Начальная школа

Русский язык

Литература

История

Биология

География

Математика

Цель урока - раскрыть образ Родины и художественные средства его воплощения в лирике С.А. Есенина; познакомить обучающихся с особенностями творческого метода поэта;  показать народность творчества С. Есенина.

Задачи:

- образовательные: выявить особенности художественного мира С.А.Есенина, поэтического мастерства, воссоздать характер лирического героя, показать народность творчества поэта;

- развивающие: развивать навыки монологической речи, образное мышление, творческие способности и познавательную активность учащихся, совершенствовать навыки творческого восприятия и выразительного чтения произведений поэта, навыки самостоятельной работы;

- воспитательные: воспитать чувство любви к Родине, восхищение родной природой, воспитать духовно-нравственную культуру учащихся, формировать коммуникативную культуру, эстетический вкус учащихся как ориентир в художественном мире.

 

Методические приёмы:

- лекция преподавателя,

- сообщения учащихся,

- выразительное чтение стихотворений.

 

Оборудование:

1. Портрет Есенина.

2. Запись песни «Отговорила роща золотая».                                                                            

3. Сборники стихотворений.

4. Компьютерная презентация.

 

*(Предварительно учащимся были даны доклады и стихотворения для чтения наизусть).

 

Ход урока

1. Орг. момент.

2.Вступительное слово

Чувство Родины —

 основное в моём творчестве.

С. Есенин.

Учитель: Добрый день! Сегодня на уроке мы обратимся к творчеству замечательного русского поэта Сергея Александровича Есенина. “Откуда берутся таланты? От щедрот народных. Живут на земле русские люди – и вот избирают одного. Он за всех будет говорить – он памятлив народной памятью, мудр народной мудростью…”. Эти слова, принадлежащие В.М. Шукшину, как нельзя точнее характеризуют Сергея Есенина.   Удивительной была его судьба. За 30 лет, отпущенных ему на земле, Есенин успел так много, словно прожил огромную жизнь.   Есенину-поэту дано было видеть глубже, сильнее, иначе, чем Есенину-юноше, едва узнавшему большой свет. Сам поэт так определил свое призвание: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины — основное в моём творчестве».

Тема нашего занятия: тема Родины в творчестве Сергея Есенина. Наше занятие будет проходить в форме семинара. Мы с Вами поговорим:

- об истоках творчества С. А. Есенина;

- о теме Родины в стихотворениях о природе;

- и об олицетворении природы в философской лирике.

 (Школьники записывают в тетрадях тему, делают необходимые записи на протяжении урока)

 

3. Работа с классом. 

 

Учитель: Давайте обратимся с вами к первому вопросу семинара: биография поэта, истоки творчества.

(Выступление группы учеников с показом слайдов и комментариями о жизни и творчестве поэта).

 

Ученик: Перед нами портрет С.А. Есенина. “В поэте меня привлекали его голубые глаза и золотые кудри. Поражала его улыбка, необыкновенно мягкая и обаятельная”, - так писала поэтесса Мартьянова. Родился поэт 3 октября 1895 года в селе Константиново Рязанской области.

Родители – потомственные рязанские хлеборобы. Мать Татьяна Федоровна была неграмотной, но многие стихи сына знала наизусть и их пела. Отец Александр Никитич был образованным. Огромное и едва ли не решающее влияние на будущего поэта в юные годы оказала его мать, щедро наделившая сына песенным даром. “Ты одна мне помощь и отрада, ты одна мне несказанный свет”,– скажет Есенин позднее, с величайшим чувством благодарности, в своем исповедальном, широко известном “Письме матери”. Любовь к матери, к ее проникновенным песням Есенин сохранил и пронес через всю жизнь.

С 2 до 9 лет воспитывался в семье деда Титова. Бабка рассказывала сказки, а дед знал множество духовных стихов наизусть и хорошо разбирался в них.      

Вот в этой просторной бревенчатой избе когда-то жил поэт. Здесь все как прежде: деревянный стол с настольной лампой, венские стулья, самовар. Дом живет своей жизнью, здесь сейчас открыт музей, и каждый, кто переступит порог, словно переносится в те времена, когда в Константиново бывал великий поэт.

Сергей любил ходить с деревенскими мальчишками на ночное пасти лошадей, купаться, собирать ягоды, грибы и всегда любовался родной природой. “Уличная же моя жизнь, – писал поэт в 1924 году, – была непохожа на домашнюю. Сверстники мои были ребята озорные. С ними я лазил вместе по чужим огородам. Убегал дня на 2–3 в луга и питался вместе с пастухами рыбой, которую мы ловили в маленьких озерах, сначала замутив воду руками, или выводками утят. После, когда я возвращался, мне частенько влетало”.

В 1904 году Есенин пошёл в Константиновское земское училище. Ещё в нем начал писать стихи, его поэтический дар заметил учитель словесности Евгений Хитров и посоветовал заняться литературой, сблизиться с известными поэтами. Сегодня  стоит здание школы таким, каким оно было во времена Есенина.

В1909 году начал учёбу в закрытой церковно-учительской школе (ныне музей С. А. Есенина) в Спас-Клепиках. По окончании школы, осенью 1912 года Есенин прибыл в Москву, работал в мясной лавке, а потом — в типографии И. Д. Сытина.

В 1913 году поступил вольнослушателем на историко-философское отделение в Московский городской народный университет имени А. Л. Шанявского. Работал в типографии, имел контакты с поэтами Суриковского литературно-музыкального кружка.

Из рязанской деревни поэт уехал совсем молодым, жил в Москве, Петербурге, за границей, в родную деревню приезжал как гость. Именно разлука с родной землёй придала его стихам теплоту воспоминаний.

1916 год. Выходит первый сборник его стихов “Радуница”. О Есенине заговорили как о творце “дивных красок”, художнике слова с большим будущим. Во многих его стихотворениях воспевается красота окружающего мира. Среди написанных   лирических стихотворений широко известны цикл "Персидские мотивы" (сборник 1925), стихи "Письмо матери", "Собаке Качалова" и многие другие…    

Есенин чутко воспринимал этот радужный мир земной красоты.  Чудесные картины родной природы, вид из окна на церковь, религиозность бабушки, Натальи Евтеевны Титовой, - вот истоки необыкновенной поэзии Есенина.

Сколько раз позднее согревали и успокаивали поэта бесконечно дорогие его сердцу воспоминания детских лет! Вновь и вновь наполняли они его музу чувством любви к родине.

(Вместе с докладом параллельноидет презентация с фотографиями и рисунками, относящимися к биографии поэта).

 

Учитель:  Каковы же истоки народности поэзии С. Есенина?

 (“Малая родина” поэта была неиссякаемым источником вдохновения:

- Живописная природа Рязанской области.

- Богатый запас детских впечатлений.

- Окружала атмосфера народной поэзии.

- Долгая разлука с родными местами. )

 

Учитель: Как, на ваш взгляд, отражается тема Родины в творчестве поэта?

(Есенин – единственный среди  великих русских лириков поэт, в творчестве которого невозможно выделить стихи о родине в особый раздел.)

 

Учитель: Действительно, все, написанное им, проникнуто “чувством родины”. Как писал сам поэт: “Чувство родины – основное в моем творчестве”. Заметим, “не тема”, а “чувство”.  Например, в стихотворении “Гой ты, Русь моя родная” рисуется образ родины-рая. Именно рисуется, потому что Есенин – художник слова. Итак, прочитаем стихотворение «Гой ты, Русь моя родная…».

(Чтение учеником наизусть стихотворения, остальные – следят по тексту).

Гой ты, Русь, моя родная,

Хаты – в ризах образа...

Не видать конца и края –

Только синь сосет глаза.

Как захожий богомолец,

Я смотрю твои поля.

А у низеньких околиц

Звонко чахнут тополя.

Пахнет яблоком и медом

По церквам твой кроткий Спас.

И гудит за корогодом

На лугах веселый пляс

Побегу по мятой стежке

На приволь зеленых лех,

Мне навстречу, как сережки,

Прозвенит девичий смех.

Если крикнет рать святая:

"Кинь ты Русь, живи в раю!"

Я скажу: "Не надо рая,

Дайте родину мою".

1914

 

Учитель:  Какой предстает Родина в воображении С. Есенина?

(Есенин с любовью описывает незатейливый и привычный деревенский пейзаж. В стихотворении много эпитетов, метафор, сравнений, поэтизирующих русскую природу («как сережки» - сравнение, «только синь сосет глаза», «звонко чахнут тополя» - метафоры, «кроткий Спас», «низеньких околиц» - эпитеты). Читая стихотворение, понимаешь, что для лирического героя настоящее счастье – жить в России, о чем свидетельствует последняя строфа стихотворения.)

 

Учитель:  Только ли в стихотворении «Гой ты, Русь моя родная…» мы видим любовь к Родине? Приведите примеры.

(Нет, тема любви к Родине раскрывается в стихотворениях «Край любимый!», «Русь» (1914 г.):

Ой ты, Русь, моя родина кроткая,

Лишь к тебе я любовь берегу.

Весела твоя радость короткая

С громкой песней весной на лугу.

В стихотворениях о природе мы видим любовь автора к родной земле.)

 

(Чтение наизусть стихотворения «Сыплет черемуха снегом»).

 

Сыплет черемуха снегом,

Зелень в цвету и росе.

В поле, склоняясь к побегам,

Ходят грачи в полосе.

 

Никнут шелковые травы,

Пахнет смолистой сосной.

Ой вы, луга и дубравы,-

Я одурманен весной.

 

Радугой тайные вести

Светятся в душу мою.

Думаю я о невесте,

Только о ней лишь пою.

 

Сыпь ты, черемуха, снегом,

Пойте вы, птахи, в лесу.

По полю зыбистым бегом

Пеной я цвет разнесу.

 

Учитель: Как отражено чувство любви к Родине в этом стихотворении?

(Стихотворение "Сыплет черёмуха снегом" проникнуто чувством любви к пробуждающейся природе и взывает у каждого читателя положительные эмоции. Природа у Есенина живёт, действует, этому способствует её олицетворение ("Сыплет черёмуха", "Никнут травы"). А инверсии подчёркивают главную мысль – общение с природой приносит человеку незабываемые впечатления, делают его счастливым ("Никнут шёлковые травы", "Сыплет черёмуха снегом" и др). Риторические обращения придают образность стихотворению ("Ой вы, луга и дубравы", "Пойте вы, птахи", "Сыпь ты, черёмуха").  У Есенина весна - это что-то прекрасное, заставляющее радоваться жизни, любить каждое живое существо. Природа вечна, прекрасна и удивительна - именно это подчёркивает в своём стихотворении Сергей Есенин.)

 

Учитель: Что общего в этих стихотворениях?

(Тема любви к Родине. Россия рисуется как рай, стихотворения проникнуты восторгом и нежностью.)

 

Учитель: Какой изображена Россия в стихотворениях «Русь советская» (1924) и «Русь уходящая»? В чем трагизм стихотворений?

(Октябрьская революция вихрем пронеслась над Россией, ломая многих. Есенин выстоял, принял революцию, “но с крестьянским уклоном”. Специфика его восприятия революции заключалась в том, что он, как и многие представители русской интеллигенции, ждал прежде всего не политического переворота, а “революции духа”, надеялся на нравственное перерождение мира, России и отдельного человека, на улучшение жизни крестьян. Однако его ожиданиям не суждено сбыться: в стране началась гражданская война. Разочарование поэта и отразилось в данных стихотворениях:

 

Советскую я власть виню,

И потому я на нее в обиде,

Что юность светлую мою

В борьбе других я не увидел.

Что видел я?

Я видел только бой

Да вместо песен слышал канонаду…

(«Русь уходящая»)

 

Он чувствует себя в советской России чужим, лишним: «Моя поэзия здесь больше не нужна,/ Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен». Однако чувство любви к Родине не покидает поэта:

Но и тогда, когда на всей планете

Пройдет вражда племен,

Исчезнет ложь и грусть, -

Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким  «Русь».

(«Русь советская»)

 

 Учитель: Как различаются эмоциональный настрой и цветовая гамма в стихотворениях раннего периода творчества и позднего (1924 г.)?

(В стихотворениях раннего периода творчества (Край любимый!», «Гой ты, Русь моя родная…» и пр.) яркие краски, эпитеты, сравнения, метафоры: «Хаты – в ризах образа», «синь сосет глаза», «в зеленях твоих стозвонных». В более поздней лирике – трагические мотивы, серые, неяркие краски).

 

Учитель:  Какие наиболее известные стихотворения Есенина относятся к философской лирике?

( К философской лирике относятся стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу…», «Отговорила роща золотая…», написанные в 1924 году.)

 

Учитель:  История создания стихотворения  «Не жалею, не зову, не плачу…» такова. По признанию самого автора, это стихотворение было написано под влиянием одного из лирических отступлений в “Мёртвых душах”. Возможно, гоголевское восклицание “О, моя юность! О, моя свежесть!” и сожаление по поводу “невозвратно мелькнувшего” детства и молодости послужило побудительным толчком для создания есенинского шедевра. Но поэта волновала не столько утрата юношеской восприимчивости и любознательности, как Гоголя, сколько угасание всех чувств, охлаждение сердца. Отрывок из “Мёртвых душ” Гоголя, безусловно, не был единственным источником стихотворения. Традиционны сама тема прощания с юностью, и размышления о быстротекущем времени, и образы весны - молодости и осени – старости. В поэзии всех времён и народов мы находим бесчисленные вариации на эти темы.

 

(Чтение наизусть стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу…» (или запись песни).

 

Не жалею, не зову, не плачу,

Все пройдет, как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым.

 

Ты теперь не так уж будешь биться,

Сердце, тронутое холодком,

И страна березового ситца

Не заманит шляться босиком.

 

Дух бродяжий! ты все реже, реже

Расшевеливаешь пламень уст

О, моя утраченная свежесть,

Буйство глаз и половодье чувств!

 

Я теперь скупее стал в желаньях,

Жизнь моя, иль ты приснилась мне?

Словно я весенней гулкой ранью

Проскакал на розовом коне.

 

Все мы, все мы в этом мире тленны,

Тихо льется с кленов листьев медь...

Будь же ты вовек благословенно,

Что пришло процвесть и умереть.

 

 Учитель:  В чём  поэтическая идея стихотворения? Можно ли сказать, что в нем отражена любовь поэта к Родине?

(На первый взгляд стихотворение посвящено встрече со старостью, не случайно дважды повторяется слово “теперь”: “Ты теперь не так уж будешь биться” и “Я теперь скупее стал в желаньях”. Но чем дальше вчитываемся в стихотворение, тем больше убеждаемся, что большинство образов относится не к осеннему увяданию, а к весеннему цветению. И главной становится тема прощания с молодостью. Идея стихотворения - философские раздумья о жизни и смерти, о тленности всего сущего. Всё приходит, чтобы умереть. Таким образом, ещё раз подчёркиваем слияние человека и природы, которое отчётливо видно в творчестве С. А. Есенина. Природа в его стихотворениях – неотъемлемая часть Родины).

 

 4. Подведение итогов.

Учитель: Обратимся вновь к эпиграфу урока. Действительно ли, по определению самого поэта,  его «лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине», а «чувство Родины» — основное в его творчестве?

(Да, «чувство Родины» - основное в творчестве Есенина. Тема любви к Родине проходит красной нитью через все творчество поэта, отражаясь    в пейзажной,  любовной и философской лирике.) 

 

5. Выставление оценок.

 

6. Домашнее задание: поэма «Анна Снегина». 

 

Поиск

Поделиться:

Физика

Химия

Методсовет