I. Проверка домашнего задания
На этом уроке нам предстоит выразительно читать басню. Поэтому сначала проводим артикуляционную разминку. Затем слушаем рассказы учеников о жизни и творчестве И. А. Крылова (по статье учебника).
I. Проверка домашнего задания
После артикуляционной разминки слушаем чтение наизусть басни «Волк на псарне».
II. «Свинья под Дубом». Осмеяние невежества и неблагодарности.
Жанр басни. Рассказ и мораль в басне
Самостоятельная творческая работа
Итак, повторим еще раз, что такое басня и из каких элементов она состоит.
I. В. А. Жуковский: детство и начало творчества
Чтение и составление плана статьи
По статье учебника может быть составлен простой план в соответствии с абзацами. Учим детей выделять главное, не фиксировать в плане частности.
I. Артикуляционная разминка
II. «Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.
I. Проверка домашнего задания
После артикуляционной разминки слушаем выразительное чтение фрагментов сказки, коллективно оцениваем выступающих.
Мы предлагаем прочитать и обсудить балладу Стивенсона «Вересковый мед», объединив ее чтение с чтением баллады Жуковского по жанровому принципу. Разговор о других произведениях Стивенсона в конце первой четверти может подтолкнуть учеников к самостоятельному чтению этих произведений во время осенних каникул.
Цель тренинга: ознакомить обучающихся с правами детей, Конвенцией о правах ребенка.
1. Формировать у обучающихся понимание универсальности, всеобщего характера тех прав, о которых говорится в Конвенции о правах ребенка.
Знания на уроке: умение учащихся охарактеризовать богатырей как эпических героев с практическим использованием в своем рассказе былинных особенностей повествования о русских богатырях.
Знания на уроке: опознание элементов сюжета и их постоянной для былины художественной функции: экспозиции (зачина), установки на приближение драматической ситуации, мотива недооценки героя, описания подвига, торжества богатыря.
Цели: Воспитание патриотизма и гражданственности учащихся. Популяризация государственных символов РФ и РА. Изучение учащимися истории государственной символики России и РА. Расширение исторических знаний и представлений обучающихся об истории появления государственной символики. Расширение литературных знаний учащихся по произведениям литературы, в которых нашли отражение государственные символы.
Домашнее задание к уроку:
1) прочитать поэму "Человек", рассказы "Старуха Изергиль", "Макар Чудра", "Песню о Соколе"; 2) выписать из рассказов афоризмы; 3) найти в рассказе "Старуха Изергиль" эпизоды, в которых "появляется" "тень"; 4) повторить, что такое "романтизм в литературе".
Цель: активизировать познавательный и творческий потенциал детей.
Межпредметные связи: русский язык, литература, история.
Цель: Формировать умение "читать" произведение искусства - портрет, составлять описание репродукции (на основе дифференцированных знаний), развивать письменную и устную речь, мышление, фантазию, работать над обогащением словарного запаса, совершенствовать навыки работы с разными словарями, дополнительной литературой.
Цель: Формирование умения анализировать текст и аргументированно доказывать свою точку зрения, опираясь на первоисточник.
Цели и задачи урока:
Обучать составлению двухчастного дневника, как одной из технологий развития критического мышления;
Знакомить с героем романа Пушкина через комментированное чтение 1 главы, с особенностями воспитания, образования, светской жизни молодых дворян начала 19 века;
Цели:
создать у учащихся целостный образ Родины через восприятие и осмысление произведений искусства;
развить творческое воображение, понимание и уважение к красоте России через ее природу, привить интерес и любовь к своей стране;
Цели рока.
Подвести студентов к ответу на вопрос “В чём особенность жанра пьесы?”.
Увидеть художественное своеобразие пьесы “На дне”.
Цели:
формирование навыков самоконтроля;
совершенствование умений организовывать совместную деятельность при анализе художественного произведения;
Цели и задачи урока.
Знакомство с творчеством поэтессы И.П. Токмаковой.
Развитие творческих способностей детей.
Цель урока. Доказать, что Бородинское сражение является кульминацией романа Л.Н.Толстого “Война и мир”.
Тип мастерской: комбинированная мастерская построения знаний, творческого письма и ценностных ориентаций.
Цели:
Обучающая: расширить знакомство обучающихся с лирикой М.Ю.Лермонтова, познакомить с основными мотивами его лирики; помочь обучающимся проникнуться настроением стихотворений М.Ю. Лермонтова, почувствовать их поэтичность.
Цели:
познакомить с поэмой А.С.Пушкина "Цыганы",
приобщить учащихся к великим творениям поэта,
вызвать искреннее желание читать и перечитывать произведения А.С. Пушкина.
Межпредметные связи: история, изобразительное искусство.
Форма проведения урока: фронтальная, индивидуальная.
Методы проведения урока: эвристический, репродуктивный.
Тип урока: приобретение и обобщение знаний.
Методы урока: объяснительно-иллюстративный.
Цели урока:
образовательные:
показать роль лицейского периода в становлении личности Пушкина как поэта, приобщить учащихся к духовному миру юного поэта;
Цели:
представить учащимся жизнь и творчество Н.В. Гоголя, показать писателя как патриота и великого художника слова;
заинтересовать творчеством писателя;
Цели и задачи урока:
раскрыть идейное и художественное своеобразие поэмы А.С. Пушкина “Медный всадник”;
проследить развитие образа Петра Первого в творчестве А.С. Пушкина;
развивать умение работать с информацией, обобщать ее и систематизировать;
Цели и задачи:
Познакомить учащихся с поэтическим миром снов, различными точками зрения на природу их возникновения.
Выделить символическое значение сна для раскрытия идеи произведения.
Оборудование: портрет писателя, фотография М.Булгакова и его жены Елены Сергеевны, текст романа, песня В. Бутусова “Прогулки по воде”, “Толковый словарь русского языка” С.И. Ожегова, эпизод из х\ф В. Бортко “Мастер и Маргарита”.
Цели уроков:
– помочь учащимся понять смысл слова “эпоха” и особенность эпохи времен царя Ивана Грозного;
– расширить их лексикон посредством работы над устаревшей лексикой из прочитанных произведений;
1) Володя Казначеев.
1941 год: Весной закончил 5 класс.
Когда вместе с сестрой Аней он пришёл к партизанам, в отряде говорили: "Ну и пополнение!". Правда, узнав, что они дети Елены Казначеевой, той, что пекла хлеб для партизан, шутить перестали.
Цель урока.
Комментируя содержание 2, 16, 25, 26 глав романа М.А. Булгакова, показать, как строятся взаимоотношения героев.
Развивать монологическую речь, умение делать выводы, работать с текстом.
Цель:
Обучающая:
Объяснить мотивы поведения Базарова и роль конкретной сцены в идейном содержании романа;
Формировать умения и навыка организационной речи в истолковании и оценки эпизода;
Формировать навыки использования языковых особенностей жанра (сочинение-рассуждение);
Тип урока: Усвоение нового материала.
Задачи урока:
Образовательные:
- совершенствование умений сравнительного анализа поэтических текстов;
Литературная игра “Гастрономические пристрастия А.С.Пушкина”построена по форме интеллектуального турнира “Что? Где? Когда?”. Вопросы нацеливают на привлечение внимания к тем аспектам творческой жизни А.С.Пушкина, которые часто остаются на периферии предметного изучения, но вызывают большой интерес у старшеклассников и развивают творческие возможности.
Цели:
- расширить знания учащихся о фольклоре и традициях русского народа;
- воспитывать чувство любви к родной земле, ее прошлому;
- развивать “актерские” способности учащихся.
Цели.
Показать, как писатель изображает влияние любви на человека; мастерство Куприна в изображении мира человеческих чувств.
Раскрыть значение музыкального эпиграфа в рассказе.
Цели: углубить знания учащихся по изученным произведениям и жизни А.С.Пушкина; расширить кругозор учащихся; воспитывать интерес к творчеству великого русского поэта.
Цели образования: внести дополнительные сведения в представление учащегося о личности Н.А.Некрасова:
познакомить их с первым и последним любовными романами его жизни;
отметить особенности любовной лирики поэта;
помочь увидеть тесную взаимосвязь между жизнью и творчеством поэта.
Цель урока: познакомиться с жизнью и творчеством А.С.Грибоедова, увидеть личность писателя в отзывах современников, исследованиях биографов.
1. Организационный момент
2. “Я хочу быть понят моей страной…” (Жизнь и основные этапы творчества М. Маяковского)
2.1. Детство и юность В. Маяковского. Выступление с докладом подготовленного студента по
2.2. “Пощечина общественному вкусу”: начало творческого пути Маяковского
Цель. Закрепить и обобщить полученные учащимися знания на уроках литературы, обществознания, географии, экономики о человеке, его взаимоотношениях с миром и с самим собой, а также навыки ведения диспута и умения отстаивать свою точку зрения на примере романа Е. Замятина «Мы».
Задачи игры:
привить интерес к русским народным сказкам, литературным сказкам и к творчеству А.С.Пушкина;
развитие наглядно-образного, словесно-логического мышления, внимания,
памяти;
обогащение словарного запаса учащихся.
Цели:
знакомство с особенностями творчества А.С. Пушкина на примере повести «Пиковая Дама»;
осознание смысла и художественной формы произведения;
идейно-художественный анализ повест;