Начальная школа

Русский язык

Литература

История

Биология

География

Математика

Упражнение 1.

Запишите предложения, подчёркивая грамматические основы и расставляя знаки препинания. Каким членом предложения является союзное слово который?

1) Каждый день проходил я мимо берёзы на которой чернело гнездо. 2) Он спускался с гор вершины которых уже не видны в темноте. Шаги и осыпь камней глушил всё нарастающий, всё призывней ревущий гул потока на котором вспыхивали и гасли клочья белой пены. 3) Наконец мы видим лес, хмурое небо в мохнатых тучах меж которыми лишь (кое) где видна бледная просинь. На берегах бело и (от) того река кажется тёмной, (не) приветливой.
(В. Астафьев)


Упражнение 2.

Запишите текст, расставляя недостающие знаки препинания и определяя, каким членом предложения является слово который. Составьте схему 1-го предложения.
Замечали ли вы какое большое впечатление производят те произведения литературы которые читаются в спокойной, неторопливой и несуетливой обстановке.

...У человека должны быть любимые произведения к которым он обращается неоднократно которые знает в деталях о которых может напомнить в подходящей обстановке окружающим и этим то поднять настроение, то разрядить обстановку (когда накапливается раздражение друг против друга), то посмешить, то просто выразить своё отношение к происшедшему с вами или с кем-либо другим.
(Д. Лихачёв)

Упражнение 3.

Запишите, подчеркните грамматические основы предложений. Составьте схему 2-го предложения. Определите вид придаточного.

Пушкин громаден, плодотворен, силён, богат; он для русского искусства то же, что Ломоносов для русского просвещения вообще...
В Пушкине кроются все семена и зачатки, из которых развились потом все роды и виды искусства во всех наших художниках.
(Я. Гончаров)

Упражнение 4.

Продолжите предложения. Каким членом предложения является слово который? Замените там, где это возможно, придаточные определительные причастными оборотами.

1) Морфология — это раздел грамматики, в котором изучаются ... .
2) Синтаксис — это ....
3) Согласование — это такой способ подчинительной связи, при котором ... .
4) Управление — это ....
5) Примыкание — это ....
6)Вводными называются слова, при помощи которых ....
7) Глагол — это знаменательная часть речи, которая ....
8) Местоимение — это ....

Упражнение 5.

Пользуясь толковым словарём, выясните значение указанных слов. Составьте сложноподчинённые предложения, объясняя значение данных слов.

Абонент –
Абонемент –
Адресат –
Адресант


Упражнение 6.

Используйте данные фразы в качестве главной части сложноподчинённого предложения с придаточным определительным. Используйте разные союзные слова, составляя предложения. Объясните, что объединяет все составленные вами предложения. Чем они отличаются? Сделайте вывод.

1) Туристы не спеша подошли к мосту, ... .
2) К утру мы, наконец, переправились на другую сторону реки, ... .
3) Мы живём теперь в доме, ....
4) Я в первый раз в жизни увидел море, ... .
5) Многие из людей, ..., поддерживали меня в трудную минуту.
6) На столе, ..., аккуратно были сложены чертежи и учебники.


Упражнение 7.

Продолжите предложения так, чтобы получились сложноподчинённые предложения с придаточным определительным. Подчеркните союзные слова. Укажите, какой частью речи они являются и роль каких членов предложения могут выполнять. Подведите итоги проделанной работы и сделайте выводы.

1) Я первый раз в жизни увидел море (какое?), которое ... . 2) Мы с удивлением смотрели на льдины (к а к и е?), что ... . 3) Машина свернула в ту сторону (какую?), куда ... . 4) К утру мы наконец переправились на другую сторону реки (какой?), откуда ... . 5) Мы живём теперь в доме (к а к о м?), где ... . 6) Туристы не спеша подошли к мосту (каком у?), которому ... .


Упражнение 8.

Преобразуйте данные предложения: на основе двух самостоятельных простых составьте одно сложноподчинённое, используя союзные слова чей, который.

1) На церемонии последнего школьного звонка выпускники с благодарностью говорили о своих учителях. Труд учителей благороден. 2) Я решил обратиться за помощью к другу. Преданность и порядочность друга проверены временем. 3) Волновало расставание с родным городом. Далёкие огни города уже растаяли в тумане.


Упражнение 9.

Закончите предложения, преобразовав их в сложноподчинённые с придаточным определительным. Соблюдайте правила пунктуации. В каких из этих предложений вы использовали указательные слова?

1) Вокруг развернулось такое строительство ... . 2) Известие ... взволновало многих. 3) Гнездо ... опустело. 4) Муссоны — это ветры ... . 5) Сложноподчинённое предложение — это ... . 6) Биссектриса — это такая прямая ....


Упражнение 10.

Спишите, расставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Объясните, какую синтаксическую роль выполняют местоимения в этих примерах. Определите вид придаточного в данных предложениях.

1) Кто хвал_тся тот с горы свал_тся. 2) Дружи с тем кто лучше тебя самого. 3) Самым дорогим каж_тся то во что твой труд влож_н. 4) Каков пр_вет таков и ответ. 5) Кто спит весной тот плач_т зимой. 6) Кто знает аз да буки тому и книги в руки. 7) Тот кто много чита_т много зна_т. 8) Успеват тот кто время береж_т. 9) С кем поведёш_ся от того и наберёш_ся. (Пословицы)


Упражнение 11.

Найдите в предложениях неосновные для придаточной определительной части союзы и союзные слова. Убедитесь, что их легко заменить на основные. Докажите, что неосновные союзные слова когда, где и подобные сочетаются не со всеми существительными.

1. Одним словом, дом, где жил Петя, во всех отношениях был превосходен. (Я. Катаев.) 2. Бывают такие минуты, когда жизнь вдруг переходит на другую скорость. (В. Каверин.) 3. Бывали моменты, когда она талантливо вскрикивала, талантливо умирала, но это были только моменты. (А Чехов.)


Упражнение 12.

Данные предложения разберите по членам предложения, распространите определение, замените его придаточным определительным.

Аромат цветущей сирени наполнял воздух. Построенный корабль был спущен на воду. Незаконченная работа напоминала о невыполненном обещании. Книга рассказывала о исследованных районах.


Упражнение 13.

Объясните, чем вызвана ошибка в придаточном предложении. Запишите предложения в исправленном виде.

1) На соревнованиях победила команда девятого класса, которые набрали больше очков. 2) Он относится к тому поколению, которые участвовали в войне. 3) Герой произведения выступает в защиту народа, которых он называет умным, бодрым. 4) Я учусь в школе, во дворе которого стоит памятник. 5) Чацкий, в монологах которых звучит протест против крепостного права, выражает идеи декабристов. 6) Рядом стояло дерево, на ветвях которых серебрился иней.


Упражнение 14.

Отредактируйте отрывки из сочинений учащихся. Какие способы устранения речевых недочётов вы выбрали? Всегда ли возможна замена придаточного определительного предложения причастным оборотом?

1) Я учусь в школе, которая носит имя писателя, который известен всей стране. 2) У памятника, который был открыт недавно, всегда лежат цветы, которые приносят дети и взрослые. 3) Я прочитала книгу, в которой рассказывается о городе, в котором прошло моё детство.


Упражнение 15.

Какие нормы русского литературного языка нарушены в данных примерах? Спишите предложения, внося необходимую правку. Сделайте вывод.

1) Гончие и борзые удивляли своим холёным видом гостей, которые прославляли на своём собачьем языке щедрость хозяина. 2) Сняв шапку, гость протянул хозяину руку, которая была сильно поношена и забрызгана грязью. 3) Пруд был обнесён высоким частоколом, в котором плавало множество уток. 4) Шум слышался из подвала, который с каждой минутой усиливался. 5) Художник получил за картину первую премию, которая изображала поэтический русский пейзаж. 6) Мальчик швырял в воробьев камнями, которые с писком разлетались во все стороны. 7) Человек, который не понимает музыку, она ему покажется непонятной, неживой и недостаточно интересной. 8) Вратарь отбивает мяч кулаком, который падает недалеко от ворот.


Упражнение 16.

Прочитайте текст. Как вы считаете, требует ли он редактирования? Обоснуйте свою точку зрения.

Дом, которого теперь вы уже не найдёте, был покрыт голландской черепицей. Крыльцо, по которому в него входили, было деревянное и выдавалось на улицу. Из сеней довольно крутая лестница вела в верхнее жильё, которое состояло из восьми или девяти комнат, в которых с одной стороны жил содержатель пансиона. Спальные комнаты детей находились в нижнем этаже справа от сеней, а слева жили две старушки, из которых каждой было более ста лет. Они собственными глазами видали Петра Великого, с которым даже говорили.
В числе тридцати или сорока детей, которые обучались в том пансионе, находился один мальчик по имени Алёша, которому тогда было не более девяти или десяти лет.

 

Поиск

Поделиться:

Физика

Химия

Методсовет