература

История

Биология

География

Математика

1. Методическое обоснование темы урока

1.1. Ступень общего образования: ступень основного общего образования.
1.2. Курс истории: Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до наших дней.
1.3. Уровень исторического образования: первый концентр.


1.4. Класс: 10, общеобразовательный.
1.5. Место в учебной теме: итогово-обобщающий урок по теме: «Английская революция середины XVII в.»
1.6. Связь с обязательным минимумом содержания образования: изучение Всемирной истории в 10 классе выстраивается на основе общеобразовательной программы (учебник: Н.В.Загладин и др. Всемирная история. История России с древнейших времен до конца 19 века. 10 класс). Структура и объем часов данной программы отвечают требованиям, предъявленным Министерством образования.

2. Развёрнутая целевая установка

1.1. Обоснование образовательной, развивающей и воспитательной целей урока.

Цели и задачи урока:

Обучающие:

познакомить учащихся с основными событиями Английской буржуазной революции, изучить её этапы;

углубить знания учащихся о развитии английского общества XVII в.;

сформировать представление о выдающихся деятелях эпохи Английской буржуазной революции середины XVII в.;

организовать активную познавательную деятельность учащихся, используя групповые задания, коллективные дискуссионные вопросы.

Развивающие:

учащиеся отрабатывают навыки отбора конкретной информации, её обработки и анализа;

развитие навыков работы с историческими и биографическими источниками, иллюстрациями, картой;

подведение учащихся к выводу, что для получения достоверной информации по теме урока необходимо использовать различные источники.

Воспитательные:

помочь учащимся осознать необходимость прогрессивных преобразований: необходимость буржуазных свобод (слова, печати, вероисповедания, предпринимательства);

воспитание интереса и уважения к истории европейских стран.

3. Тип урока

Интегрированный урок по истории и литературе с использованием информационных технологий. Урок сочетает в себе элементы повторения и освоения новых знаний; строится на основе работы учащихся с конкретной исторической информацией об Английской буржуазной революции (1640-1653) и биографической справкой о поэте Английской революции Джоне Мильтоне.

4. Оборудование урока

компьютер, проектор, СД;

учебник Загладин . Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца 19 века. 10 класс. Русское слово, М.:2010

энциклопедия «Всемирная история»;

карта, лазерная указка;

раздаточный материал, контурные карты.

Методы обучения:

беседа (словесное объяснение и постановка вопросов);

наглядный (компьютер, карта);

практический (изучение раздаточного материала и ответы на вопросы).

ХОД УРОКА

Вступительное слово учителя

В 1640 г. в Англии началась буржуазная революция. Прежде чем рассмотреть основные факты истории Англии 40-х гг. XVII в., необходимо обратиться к анализу состояния экономики, положения основных социальных групп, их отношения к королевской власти Стюартов. Такой анализ дает ответ на вопрос о предпосылках революции.

Вопрос: В чем они заключались?

Ответ:

Сообщение подготовленного ученика.

Стюарты (правили с 1603 г.) поддерживали цеховое ремесло, практиковали продажу отдельным купцам патентов и монополий на производство и реализацию товаров, издавали указы, ограничивавшие огораживания. Буржуазия выступала против политики королевской власти, стеснявшей свободу предпринимательской деятельности. Новое дворянство было заинтересовано в том, чтобы землю, которой оно владело на правах условного держания, превратить в полную собственность и отменить ограничения огораживаний. Большая часть крестьян страдала от непосильных налогов и огораживаний. Эти слои, составляющие практически всю нацию, объединились в лагерь противников абсолютизма. Королевскую власть поддерживало только «старое» дворянство.
Таким образом, основная причина революции заключалась в необходимости устранения абсолютизма, препятствовавшего развитию буржуазных отношений.

Проверка знаний учеников, разделенных на две группы, каждая из которых получает задания

Задание для группы № 1:

В перечне экономических и политических факторов знаком «+» отметьте те из них, которые способствовали развитию капитализма; знаком «–» отметьте те, которые мешали:

Земля Англии – собственность короля

Огораживания

Рост числа городских жителей

Абсолютная королевская власть

Деятельность парламента

Мануфактура в сельской местности

Задание для группы № 2:

Составить таблицу – «Развитие капиталистического производства в Англии»:

Что способствовало развитию?

Что мешало развитию?

 

 

 

 

 

 Учитель: В Английской революции, так же как и в Нидерландской, значительную роль играл религиозный фактор.

Вопросы и задания:

В чем он выражался?

Под какими религиозными знаменами выступали сторонники абсолютизма и оппозиции?

Какое воздействие на парламент оказали памфлеты о Реформации Джона Мильтона?

Задание выполняется после изучения раздаточного материала.

Примерные ответы учащихся

Сторонников абсолютизма объединяла государственная английская Церковь. Она была создана в ходе Реформации «сверху» Генрихом VIII (1509-1947).  Революционный лагерь состоял из пуритан – кальвинистов. Они требовали полного очищения Церкви от «скверны папизма» (английская Церковь отчасти сохранила пышную обрядовость католической Церкви) и её независимости от властей.

Учитель: В 30-е гг. XVII в. Карл I, осуществляя единоличное (без парламента) правление, восстановил ряд старых налогов, однако не сумел улучшить состояния английских финансов. В конце концов, королю все же пришлось созвать парламент, который не расходился более 10 лет (до 1653 г.) и поэтому был прозван Долгим парламентом. Карл I потребовал от парламента согласия на введение новых налогов. Тем самым король обнаружил полное непонимание обстановки, которая сложилась в Лондоне. Парламент не только не дал ему денег, но заставил его отступить. Так начался конституционный этап революции, на котором оппозиционным силам удалось решить начальные задачи революции.

Вопрос: Каковы были эти задачи?

Ответ:

Сообщение подготовленного ученика

Парламент (он состоял в основном из нового дворянства), опираясь на поддержку народа, принял законы, ограничивающие власть короля. Среди них был билль «О нераспускаемости» (парламента без его согласия). Парламент отменил старые подати, восстановленные перед этим королем, уничтожил все монопольные патенты и привилегии; их обладатели были удалены из парламента. Ближайший советник Карла I  лорд Страффорд был привлечен к суду и казнен.

Выполнение задания учениками

Заполните пропуски в тексте.

Верхняя палата английского парламента называлась ________________________________________________________

Её члены (Избирались? Назначались? Кем?) ________________________________________________________

Нижняя палата английского парламента называлась ________________________________________________________

Её члены (Избирались? Назначались? Кем?) ________________________________________________________

Учитель: Карл I, потеряв контроль над столицей, покинул Лондон, собрал на Севере войско и объявил войну парламенту. В стране началась гражданская война  (1642-1648). Вначале король одержал ряд побед.

Вопросы:

В чем причины неудач армии парламента?

Какие меры были приняты, чтобы исправить положение?

Кто их осуществил?

Сообщение подготовленного ученика

Армия парламента состояла из слабо обученных и плохо вооруженных добровольцев. Член парламента, представитель нового дворянства Оливер Кромвель создал армию «нового образца». Она набиралась из крестьян и городской бедноты, основывалась на жёсткой дисциплине, имела кавалерию (без чего нельзя было успешно бороться с дворянским войском короля). Простолюдинам был открыт доступ к офицерским должностям. Эта армия в 1645 г. в битве при Нейзби одержала победу над войском короля. С этого момента парламентская армия стала основной движущей силой революции.

Выполнение задания учениками

На контурной карте надпишите названия национальных областей Великобритании (Англия, Уэльс, Шотландия и Ирландия); городов Лондон и Дублин.
Под каким населенным пунктом и когда армия английского парламента одержала полную победу над армией Карла I? Правильные ответы подчеркните.
Населенный пункт: Норидж; Кембридж; Нейзби; Ноттингем; Лидс.
Годы битвы: 1642; 1645; 1646; 1649.
На контурной карте обозначьте место битвы.

Учитель: Даже после поражения король, ставший пленником парламента, не чувствовал себя полностью поверженным. Вскоре после битвы при Нейзби парламент принял указ, по которому упразднялись рыцарское условное держание и повинности в пользу  короля; земли передавали в полную собственность их владельцам. Кроме того, отменены патенты и монополии, препятствовавшие предпринимательской деятельности, и приостановлено действие изданных Карлом I законов против огораживаний.

Вопрос: На что надеялся Карл I?

Примерные ответы учащихся

Король не без оснований полагал, что противоречия в парламентском лагере приведут к его распаду. После принятия названных указов буржуазия и новое дворянство считали революцию законченной. Весной 1647 г. была предпринята попытка распустить революционную армию. Начался конфликт между парламентом и армией.

Учитель: В переломный для судеб революции момент основной ее движущей силой стала армия. Она повторно разгромила войска короля, бежавшего из плена. Интересы армии выражали уравнители (левеллеры). Они выступали за политическое равенство (всеобщее избирательное право для мужчин), за установление республики. Еще более радикальное течение (истинные уравнители, или диггеры-копатели) выступало за упразднение частной собственности, имущественное равенство, за «социальную республику». Республиканское крыло революционных сил победило. Король был казнен. Англия стала республикой. Однако эта победа ничего не дала народу. Установившаяся диктатура армейских генералов подавила выступления левеллеров и диггеров. Армия была использована и для разгрома национального восстания в Ирландии.

Вопросы:

Почему, несмотря на победу республиканского строя, левые силы революции потерпели поражение?

Какое произведение по заказу кромвелевского правительства создает Мильтон в 1649 г.?

Какую позицию занимал Джон Мильтон по отношению к казни короля?

Примерные ответы учащихся

Социальная база уравнителей существенно сузилась после отправки парламентской армии в Ирландию. Движение диггеров было утопичным, поэтому им и не удавалось осуществить свои идеалы на практике (диггеры организовали коммунистическую колонию для возделывания пустующих земель, но были разогнаны). И левеллеры, и диггеры пытались решить задачи, которые не были осознаны как действительно важные и необходимые ни основной массой населения, ни наиболее влиятельными политическими силами. Главной задачей английской революции было свержение абсолютизма, ставшего препятствием на пути свободного экономического развития страны.

Учитель: Чтобы судить об итогах и значении Английской революции, недостаточно знать факты английской истории 1640-х гг. Необходимо обратиться к событиям, которые произошли во второй половине XVII в. Назовем важнейшие из них.
1650 – назначение Оливера Кромвеля лордом-генералом (главнокомандующим всеми вооруженными силами республики).
1653-1659 – протекторат Кромвеля – режим личной власти лорда-протектора. После его смерти (1658) ему наследовал сын, Ричард Кромвель.
1650-1688 – реставрация Стюартов: Карл II (1660-1685), Яков II (1685-1688).
1688-1689 – «Славная революция» – государственный переворот, в результате которого на английский престол был приглашен правитель (штатгальтер) Голландии Вильгельм III Оранский. Этот почти бескровный переворот стал возможен после того, как был достигнут компромисс победивший в революции буржуазии и нового дворянства с крупными землевладельцами.

Вопросы: В какое будущее для Англии искренне верил Мильтон: Республиканский строй, Конституционная монархия?

Примерные ответы учащихся

о колебаниях, победивших в революции буржуазии и нового дворянства;

об обречённости попыток реставрировать прежние абсолютистские или полуабсолютистские порядки;

о том, что земельная аристократия в XVII в. Не утратила своего экономического и политического влияния;

об известном «забегании вперёд» английской революции.

Предполагаемые выводы учащихся

Таким образом, английская революция не привела к установлению государства буржуазии, но последняя получила доступ к власти и, главное, свободу предпринимательской деятельности. Это способствовало необычайно быстрому развитию экономики Англии, превращению её в «мастерскую мира».

Вопросы для закрепления материала

Заполните кроссворд «Английская буржуазная революция XVII в.» по материалам учебника.

По горизонтали: 2. Дворяне-кавалеристы армии короля. 3. Центральная часть Лондона. 4. Название кавалеристов парламентской армии. 5. Выборный государственный орган Англии.
По вертикали: 1. Государственный режим, установившийся после падения республики. 2. Военачальник, с 1653 г. военный диктатор.

 

Установите соответствие перечисленных событий и дат этих событий.

1. Гражданская война                                               а) 1688
2. Республика в Англии                                           б) 1649
3. Долгий парламент                                                в) 1642-1646
4. Начало революции                                               г) 1640
5. Установление парламентской монархии           д) 1649-1652
6. Протекторат Кромвеля                                        е) 1653-1658
7. Реставрация Стюартов                                        ж) 1649-1653
8. Казнь Карла I Стюарта                                        з) 1660
9. Завоевание Ирландии                                          и) 1688

Домашнее задание

1. Объясните значение терминов.

Социальная революция___________________________________________________________________________________________________

Гражданская война_______________________________________________________________________________________________________

Новое дворянство (джентри)_______________________________________________________________________________________________

Уравнители (левеллеры)_________________________________________

Монархия ______________________________________________________

Республика _____________________________________________________

Протекторат ___________________________________________________

Диктатура____________________________________________________________________________________________________________

Парламентская монархия_______________________________________________________________________________________________

2. Впишите в таблицу, что изменилось в политическом строе и хозяйстве Англии в результате революции XVII в.

Вопросы для сравнения

До революции

После революции

Хозяйство

 

 

Политический строй

 

 

3. Завершите суждение.

Английская революция XVII в. называется буржуазной потому, что_______________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________

Подведение итогов урока, комментирование оценок

 

Приложение 2

 

Оливер Кромвель

 

Оливер Кромвель (1599-1658) происходил из небогатой дворянской семьи. Он воспитывался в строгом пуританском духе. В то время как его сверстники играли на улице, Оливер в сопровождении родителей отправлялся в церковь, а затем высиживал долгие часы за столом, слушая бесконечные чтения молитвенника. Богословие было главным предметом, который Оливеру пришлось осваивать сначала в школе, а затем в Кембриджском университете. Впрочем, обучаясь в университете, Кромвель не очень-то утруждал себя науками. Он предпочитал заниматься спортом: плаваньем, верховой ездой, фехтованием и стрельбой из лука. Пребывание в университете прервалось через год из-за смерти отца. Однако вскоре Оливер продолжил своё образование: он отправился изучать юридические науки в Лондон. Через девять лет он стал членом парламента.

«…Однажды утром я вошёл в палату … и увидел говорившего джентльмена, которого не знал. Он был очень скромно одет в простой суконный костюм, сшитый, по всей видимости, плохим деревенским портным, его бельё было из простого полотна и не очень чистым, лицо его было одутловатое и красное, голос – резкий и неприятный, но его речь была полна пыла…» Таким увидел Оливера Кромвеля осенью 1640 г. придворный Карл I сэр Филипп Уорик.

Наружность и властные манеры Кромвеля производили впечатление на окружающих. В первых же столкновениях с армией роялистов он проявил себя как искусный полководец. В свою армию он набирал простолюдинов и не стеснялся назначать их на воинские должности. Особенной славой пользовался его полк, составленный из набожных людей. В полку запрещались пьянство, богохульство, за ругательства наказывали штрафом. Кромвель гордился своими солдатами. «Эти солдаты – славные ребята!» - говорил он.

Солдаты также боготворили Кромвеля и были готовы идти за ним в огонь и воду. Это войско разбило королевскую армию. Карл I бежал в Шотландию, но вскоре был схвачен сторонниками парламента. Ему удалось бежать на остров Уайт, чтобы собрать новые силы для борьбы с парламентом. Этот шаг короля возмутил «круглоголовых». Армия Кромвеля принесла присягу: «Если Бог дарует нам победу, мы клянемся призвать Карла Стюарта, этого кровожадного человека, к суду и потребовать от него отчета за кровь, которую он пролил, и за зло, которое он принес своему народу». Король был арестован и доставлен в суд. Пять дней слушалось его дело в суде. Наконец, был вынесен приговор: «Карл Стюарт как тиран, убийца и открытый враг английского государства должен быть предан смерти». 30 января 1649 г. при огромном стечении народа палач отрубил голову монарху.

Казнь Карла I означала конец правления абсолютной монархии в Англии. В стране установилась республика, во главе которой стоял лорд – протектор (покровитель) Оливер Кромвель. Почти десять лет он управлял Англией. Кромвель опирался на армию, совсем не считаясь с парламентом. Трижды он просто разгонял его, в конце концов, полностью захватив власть в свои руки. В стране началось брожение и ропот. В 1658 г. Кромвель скончался, назначив своим приемником старшего сына Ричарда. Но тот был человеком слабым, нерешительным и не справлялся с управлением страной в, то смутное время.

 

Приложение 1

 

Кризис сословного строя в Европе.

 Буржуазная революция в Англии (1640-1660)

 

В перечисленных ниже формах повинностей английских крестьян отметьте цифрой 1 повинности в форме оброка, цифрой 2 повинности в форме барщины.

Работа на земле дворян -  ____

Церковная десятина -  ____

Плата за пользование лесом, выгонами -  ___

Обязанность отдать дворянину часть продукции натурой -  ____

Объясните, как вы понимаете значение слов Якова I Стюрта: «Без епископа нет короля».

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В перечне экономических и политических факторов знаком «+» отметьте те из них, которые способствовали развитию капитализма; знаком «-» те, которые мешали.

Земля Англии – собственность короля

Огораживания

Рост числа городских жителей

Абсолютная королевская власть

Деятельность парламента

Мануфактуры в сельской местности

Заполните пропуски в тексте

Верхняя палата английского парламента называлась __________________________________________________________________

Её члены (Избирались? Назначались? Кем?) __________________________________________________________________

Нижняя палата английского парламента называлась __________________________________________________________________

Её члены (Избирались? Назначались? Кем?) __________________________________________________________________

Под каким населенным пунктом и когда армия английского парламента одержала победу над армией Карла I? Правильные ответы подчеркните.

Населенный пункт: Норидж; Кембридж; Нейзби; Ноттингем; Лидс

Год битвы: 1642; 1645; 1646; 1649.

В графах 2 и 3 таблицы знаком «+» отметьте сторонников революции, знаком «-» её противников.

Сословия и социальные группы

Начало революции и гражданская война

После победы над королем

Крестьяне

 

 

Рабочие в с/х и промышленности

 

 

Ремесленники и торговцы

 

 

Буржуазия:

 

 

- банкиры

 

 

- торгово-промышленная

 

 

- средняя

 

 

- связанная с короной экономическими узами

 

 

Новое дворянство

 

 

Феодалы

 

 

Придворная аристократия

 

 

Английское духовенство

 

 

Откупщики налогов

 

 

 

Впишите в таблицу названия тех сословий и социальных групп, чья позиция в ходе революции изменилась, охарактеризуйте причины изменения позиции.

Сословия и социальные группы

Причины изменения отношений к революции после 1645 г. по сравнению с 1640 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пронумеруйте в хронологической последовательности перечисленные ниже события.

         Гражданская война - __________

          

           Республика в Англии - ________

 

 

           Долгий парламент - __________

 

 Начало английской буржуазной революции - ________

 

Установление парламентской монархии - _________

 

 

Протекторат Кромвеля - _________

 

 

Реставрация Стюартов - _________

 

 

Казнь Карла I Стюарта - _________

 

 

Завоевание Ирландии - __________

Укажите даты этих событий.

Даты: 1688; 1649; 1642-1646; 1640; 1649-1652; 1653-1658; 1649-1653; 1660; 1688.

Объясните значение терминов.

 

Социальная революция__________________________________________ ____________________________________________________________________

Гражданская война______________________________________________ __________________________________________________________________

Новое дворянство (джентри)_____________________________________ __________________________________________________________________

Уравнители (левеллеры)_________________________________________

Монархия ______________________________________________________

Республика _____________________________________________________

Протекторат ___________________________________________________

Диктатура_______________________________________________________________________________________________________________________________

Парламентская монархия________________________________________ __________________________________________________________________

Завершите суждение.

 

Английская революция XVII в. называется буржуазной потому, что_______________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Поиск

Блок "Поделиться"

Физика

Химия

Методсовет