Начальная школа

Русский язык

Литература

История

Биология

География

Математика

Цели:

1. Изучить историю древнерусского государства середины X в., дать оценку правления княгини Ольги.

2. Познакомиться с тем, как на Руси постепенно распространяются идеи христианства.

3. Углубить представления учащихся о русской летописи как особой литературной форме отражения исторических событий.

4. Закрепить умение собирать материал для характеристики героя, выявлять авторскую позицию.

Оборудование:

– историческая карта "Киевская Русь IX – X вв.",

– атласы " История России с древнейших времен до кон. Х VII в.",

– исторические документы: Н.М. Карамзин " История государства Российского", " Правда Роськая", "История в лицах", свидетельства историков, отрывок из "Повести временных лет" (эпизод " Месть Ольги"); С.М.Соловьев "История государства Российского";

– репродукции портрета Ольги, репродукция картины В.М. Васнецова "Летописец Нестор", репродукция древнерусской миниатюры "Сильвестр, монах Выдубецкого монастыря, пишет летопись", репродукция скульптуры М.М.Антокольского "Нестор – летописец".

Опережающие задания:

– работа с историческими документами по вопросам,

– чтение отрывка "Месть Ольги", приведение доказательств того, что он имеет фольклорную основу;

– индивидуальные ролевые задания "историку": рассказ о Несторе, "искусствоведу": рассказ по древнерусской миниатюре, "лингвисту": работа со словарями.

Ход урока:

1. Постановка целей. Вступительное слово учителей.

Братья и друзья, отроки наши! Вот собрались мы вместе, так составим слово к слову, поведем мы речь сегодня о княгине Ольге, о разных ликах ее, о деяниях ее во славу народа русского.

Узнаем мы, откуда есть пошла литература русская. И пусть еще больше укрепится ум наш знаниями, а сердце любовью к своему Отечеству. Запись темы урока в тетрадь.

2. Представление экспертов: "историка", "лингвиста", "искусствоведа". Остальные – думающие, умные, внимательные ученики.

3. Беседа.

Учитель истории: Изучая историю, восстанавливая ход давно минув­ших событий, как и ученые–историки, мы с вами также обращаемся к историческим документам.

– Как называются документы, которые рассказывают нам о давно прошедших днях? (Письменные исторические источники).

– Что к ним относится? (Летописи, исторические повести, описание путешествия, жития святых и др.).

Учитель литературы:

– Что такое летопись? Мудрецы советуют: чтобы понять смысл слова, зри в корень. (Летопись – писание по летам, изложение событий в форме "годовых статей").

Запись определения в тетрадь: летопись – документ, в котором изложе­ны события в хронологическом порядке.

Совершенно справедливо говорят, что летопись – это прежде всего исторический труд. Но мы попытаемся выяснить в ходе беседы на уроках, по­чему это, казалось бы, историческое произведение считается величайшим памятником литературы.

Действительно, летопись, которая явилась сборником древних письменных произведений, можно считать первым литературным памятником. Создавалась она не год и не два. Собиралась два века, даже больше. С глубокой древности (с XI века). У этого памятника сменилось много состави­телей.

Учитель истории: после моего рассказа назовите самых известных историков – летописцев.

Итак, первым летописцем был Киево–Печерский монах Никон, которого называли Великим. Жизнь его была полна бурных событий, он ак­тивно включался в политическую борьбу против тех киевских князей, которые свои интересы ставили выше общерусских, дважды был вынужден бе­жать в Тьмутаракань. Став монахом, он и составил летопись. Ученые назы­вают 1073 год.

Труд его продолжили другие: в первой четверти XII века монах Киево–Печерского монастыря Нестор, самый прославленный из летописцев.

Индивидуальное задание "историка" – сообщение о Несторе.

– Скажите: на какие три вопроса пытался ответить историк Нестор в своем труде?

До нас дошла "Повесть временных лет ", переписанная и отчасти переработанная монахом соседнего Выдубецкого монастыря Сильвестром. Мы сказали лишь только о некоторых летописцах из длинной чреды авторов. На­зовите самых известных историков–летописцев.

Учитель литературы: То, что до нас дошли эти имена летописцев, свидетельствует о том, какое большое значение придава­ли летописанию в Древней Руси. Во многом они были схожи. Это был, можно сказать, коллективный автор – древнерусский летописец.

– Попробуйте описать его. Каким вы представляете себе летописца за работой? Поможет вам в этом иллюстрация скульптуры Нестора работы М.М.Антокольского и репродукция картины В.М.Васнецова. (В тихой келье при свете лампады неустанно пишет Нестор свой труд. Весь погружен в работу. Лежат огромные книги в толстых кожаных переплетах с медными застежками. Буквы раньше фактически не писали, а рисовали, соблюдая строжайшие правила – устав. Писали на тонко выделанной телячьей коже. Скрипит гусиное перо в руке летописца, выводя заглавие книги...)

На репродукции – произведение современного искусства – скульптура Нестора, а у вас на столах – репродукции древнерусской миниатюры из Летописного свода: согласитесь, очень необычно изображены предметы.

– Почему так изображены предметы? Почему летописец не пишет, а словно вслушивается во что-то?

Ответы на эти вопросы искал наш "искусствовед". Ему слово.

Индивидуальное задание "искусствоведа" – сообщение о своеобразии древнерусской живописи.

Учитель литературы: Итак, чтобы оценить достоинства древнерусской живописи, надо понимать "язык", на котором говорит художник. Ему важно было изобразить не Сильвестра, а летописца вообще.

Древнерусский летописец был многосторонним человеком: для одних он важен как историк, для других как политик, он же юрист, он же литера­турный талант. Оживают под его пером события и люди далеких лет.

Обратимся и мы к отрывкам из этой книги.

Учитель истории: Изучая историю древнерусского государства, мы обращаемся к великому труду монаха Нестора. Предлагаю решить хронологическую задачу: в лето 6453 от сотворения мира в Киевском государстве было совершено преступ­ление, за которое виновники расплатились совсем иначе, чем это могло быть в конце XI века.

– О каком историческом событии идет речь? За какие преступления рас­платились виновные?

– Почему историк дает нам дату о жизни славян от сотворения мира, а не от рождения Иисуса Христа? (Потому что в Киевском государстве еще не была принята новая религия – христианство.)

Поэтому для решения хронологической задачи историк дает нам еще одну дату – 5508 год (от сотворения мира) рождение Иисуса Христа.

– Итак, о каком событии идет речь? (О расправе Ольги над древлянами).
– За какие преступления расплатились виновные? (За убийство князя Игоря).
– За что же древляне так поступают с киевским князем Игорем? (За то, что хотел он собрать с них двойную дань).

Что такое дань? И почему древляне выплачивали дань киевскому князю?

Как называется объезд киевским князем с дружиной своих земель для сбора дани? (Полюдье).

– К чему же мы должны обратиться, чтобы понять поступок княгини Ольги с точки зрения законности раннего средневекового общества? Работа с историческим документом – статьей Н.М.Карамзина.

Обычаи и нравы славян X века раскрывает для нас "Правда Роськая":

– Какое право утверждает первая статья этого закона? (Право кровной мести).

– Кто имеет право исполнить месть за убийство? ( Кровные родственники).

Родоплеменные обычаи и законы: кровная месть, народный суд – долго сохранялись у славян даже в период складывания государственности на тер­ритории их проживания

А теперь обратимся к сочинению другого историка – Кацвы "Киевская Русь в X веке", который также объясняет поступок Ольги.

– Что хотел под­черкнуть Нестор свидетельством о расправе? (Могущество Киева). Как объ­ясняет историк жестокость Ольги? (Справедливость, священная обязан­ность, подвиг).

Учитель литературы:

В начале урока мы говорили, что "Повесть временных лет" – это не только историческое произведение, но и литературный памятник. Докажем справедливость слов Д.С. Лихачева, записанных на доске: " Повесть временных лет "...Поэзия и история находятся в ней в неразрывном единстве.

Докажите, что фрагмент "Месть Ольги" имеет легендарную, фольклорную основу. (Троекратное повторение действий Ольги; наличие загадок, которые не могут разгадать незатейливые сваты (хотя в сказке наоборот); герои – простаки (древляне); языческие обычаи – тризна: хоронили в лодках (см. рисунок в учебнике истории, стр. 26 " Похороны знатного руса "); перед смертью омывали. Письменное изложение языческих легенд – уже литература).

Как можно озаглавить фрагмент? ( Месть Ольги).

– Что такое месть?

Индивидуальное задание "лингвиста" – объяснение с помощью словаря значений слова « месть».

– Изучите их. В каком из них сильнее выражена негативная оценка? Что добавляет к смыслу слова месть объяснение его происхождения? О чем го­ворят родственные слова в других языках? (О смене, чередовании, словно зло переходит от одного человека к другому. Месть = бумеранг).

– Какое из толкований слова соответствует, по вашему мнению, действиям Ольги?

Важно ли для Ольги, за что убили ее мужа? ( Подчеркнутое безразли­чие к нравственной оценке причины гибели ее мужа).

Как автор относится к действиям Ольги? Есть ли в тексте хоть один оценочный эпитет? (Нет. Не осуждается ее поступок, но по тому, как он описывается, прослеживается авторская позиция).

Какой она видится автору? ( Мудрая женщина, верная памяти мужа, автор восхищается ее умом, хладнокровием; она мстит убийцам мужа).

Какими способами она это делала? Пересказ. Ее месть направлена на невинных, а не на непосредственных обидчиков; ее месть связана с обманом, коварством; ее месть многократно по своей жестокости и размаху превзошла обиду и оскорбления.

А как к действиям Ольги отнесетесь вы, люди другого века, другой цивилизации? Какие чувства вы испытали к тем, кто стал объектом мести? (Жалость, сострадание к древлянам, осуждение жестокости, коварство Оль­ги).

Не будем забывать, что месть – одно из самых сложных и противоречи­вых явлений в жизни человеческого общества; его оценка зависит во многом от исторической эпохи, национальных традиций. Десять веков отделяют нас от событий, с которыми знакомил нас автор "Повести временных лет". Однако и в наши дни вопросы, связанные с явлением мести по-прежнему волнуют людей.

Учитель истории:

А сейчас, юные историки, наша цель – рассмотреть и оценить правление Ольги. Посмотрим на историческую карту "Киевская Русь":

– Какие племена славян были подчинены киевскому князю?

– Сложно ли управлять такой обширной территорией? (Необходимо было заставить платить дань, вершить по праву суд в подвластных землях, подавлять недовольство подчиненных племен.)

В "Повести временных лет" дается описание государственной деятельности княгини Ольги. Обратимся к сочинению Кацвы, который систематизирует сведения, взятые из летописи.

– Что делает Ольга, завершая отмщение древлянам? (Устанавливает уроки – размеры дани). С какой целью установлен четкий размер дани? (Чтобы не было возмущения со стороны племен). Что сделано для удобства сбора дани? (Установила становища и погосты, назначила в отдаленных ме­стностях княжеских приказчиков – тиунов).

В сочинении Н.М.Карамзина найдите свидетельства того, как была вос­принята деятельность Ольги славянами, жителями Пскова. (Хранили сани как вещь драгоценную).

– Каково же значение мероприятий, проведенных княгиней, в подвластных Киеву землях? Самую яркую оценку деятельности Ольги находим в труде Н.М.Карамзина (Укрепление власти, порядок в государстве, мир по всей стране, нет военных конфликтов, войн с другими государствами, Русь стала известна в отдаленных странах Европы). Что означают слова историка: "...стала известна в отдаленных странах Европы?"

Найдите свидетельства активных международных отношений Руси с другими государствами. ( 955 г. – поездка Ольги в Византию; 959 г. – посольство Руси в Германскую империю, установление взаимовыгодных отноше­ний с целью обмена посольствами и развития торговли).

– Каково значение столь активной внешней политики? (Ольга добилась международного признания без применения силы; сама приняла христианство). Став христианкой, узнав истинную веру, княгиня Ольга и сама должна была уже по-другому оценивать свою расправу над древлянами? (Обращение к схеме на доске).

Обратимся к сочинению Соловьева " История государства Российско­го": в 955г. Ольга отправилась в Константинополь, столицу Византии, была с почестями принята самим императором Константином Багрянородным. Узнав истинную веру, с каким предложением княгиня обращается к своему сыну Святославу? ( Принять христианство самому и дружине).

Мы, как историки, можем продолжить рассуждение Ольги: почему для единого государства единая религия – единобожие? В каком средневековом государстве Западной Европы с принятием единой религии укрепилась власть императора? (Во Франкском государстве).

4. Подведение итогов.

– Как можно оценить личность княгини, каким она была человеком? (Мудрая, хитрая, справедливая.) Каким была правителем? (Талантливым, она много сделала для укрепления Руси во внутренней и внешней политике).

И напоследок текст – провокация: найдите сознательно заложенные в него ошибки: жена князя Игоря, жестоко отомстив за мужа, установила уроки и погосты на Руси, прожила долгую жизнь, и погребена была сожже­нием в 969 г., повелев после смерти делать над собой тризну.

5. Оценивание результатов работы учащихся на уроке.

6. Домашнее задание.

 

Поиск

Блок "Поделиться"

Физика

Химия

Методсовет