Начальная школа

Русский язык

Литература

История

Биология

География

Математика

Тип урока: Урок проверки и коррекции знаний и умений.

Цели урока:

Воспитывающие:

воспитание интереса к классической литературе; воспитание культуры работы в группе.

 

Обучающие:

проверить знания обучающимися фактов биографии И.А. Крылова.

проверить освоение обучающимися знаний о басне как жанре литературы.

проверить знание текстов изученных басен И.А. Крылова, умение находить мораль басни, навыки выразительного чтения басен.

Развивающие:

развитие речи и творческого мышления обучающихся;

формирование коммуникативной компетентности (формирование умения взаимодействовать в коллективной деятельности, развитие таких навыков обучающихся, как выразительное чтение и умение строить собственное устное высказывание).

 

Планируемые образовательные результаты

Личностные:

умение сформулировать цели своей учебной деятельности;

умение формулировать и аргументировать собственное мнение;

осознание эстетической ценности литературы.

Предметные:

понимание морали басни;

восприятие и анализ текста;

умение определять жанр литературного произведения;

умение давать характеристику герою.

Метапредметные:

умение слушать учителя и друг друга;

умение применять полученные знания, умения и навыки на межпредметном уровне;

рефлексивное мышление, самооценка и самоанализ.

Методы и формы обучения

Эвристический метод, текстовые и информационно-коммуникативные технологии, проблемный метод, работа с учебником, групповая работа, анализ языкового материала, словесный метод, наглядный метод, вопросно-ответная форма работы, самоконтроль.

Оборудование

- Мультимедиа;

- Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2ч. Ч.1/ В.Я.Коровина, В.П. Журавлев, В.П. Коровин, И.С. Збарский. – М.: Просвещение, 2013. - 383 с.

Основные понятия

Басня, мораль, аллегория.

 

План урока:

I. Организационный этап

II.Мотивация учебной деятельности

III.Актуализация знаний.

IV. Проверка уровня освоения учебного материала.

V. Рефлексия учебной деятельности.

VI. Задавание домашнего задания.

Характеристика этапов урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

I. Организационный этап

Цель этапа:

проверить готовность  обучающихся, ихнастроя на работу.

Учитель приветствует учеников, настраивает их на продуктивную работу.

-Здравствуйте. Рада вас видеть. Надеюсь, что сегодняшний урок станет интересным для вас, позволит вам оценить прелесть басен И. А. Крылова, расширит ваши представления о жанре басни.

Обучающиеся приветствуют

учителя,

 демонстрируют готовность к уроку

Регулятивные:                         самоконтроль;

Коммуникативные: взаимодействие с учителем и сверстниками;

II. Мотивация учебной деятельности.

1. Проблемный вопрос.

2. Постановка темы и целей урока.

Цель этапа:

заинтересовать обучающихся, сформулировать тему урока, определить цели.

- Вспомните, что вы изучали на прошлых уроках?

- Сегодня у нас необычный урок, урок-игра, мы завершаем изучение басен И.А. Крылова.

- Какие цели мы можем поставить? Чего мы должны добиться к концу урока?

 

Отвечают на вопросы учителя.

- Басни Крылова.

 

- Обобщить полученные знания по теме «Басни И.А.Крылова».

- Развить интерес к дальнейшему

изучению творчества И.А. Крылова и

 басен в целом.

Познавательные:

– самостоятельное выделение, формулирование познавательной цели;

– постановка и решение проблем;

– построение речевого высказывания в устной форме.

Коммуникативные:

– планирование учебного сотрудничества со сверстниками.

Регулятивные:

– контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено.

III. Актуализация

 знаний.

Цель этапа:

проверить уровень усвоенной информации по биографии И.А.Крылова.

- Ребята, на дом вам задавали нарисовать иллюстрации к басням. Давайте посмотрим, как вы справились с этим заданием.

Проверка домашнего задания с комментариями к иллюстрации.

-На предыдущих уроках вы изучали биографию И.А.Крылова. Что вы можете сказать об этом баснописце?

- Когда родился И.А.Крылов? Где?

 

- Какие басни И.А.Крылова вам известны?

 

 

- Нарисовать иллюстрации к

басне Крылова (по выбору).

Показывают иллюстрации и

 комментируют свою работу.

 

 

 

 

 

Называют известные факты

 из биографии И.А.Крылова.

- 2 [13] февраля 1769 в Москве.

 

 

 

 

Перечисляют басни.

 

Познавательные:

– построение речевого высказывания в устной форме.

– постановка и решение проблем;

Коммуникативные:

– учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные:

– контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено.

IV. Проверка уровня освоения учебного материала.

Цель этапа:

освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности.

(Слайд 2) Для проведения игры нам необходимы3 команды (по рядам). Придумайте название вашей команды, чтобы оно соотносилось с названиями басен И.А.Крылова, которые вам известны (Слайд 3 – правила)

- (Слайд 4) Это игровое поле «Морского боя», состоящее из 16 квадратов. Каждый квадрат – это гиперссылка:

на задание (их восемь);

на слайд «Мимо» (их пять), в данном случае ход переходит к другой команде;

на слайд «Бонус» (их три), что даёт команде дополнительный балл.

 

-Конкурс «Знаете ли вы?».

Конкурс предполагает проверку знания статьи учебника по биографии И.А. Крылова.

Команде даётся право выбора вопроса. При неверном ответе ход может переходить к другой команде.

Время выполнения – 7 минут.

Оценивание – по 1 баллу за каждый правильный ответ.

Вопросы:

1. В каком году родился И.А. Крылов?

2. Кто занимался воспитанием И.А. Крылова?

3. Какому языку выучился И.А. Крылов в пятьдесят лет?

4. Перевод басни какого баснописца стал первым произведением И.А. Крылова?

5. Какой наградой был награжден И.А. Крылов в 1838 году?

6. Какой поэт писал об И.А. Крылове:«Россия радовалась и гордилась им и будет радоваться и гордиться им, доколе будет процветать наш народный язык и драгоценно будет русскому народу русское слово»?

 

 

Конкурс «Найди пару»

Для проведения конкурса необходимы карточки-имена героев басен, чистый (можно цветной) лист бумаги, клей-карандаш.

Обучающимся предлагаются перепутанные карточки с именами героев басен И. А. Крылова.

Задача: составить пары, которые звучат в названиях басен (Кукушка, Лисица, Стрекоза, Слон, Петух, Обезьяна, Осел, Ворона, Моська, Муравей, Зеркало, Мужик), наклеить пары на лист бумаги.

Время выполнения – 3 минуты.

Оценивание: 1 балл за каждую правильную пару.

 

Конкурс «Мораль сей басни такова…»

Для проведения конкурса необходима карточка-таблица (Приложение 1).

Угадай и запиши название басни по её морали.

Время выполнения – 5 минут.

Оценивание: по 1 баллу за каждую угаданную басню.

 

«Конкурс Знатоков».

Для проведения конкурса необходимы карточки; текст басни с пропущенными словами (одинаковыми по количеству) для каждой команды (Приложение 2).

Задача: восстановить тексты басенИ. А. Крылова, вписав пропущенные слова.

Время выполнения – 5 минут.

Оценивание: по 1 баллу за каждое правильно вставленное слово.

 

Конкурс «Блиц-турнир»

Задача: ответить на вопросы литературоведческого характера, дать определение терминам: басня, аллегория, мораль. Команде даётся право выбора «цены» вопроса (1,2 или 3 балла). При неверном ответе ход может переходить к другой команде.

Время выполнения – 5 минут.

 

Конкурс «Картинная галерея»

Задача: угадать, к какой басне относится иллюстрация.

Время выполнения – 3 минуты.

Оценивание – по 1 баллу за каждую иллюстрацию.

 

Конкурс «Угадай басню»

Задача: узнать, из какой басни взяты строчки.

Первой отвечает команда, выбравшая конкурс. Далее – по очереди. При неверном ответе ход может переходить к другой команде.

Время выполнения – 3 минуты.

Оценивание – по 1 баллу за каждую угаданную басню.

 

Инсценировка басен «Алло, мы ищем таланты»

Подготовленные ученики инсценируют басни (в конкурс задание не входит).

- В завершении нашей игры предлагаю составить синквейн на тему «Басня». Вы знаете, что такое синквейн?

Синквейн— это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. (Слайд 33)

Как строится синквейн?

Первая строка — тема синквейна, содержит в себе одно слово - существительное, которое обозначает предмет либо объект, о котором пойдет речь.

Вторая строка — 2 прилагательных, которые дают описание свойств и качеств выбранного в синквейне объекта либо предмета.

Третья строка – 3 глагола, описывающие отличительные действия объекта.

Четвертая строка — высказывание из четырёх слов, выражающее индивидуальное отношение создателя синквейна к описываемому объекту либо предмету.

Пятая строчка — 1 слово - вывод, характеризующие суть объекта либо предмета.

Команды по очереди называют

 квадраты.

Квадрат «Мимо» говорит о том,

 что ход переходит к другой команде, «Бонус» - дополнительный балл. Если выпадает слайд с заданием,

 то команде даётся право

первого ответа.

После выполнения всех заданий

подводятся итоги.

Выполняют задание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы:

1. 1769 г.

2. Мать.

3. Греческий язык.

4. Лафонтен.

5. Звезда ордена Святого Станислава.

6. П. Вяземский.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СЛОН

МОСЬКА

СТРЕКОЗА

МУРАВЕЙ

ЗЕРКАЛО

ОБЕЗЬЯНА

ОСЁЛ

МУЖИК

ВОРОНА

ЛИСИЦА

КУКУШКА

ПЕТУХ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы:

1. Ворона и Лисица.

2. Квартет.

3. Лебедь, щука и рак.

4. Свинья под дубом.

5. Стрекоза и муравей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы:

Команда 1: Бог, призадумалась, плутовка, сладко, шейка, право.

Команда 2: псарню, забияку, хлевах, запор, адом, угол.

Команда 3: красное, катит, помертвело, холодной, нужда, желудок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Басня – это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный смысл.

Как правило, имеет 2 части: основное повествование (сюжет) и мораль.

Основной художественный приём – иносказание (аллегория). Нередко носителем людского порока становятся животные.

Мораль- поучение, нравоучительный вывод, нравственное наставление.

Аллегория- иносказание, изображение какого-либо качества, понятия посредством образа. Связь между значением и образом устанавливается по сходству (например, лев — сила, власть или царственность, заяц – трусость и т.п.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы:

1. Ворона и лисица.

2. Слон и моська.

3. Стрекоза и муравей.

4. Лебедь, щука и рак.

5. Свинья под дубом.

6. Квартет.

7. Волк и ягненок.

8. Мартышка и очки.

9. Лисица и виноград.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Инсценировка басен.

 

 

Ответы:

1. Квартет.

2. Волк и ягненок.

3. Кот и повар.

4. Ларчик.

5. Лебедь, щука и рак.

6. Ворона и лисица.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные:

– построение логической цепи рассуждения;

– построение речевого высказывания в устной форме;

– извлечение необходимой информации из текстов.

Личностные:

– уважительное отношение к родному языку;

– формулировать и аргументировать собственное мнение;

– устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

– адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Коммуникативные:

– учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

 

V.Рефлексия учебной деятельности.

Цель этапа: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка своих результатов деятельности.

После подведения итогов (на слайде появляется надпись «Молодцы!») учитель обращается к строкам П.Вяземского:

Забавой он людей исправил, 
Сметая с них пороков пыль; 
Он баснями себя прославил, 
И слава эта – наша быль. 
И не забудут этой были, 
Пока по-русски говорят, 
Ее давно мы затвердили, 
Ее и внуки затвердят.

Детям задаются вопросы: 
- Как вы понимаете строки?
- Согласны ли вы с автором?

- Нравятся ли вам басни И.Крылова, почему?

 

Отвечают на вопросы учителя, аргументируя свои ответы, оценивают деятельность на уроке.

Познавательные:

–построение логической цепи рассуждения;

– постановка и решение проблем;

Коммуникативные:

– сотрудничество с учителем и сверстниками;

–уметь осуществлять самоконтроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

VI. Задавание домашнего задания.

 

Записывают домашнее задание.

Коммуникативные: взаимодействие с учителем и сверстниками.

 

Приложение 1

Басня.

Её мораль.

 

Одна из самых популярных басней И.А.Крылова, с детства известная

каждому, изобличает любовь к лести. Ожидающий неоправданных похвал

неизбежно встретит на своем пути того, кто воспользуется этим в своих

 интересах.

 

Это тот самый случай, когда от перестановки слагаемых результат

 не меняется. Кроме того, каждому делу учиться надо!

 

«Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет»: каждый

тянет в свою сторону, а воз остается на прежнем месте.

 

Малообразованный человек, «бранит науки и ученье», но в то же время

 нагло пользуется «плодами», готовой пищей в своё удовольствие.

 

В этой басне Крылов выражает народную мудрость, которая считает

труд основой жизни и благополучия и не прощает тех, кто бездельничает

просто так, по своей воле. Мораль басни перекликается с такими

пословицами, как: «Как потопаешь, так и полопаешь»,

«По работе и награда», «Летом пролежишь, так зимой с

 сумой побежишь», «Лентяй всем ненавистен» и т.п.

 

Приложение 2

Для команды № 1

ВОРОНА И ЛИСИЦА

Вороне где-то ___________ послал кусочек сыру;
На ель Ворона взгромоздясь, 
Позавтракать-было совсем уж собралась,
Да _________________, а сыр во рту держала.
На ту беду Лиса близехонько бежала;
Вдруг сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр,— Лисицу сыр пленил.
_______________ к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит,
И говорит так __________, чуть дыша:
«Голубушка, как хороша!
Ну что за ____________, что за глазки!
Рассказывать, так, _________, сказки!

 

Для команды № 2

ВОЛК НА ПСАРНЕ

Волк ночью, думая залезть в овчарню,
Попал на __________.
Поднялся вдруг весь псарный двор -
Почуя серого так близко _________,
Псы залились в _________ и рвутся вон на драку;
Псари кричат: "Ахти, ребята, вор!"-
И вмиг ворота на __________;
В минуту псарня стала ___________.
Бегут: иной с дубьем,
Иной с ружьем.
"Огня!- кричат,- огня!" Пришли с огнем.
Мой Волк сидит, прижавшись в ______ задом.

 

 

 

 

Для команды № 3

СВИНЬЯ ПОД ДУБОМ

Свинья под Дубом вековым
Наелась____________досыта, до отвала;
Наевшись, выспалась под ним;
Потом,_________ продравши, встала
И рылом подрывать у Дуба корни стала.

"Ведь это дереву вредит, -
Ей с Дубу__________говорит, -
Коль корни обнажишь, оно засохнуть может".
"Пусть сохнет, - говорит Свинья, -
Ничуть меня то не тревожит,
В нем проку мало вижу я;
Хоть век его не будь, ничуть не пожалею;
Лишь были б желуди: ведь я от них жирею".

"______________! - примолвил Дуб ей тут, -
Когда бы вверх могла поднять ты рыло,
Тебе бы видно было,
Что эти желуди на мне растут".
_____________ так же в ослепленье
Бранит науку и ученье
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их ___________.

 

 

Поиск

Поделиться:

Физика

Химия

Методсовет