Начальная школа

Русский язык

Литература

История

Биология

География

Математика

Цель:

- познакомить учащихся с задачами курса русской литературы в 9 классе; познакомить с понятиями классика и классическая литература; показать роль русской литературы первой половины XIX века в литературном процессе;

- развивать познавательный интерес, мышление, речь, память, эмоционально-эстетическое восприятие; совершенствовать аналитические навыки;

- воспитывать культуру чтения в рамках общей культуры личности.

 

Ход урока


I. Организационный этап

 

II. Актуализация

Пусть опрокинет статуи война,

Мятеж развеет каменщиков труд,

Но врезанные в память письмена

Бегущие столетья не сотрут.

В. Шекспир

 

1. Слово учителя

Знакомство с учебником, хрестоматией.

- Сегодня мы с вами начинаем изучать русскую литературу первой половины и середины XIX века. Это эпоха, которая выдвинула русскую литературу в авангард мирового литературного процесса, дала имена и литературные шедевры, ставшие классическими.

- А чтобы понять содержание курса «Русская литература первой половины XIX века», посмотрите в оглавление учебника. На какие части он поделен?

- Обратите внимание на то, что для изучения творчества каждого писателя даны учебные материалы, краткие сведения о писателях, которые помогут вам при изучении тем и в подготовке к урокам. В конце каждого раздела предлагаются интересные вопросы и задания.

Таким образом, учебник дает справочные материалы, вопросы, задания которые помогут глубже понять содержание произведений, своеобразие творчества изучаемых авторов.

От вас для освоения материала в этом году потребуется то же, что и всегда – своевременное чтение литературных произведений, совершенствование навыков анализа художественного произведения, различные формы работы на уроках и дома. Требования к ведению тетрадей и основные виды письменных работ вам известны, а со многим вам еще предстоит познакомиться и многому научиться.

В девятом классе мы с вами познакомимся с множеством интересных произведений, написанных авторами, знакомыми вам, и теми, которых вы еще не знаете. В процессе работы над произведениями мы должны научиться не только вдумчиво читать, но и видеть прекрасное в произведении, находить ответы на многие волнующие нас вопросы, понимать суть литературного процесса – то есть влияние жизни на литературу и литературы на жизнь, а также взаимосвязь литературных явлений в их диалектическом развитии как в русле русской литературы и культуры, так и в мировом контексте.

2. Беседа

- А сейчас я попрошу вас рассказать о книгах, прочитанных вами за лето.

- Кто из вас может назвать себя книголюбом?

- Почему вы любите читать книги?

- Может ли просмотр экранизации литературного произведения заменить чтение самой книги?

- Почему фильм и книга так отличаются друг от друга?

Кино – другой вид искусства, использующий свои, отличные от литературы, средства создания образности, художественной выразительности. Уже поэтому создатели фильма иначе подойдут к отбору сцен и эпизодов, способу показа героев. Кроме того, автор фильма имеет свое видение литературного произведения. И экранизация будет воплощать именно этот авторский замысел режиссера, а не всю палитру значений, заложенную в книге.

- Итак, мы с вами приходим к выводу, что просмотр экранизации литературного произведения может дополнить чтение книги, но не может его заменить, так как даже сюжет не может быть воплощен в кино полностью и до конца.

- Какие книги вам больше нравятся – современные или авторов минувших веков? Почему?

- Что из произведений русской литературы XIX века вы читали раньше? Вспомните и произведения школьной программы, и прочитанные самостоятельно.

- Какие из произведений XIX века вам особенно запомнились и почему?

 

III. Формирование новых понятий и способов действия

1. Беседа

- Сегодня мы с вами начнем разговор о литературе, которую часто называют «золотым веком» русской литературы. Это, как мы уже говорили, литература XIX века, во многом определившая роль всей русской литературы в мировом литературном процессе. Именно «золотой век» дал русской литературе то, что вывело ее на арену мировой литературы, создало имена, известные культурным людям всего мира. Это был прорыв, благодаря которому русская литература, за счет появления большого количества классических произведений, признана великой.

- А какие литературные произведения, по вашему мнению, называют классическими? Попробуйте дать определение, а потом проверим его по словарю.

 

IV. Применение. Формирование умений и навыков

1. Словарная работа

Из учебника (стр. 3) или словаря выпишите в тетрадь определение понятий классика и классическая литература.

Приведите примеры произведений русской литературы XIX века, которые вы считаете классическими. Обоснуйте свое мнение.

 

V. Лекция учителя, заполнение пустых мест в 3-х колонках таблицы. (приложение 1)

 

Период

Важнейшие

исторические события

в Европе и России

Общая характеристика

развития русской

литературы ХIХ века

I полови-на ХIХ века (1795 — первая половина 1850-х годов)

Открытие Царскосельского лицея (1811). Отечественная война 1812 года. Революционные и национально-освободительные движения в Европе.

Возникновение тайных декабристских организаций в России (1821—1822). Восстание декабристов (1825) и его поражение.

Реакционная политика Николая I. Гонения на свободомыслие в России. Кризис крепостничества, общественная реакция. Усиление демократических тенденций. Революции в Европе (1848—1849), их подавление

Освоение европейского культурного наследия. Внимание к русскому фольклору. Закат классицизма и сентиментализма. Зарождение и расцвет романтизма.

Литературные общества и кружки, издание журналов и альманахов. Принцип историзма, выдвинутый Карамзиным. Романтические устремления и верность идеям декабристов в творчестве Пушкина и Лермонтова. Зарождение реализма и его сосуществование рядом с романтизмом. Вытеснение поэзии прозой. Переход к реализму и социальной сатире. Развитие темы «маленького человека». Противостояние литера-туры «гоголевской школы» и поэтов-лириков романтического плана

II поло-вина ХIХ века (1852—1895 годы)

Поражение России в Крымской войне. Смерть Николая I (1855).

Подъем демократического движения и крестьянских волнений. Кризис самодержавия.

Отмена крепостного права. Начало буржуазных преобразований.

Демократические идеи народничества. Активизация тайных террористических организаций

Убийство Александра II. Усиление реакционной политики царизма. Теория «малых дел». Рост пролетариата.

Пропаганда идей марксизма.

Усиление цензуры и репрессии прогрессивных писателей (Тургенева, Салтыкова-Щедрина). Ослабление цензурного гнета после смерти Николая I. Развитие драматургии и реалистического романа. Новые те-мы, проблемы и герои. Ведущая роль журналов «Современник» и «Отечественные записки». Появление плеяды поэтов-народников. Открытие памятника Пушкину в Москве. Запрет на передовые журналы и возрастание роли развлекательной журналистики. Поэзия «чистого искусства». Обличение общественных порядков и социального неравенства. Рост сказочно-легендарных и фантастических сюжетов

 

VI.  Этап информации о домашнем задании

1.Прочитать и выучить новый материал наизусть

 


 

Период

Важнейшие

исторические события

в Европе и России

Общая характеристика

развития русской

литературы ХIХ века

I полови-на ХIХ века (1795 — первая половина 1850-х годов)

Открытие Царскосельского лицея (1811).

____________________________

Революционные и национально-освободительные движения в Европе.

Возникновение тайных декабристских организаций в России (1821—1822).

______________________________

_____________________________

Реакционная политика Николая I. Гонения на свободомыслие в России.

Кризис крепостничества, общественная реакция.

____________________________

____________________________

Революции в Европе (1848—1849), их подавление

Освоение европейского культурного наследия. Внимание к русскому фольклору. Закат классицизма и сентиментализма. Зарождение и расцвет романтизма.

Литературные общества и кружки, издание журналов и альманахов. _________________________________

_______________________________ Романтические устремления и верность идеям декабристов в творчестве Пушкина и Лермонтова. Зарождение реализма и его сосуществование рядом с романтизмом. Вытеснение поэзии прозой. Переход к реализму и социальной сатире ________________________________

_______________________________ Противостояние литера-туры «гоголевской школы» и поэтов-лириков романтического плана

II поло-вина ХIХ века (1852—1895 годы)

Поражение России в Крымской войне.

__________________________

Подъем демократического движения и крестьянских волнений.

Кризис самодержавия.

_____________________________

Начало буржуазных преобразований.

Демократические идеи народничества.

Активизация тайных террористических организаций

__________________________

Усиление реакционной политики царизма.

Теория «малых дел». Рост пролетариата.

Пропаганда идей марксизма.

Усиление цензуры и репрессии прогрессивных писателей (Тургенева, Салтыкова-Щедрина). _______________________________

_______________________________ Развитие драматургии и реалистического романа. Новые те-мы, проблемы и герои. Ведущая роль журналов «Современник» и «Отечественные записки». Появление плеяды поэтов-народников.

__________________________________. Запрет на передовые журналы и возрастание роли развлекательной журналистики. Поэзия «чистого искусства». Обличение общественных порядков и социального неравенства. Рост сказочно-легендарных и фантастических сюжетов

 

Период

Важнейшие

исторические события

в Европе и России

Общая характеристика

развития русской

литературы ХIХ века

I полови-на ХIХ века (1795 — первая половина 1850-х годов)

______________________________

________________________

Отечественная война 1812 года. Революционные и национально-освободительные движения в Европе.

____________________________

____________________________

____________________________

Восстание декабристов (1825) и его поражение.

Реакционная политика Николая I. Гонения на свободомыслие в России.

____________________________

____________________________ Усиление демократических тенденций. Революции в Европе (1848—1849), их подавление

Освоение европейского культурного наследия. Внимание к русскому фольклору. Закат классицизма и сентиментализма. Зарождение и расцвет романтизма.

__________________________________

_________________________________ Принцип историзма, выдвинутый Карамзиным. Романтические устремления и верность идеям декабристов в творчестве Пушкина и Лермонтова. Зарождение реализма и его сосуществование рядом с романтизмом. ________________________________ Переход к реализму и социальной сатире. Развитие темы «маленького человека». __________________________________

________________________________

II поло-вина ХIХ века (1852—1895 годы)

____________________________ Смерть Николая I (1855).

Подъем демократического движения и крестьянских волнений. Кризис самодержавия.

Отмена крепостного права. Начало буржуазных преобразований.

Демократические идеи народничества. ____________________________

Убийство Александра II. Усиление реакционной политики царизма. Теория «малых дел». ___________________________

Пропаганда идей марксизма.

Усиление цензуры и репрессии прогрессивных писателей (Тургенева, Салтыкова-Щедрина). __________________________________

________________________________ Развитие драматургии и реалистического романа. Новые те-мы, проблемы и герои. Ведущая роль журналов «Современник» и «Отечественные записки». Появление плеяды поэтов-народников. Открытие памятника Пушкину в Москве. Запрет на передовые журналы и возрастание роли развлекательной журналистики. ________________________________ Обличение общественных порядков и социального неравенства. __________

________________________________

________________________________

 

 

Поиск

Поделиться:

Физика

Химия

Методсовет