Начальная школа

Русский язык

Литература

История

Биология

География

Математика

Цель урока: Создать представление об историческом значении и возрождении Олимпийских игр в Древней Греции на уроках истории и физической культуры.

Задачи урока:

познакомить учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями;

способствовать формированию хронологических, картографических, образных способностей школьников, проявлению и развитию их индивидуальных, творческих особенностей, поощрять интерес к чтению научно-популярной литературы и самостоятельной поисковой деятельности;

пробудить в детях желание серьезно заниматься каким-либо видом спорта.

закрепление навыков бега, метания, прыжка в длину с места;

развитие качества, ловкости, скорости, прыгучести;

воспитание смелости, взаимопомощи, коллективизма и самодисциплины.

Форма урока: интегрированный урок (история + физкультура).

Учебное оборудование и инвентарь:

карта “Древняя Греция” (до середины V в до н.э.);

композиция “Гонка колесниц в Олимпийских играх”;

переносная меловая доска;

свисток, эстафетные палочки;

линейка, бумажные диски, секундомер.

Место проведения: спортивный зал.

Опережающее домашнее задание:

прочитать доступный материал об Олимпийских играх в Древней Греции;

разбиться на команды по 5-7 человек;

подготовка команд к “выступлениям” по карточкам-заданиям.

Задание 1: На контурной карте “Древняя Греция и греческие колонии” отметьте место проведения Олимпийских игр и свой город, откуда ваша команда прибыла в Олимпию. Проведите на карте маршрут вашего путешествия и словами опишите его (варианты: г. Пантикапей, г. Массилия, г. Кирена, г. Милет).

Задание 2. Выберите бога/богиню - покровителя вашего города и команды. Объясните свой выбор.

Задание 3. Составьте текст клятвы и произнесите ее хором в день открытия Олимпийских игр.

Кроме учебника школьникам рекомендуется литература:

Венок из оливы. Книга для чтения по истории древнего мира: Пособие для учащихся./Под. Ред. А.И. Немировского. М., 1981, С. 180-189

Нейхардт А.А. Семь чудес света Древнего мира. – М. 1966 – с. 60-76.

“Я познаю мир”, Энциклопедия М.. 2001 с. 15-16, с. 66-67.

“Я познаю мир”, Энциклопедия: История. – М., 1994 с. 68-69

Ход урока

Организационный момент.

Изучение новой темы.

План

Первые Олимпийские игры.

Пять незабываемых дней.

Победители олимпийских игр.

На доске тема урока, дата 776 г. до н.э., новые слова: Атлет, Милон, пятиборье, Полидам, ипподром, Феаген, стадион.

I. Вводная часть

1. Учитель истории рассказывает о традиции спортивных соревнований в Древней Греции, где наряду с хорошо известными Олимпийскими играми проводились также Великие и Малые Панафинеи, Дионисии и другие состязания, имевшие политическое, религиозное и культурное значение.

2. По карте уточняется географическое положение Балканского полуострова, греческих колоний (откуда тоже могли прибывать участники Олимпийских игр), Олимпии (разводятся картографические понятия Олимпия и г. Олимп).

3. Учащиеся знакомят класс с версиями об основателе Олимпийских игр:

а) Очистив необычайно грязные скотные дворцы царя Элиды Авгия, Геракл должен был получить 1/10 часть его стад. Однако царь не сдержал своего обещания, и спустя несколько лет Геракл пришел с большим войском в долину Алфея, разбил войско Авгия и убил его. После битвы герой принес благодарственные жертвы своему отцу, громовержцу Зевсу, отмерил у подножия высокого холма Кроноса в оливковой роще границы священного округа и повелел раз в четыре года устраивать здесь общегреческие атлетические игры.

б) Другой миф об основании Олимпийских игр (А.А. Вагасин и др. История Древнего мира с. 151)

В древние времена миром правил отец Зевса бог Крон. Его супругой была богиня Рея. Крону предсказали, что у него отнимут власть его собственные дети. Поэтому, как только у Реи рождался ребенок, Крон проглатывал младенца. Уже пятерых проглотил жестокий отец. Но вот у Реи родился младший сын – Зевс. Боясь потерять и его, мать подала Крону не ребенка, а завернутый в пеленки продолговатый камень. Крон проглотил камень. Когда Зевс возмужал, между ним и отцом началась упорная борьба за власть. Одержав победу, Зевс в память о ней повелел устраивать состязания атлетов на земле Олимпии.

4. Учитель истории напоминает о дате первых Олимпийских игр, подчеркивая значимость этого события, ставшего эрой, т.е. началом летосчисления древнегреческого календаря. Ученикам предлагается серия стандартных хронологических задач Олимпийской тематики:

Сколько лет назад состоялись первые Олимпийские игры? (2780).

Проверьте, проходили ли Олимпийские игры в год реформы Солона? В год законов Дракона? и т.п.

Если с момента основания Олимпийские игры регулярно проходили на протяжении 1170 лет, то в каком году они прекратились? (394).

В 708 г. до н.э. в программу Олимпийских игр было введено пятиборье. На каких по счету Олимпийских играх это произошло? (На 17-х). (Аналогичные задачи: в 688 г. до н.э. введен кулачный бой, в 680 г. до н.э. – состязание на колесницах. 22, 29).

5. Учитель истории рассказывает об основных условиях и традициях проведения Олимпийских игр в древности, описанием вводит основные понятия темы: пятиборье, ипподром, Атлет, стадион.

6. Закрепление. Решите задачу: с. 154, вопрос 1, в конце п. 33 учебника Вигасина.

Ответы:

Во время Игр нельзя было воевать, они нарушили это правило.

20 лет: 4 года = 5 лет (спартанцы не участвовали в пяти Олимпийских играх).

II. Соревнования

Учитель физкультуры открывает их торжественными словами: “Священный мир объявлен по всей Элладе! Дороги на суше и на море безопасны. Ступайте же в Олимпию!”

Представление команд на основе заданий № 1.

“Олимпийские игры, открываются. В первый день приносят жертвы богам и даются клятвы у алтарей”. Команды по очереди озвучивают задания № 2, 3.

“На следующий день и еще два дня идут соревнования в определенных видах спорта”. Команды показывают виды соревнований.

№ п/п

Содержание урока

Дозировка

Организационно-методические указания

I ч.

Подготовительная часть
Ходьба
- на носках, на пятках

- в полуприсяди, руки за головой

12 мин.

200-250 м

15 шагов

Упражнения для коррекции осанки. Лопатки сведены, смотреть вперед, руки на пояс, носки, пятки повыше.

Лопатки сведены.

Бег в медленном темпе

200-250 м

Следить за работой рук, ног, дыхание не задерживать.

Упражнение по восстановлению дыхания. Перестроение в колонну по три.

 

1-4 вдох, ходьба руки вверх.

5-8 выдох, руки вниз.

ОРУ на месте.

I. И.п. – о.с.
1. – руки вверх, прогнуться, левая на носок
2. – и.п.
3. то же, но правая на носок
4. – и.п.

5-6 раз

Дыхание не задерживать.

II. И.п. – руки перед грудью
1-2 – отведение согнутых рук
3-4 – отведение прямых рук с поворотом вправо, влево.

5-6 раз

Рывки энергичны, лопатки на опускать.

III. И.п. – сед на правой, (левой), левая (правая) в сторону. Руки в упор на полу. Смена ног, не поднимая таза.

5-6 раз

Руки от пола не отрывать, таз не поднимать, дыхание не задерживать. Расслабление с потряхиванием рук и ног.

IV. И.п. - выпад правой (левой) ногой вперед, руки на колено
1-3 – пружинистое покачивание
4 – поворот
5-7 – пружинистое покачивание
8 – поворот.

5-6 раз

Спину держать ровно, с места не сходить.

V. И.п. – ноги на ширине плеч. Правая (левая) согнута в колене и выполняет круговые вращения вправо и влево (на 4 счета).

5-6 раз

Расслабление, дыхание не задерживать.

VI. И.п. – упор лежа, правая (левая) прямая сзади.
Смена положения ног прыжком.

10 раз

Энергично отталкиваясь одновременно носками обеих ног.

VII. И.п. – основная стойка. Прыжки толчком двух ног с поворотом на 180°, руки согнуты в локтях.
Расслабление и упражнение на восстановление дыхания.

8 раз

Отталкиваться от пола только носками ног.

II ч.

Основная часть урока

Команда выбирает капитана. Назначаем судейскую бригаду.

I вид соревнований:

Бег 15 метров (с высокого старта, выполняется команда).

24 мин.

 

 

 

3 мин.

 

II вид:

Прыжок в длину с места с вытянутыми руками вперед.

Поставить стопы перед линией, согнуть ноги, руки впереди, толчок двумя ногами, приземление на две стопы и согнутые в коленном суставе ноги, плечи вперед, руки впереди.

5 мин.

Ученики выполняют прыжок в длину с места по одной попытке. Команда-победительница определяется по трем лучшим результатам. Длина прыжка измеряется в сантиметрах от стартовой линии до ближайшего касания ногами или любой частью тела.

III вид: Дартс. Метание дротиков.

4 мин.

Каждый выполняет по одному метанию.

IV вид: Метание бумажного диска.

5 мин.

Судьи следят за приземлением, ставя баллы от одного до трех. Побеждает команда, набравшая наименьшее количество очков.

V вид: Эстафета 3х 3м

Первый бежит до центральной линии, касается ее палочкой возвращается к 3-х метровой, опять касается затем к центральной линии и коснувшись ее бежит к команде, передав эстафету следующему.

3 мин.

Касаться точно линии, не переступая ее, соблюдая технику безопасности.

VI вид: Показательные выступления.

Элементы борьбы (из числа занимающихся борьбой).

4 мин.

По одному человеку от каждой команды.

III. Заключительная часть – 10 мин.

1. “В последний, пятый день праздника раздавали награды”. Глашатай (учитель физкультуры) выкрикивает имена олимпиоников, участники приветствуют их словами: “Слава победителю!” (награждение победителей).

2. Учитель истории сообщает, какие почести и привилегии ожидают героев на родине. “Встречать олимпионика выйдет весь город. Правители устроят в его честь пиршество, на главной площади поставят мраморную стелу с хвалебной надписью. Победители смогут быть избранными на высшие государственные должности, им будут предоставляться почетные места в театре, их освободят от налогов и до конца жизни будут кормить за общественный счет. Поэты Греции прославят атлетов в своих стихах, а лучшие скульпторы высекут из мрамора и отольют из бронзы статуи героев Олимпиад”.

В заключение учащиеся читают курьезные факты о знаменитых атлетах: Милон, Полидама, Феаген.

3. Работа с классом. Беседа о современном олимпийском движении и его чемпионах.

Кто из российских спортсменов стал первым олимпийским чемпионом? (Первый российским олимпийским чемпионом стал Николай Панин-Коломенкин, победивший в фигурном катании на коньках на искусственном льду, IV Олимпийские игры, 1908 год, Лондон).

Когда были последние Олимпийские игры? (В США, Солт-Лейк-Сити, 2002 год, Зимние игры).

Кого из российских олимпийских чемпионов вы знаете? (А. Попов, И. Привалова, С. Хоркина).

Почему олимпийское движение было прервано на длительный срок и возродилось только в 1896 году? (Последние олимпийские игры состоялись в 392 г. н.э. Через два года в 394 году римский император Феодосий I отменил их как проявление язычества.).

4. Домашнее задание

Прочитать п. 33 учебника Вигасина.

Творческое задание: сочинить поэму или надпись на стеле в честь Олимпийского героя.

Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Выпуск 2, с. 23. Задание 31.

5. Организованный уход

 

Поиск

Блок "Поделиться"

Физика

Химия

Методсовет