Начальная школа

Русский язык

Литература

История

Биология

География

Математика

Цели:

- рассмотреть, что чувствует и представляет лирический герой стихотворения;

- рассмотреть   художественное своеобразие поэтического текста;

-  обработка навыков анализа лирического произведения;

-  развитие творческих способностей учащихся.

Тип   урока.

Урок   изучения   нового   материала.

Метод:

Частично-поисковый.

 

Структура   урока:

1.Организационный   момент.

2.Организация    класса   к  учебной   деятельности.

3.Мотивация – этап   актуализации  субъектного  отношения   учащихся.

4.Этап   усвоения   новых   знаний. Анализ   стихотворения  А.А.Фета  «Воздушный   город».

5.Вывод. Подведение    итогов.

6.Информация   о   домашнем   задании.

 

Ход урока

 

  1. Оргмомент.

Вступительное слово учителя:

   - Понимание поэтического текста – это труд души.

     Классическая поэзия помогает обогатиться не только духовно, нравственно, но и постепенно поднимает на тот уровень, когда человек способен понимать, творить.

   Сегодня на уроке мы поговорим о поэтическом творении А.А. Фета. Его поэзия учит видеть, слышать понимать, любить мир, родную землю, её красоту. 

 

2.Организация    класса   к  учебной   деятельности.

 Беседа:

  - Какие стихи А.А. Фета привлекли ваше внимание, когда вы взяли в руки сборник?

  Обоснуйте свой выбор.

 

Выразительное чтение стихов А.А. Фета учащимися

 (С развёрнутым ответом на вопрос: «Что чувствовали представляли, читая это стихотворения?»).

 Вопрос ко всем учащимся: «Какие образные ассоциации вызывает у вас поэзия А.А. Фета?»

3.Мотивация – этап   актуализации  субъектного  отношения   учащихся.

 

Вопрос: «Каким вы представляете себе поэтический герб А.А. Фета?»

«Словесно-изобразительное сочинение» (ученики получают возможность выразить себя в рисунках и монологе).

  - Чья композиция наиболее удачно, точно передаёт поэтический мир Фета?

  - Каким вы видите лирического  героя в поэзии А.А. Фета?

  Комментирование плана-проспекта о творчестве А.А. Фета учащимися.

 

 Беседа:

  - В чем состоит художественное своеобразие поэзии А.А. Фета?

(Каковы характерные особенности лирики А. Фета?)

4.Этап  изучения   нового  материала. Анализ   стихотворения  А.А.Фета « Воздушный   корабль»

Беседа:

 - Любите ли вы наблюдать за плывущими облаками?

 - Какие вы при этом испытываете чувства?

 - Что представляете?

Лирический герой стихотворения А.А. Фета “Воздушный город” тоже любил наблюдать за облаками.

Цель нашего урока: рассмотреть, что чувствовал, представлял лирический герой стихотворения, художественное своеобразие поэтического текста, а для этого потребуются знания по теории литературы, ваш читательский и жизненный опыт.

 

Выразительное чтение стихотворения А.А. Фета “Воздушный город” (ученик)

 

Беседа:

  - Какие чувства испытывали вы, слушая это стихотворения?

  - Что себе представляли?

  - Какие художественные образы возникали?

  - Какие чувства испытывал лирический герой, с чем это связано?

 

 Анализ   стихотворения  А.А.Фета « Воздушный   корабль.

 

  - Составление таблицы ( Как описывает поэт художественные образы?)

     Художественные образы.                   Причудливый

     Хор облаков

     Кровли, стены

     Купола                                                   золотые

     Город                                                 мой, белый, знакомый, родной,

     Небо                                                       воздушное, розовое

     Земля                                                      темная уснувшая.

- Что вы можете сказать о лирическом герое, его мыслях? (Лирический герой-романтик, когда земля уснула, он выходит полюбоваться облаками).

 - Давайте понаблюдаем: «Какой приём звукописи использует автор в первой строфе?» (Ассонанс)

Его рассказ об увиденной картине, используя ассонанс, передает мелодию хора. (хор - хорошо организованная песня).

- Какой необычный эпитет автор использует в первой строфе? (Причудливый)

- Каково значение слова "Причудливый"?

- Посмотрите значение слова "Причудливый" в словаре Ожегова:

1. Вычурный, замысловатый.

2. Капризный, с причудами.

- В каком значении, по вашему мнению, использует автор это слово? В первом значении: облака создали замысловатую фигуру - город, второе значение: картина воздушного города не только замысловата, доступна лирическому герою, но и капризна: она в любой момент может рассыпаться, растаять. Облака не рассыпаются, но уплывают, оставив героя ни с чем.

- Подберите синонимы к слову "причудливый" (необыкновенный, сказочный, чудесный).

- Какую роль играет эпитет "причудливый"?

- Почему так назван хор? ( Так картины, созданные игрой облаков, сказочны, чудесны.)

- Что нового для понимания характера лирического героя дает вторая строфа? Воздушный город - это город мечты героя.

- Каково значение фразеологизма "создавать воздушные замки"? (сл. фразеологизмов)

- Вот так и воздушный город стал недоступен герою, хотя его образ превращается в навязчивую мечту.

- Почему герой называет город моим, родным, знакомым?

(Он не раз рисовал себе картину этого города. Город - это мечта именно героя, только его).

- Обратите внимание на цветовое оформление строфы. Как цвет помогает нам понять настроение и мысли героя? Мечта героя окрашена светлыми тонами: " белый город", " розовые небо". "Она чиста, и вдруг темная земля". Это не просто цветовой контраст, это еще и антитеза: чистая мечта героя и грешная земля, на которой нет места его белому городу.

- Сравните первую и вторую строфу. Прочитайте их внимательно, вдумчиво.

- Земля уснула - отсутствие жизни. (метафора).

Облака плывут - они полны жизни, а вместе с ними живет и герой.

- Очень грустно звучит последняя строфа. Исчезают облака, пропадает воздушный город, рушится мечта героя, он остается один на темной уснувшей земле.

- Как синтаксис помогает раскрыть основную мысль этой строфы? (С помощью инверсии выделяются слова "воздушный" и "плывет"). Мечта героя " воздушна", то есть, хрупка, уплывает на север. Антитеза "манит" - " не дает" подчеркивает трагедию героя.

- Как вы можете объяснить тире в последней строфе? (знак бессоюзного предложения, в котором второе часть противопоставлена первой).

- Можно ли сказать, что это стихотворение относится к пейзажной лирике? (Это философское стихотворение. Пейзаж - это только повод к размышлению о жизни, о мечте и действительности).

5.Вывод. Подведение    итогов.

Вывод. Особенности лирики Фета таковы, что пейзажная лирика переходит в философскую. Надо быть внимательным к слову, образу, чтобы понять стихи поэта.

Их нельзя читать между делом, в них надо вдумываться, чтобы проникнуться чувством автора.

 

6.Информация   о   домашнем   задании.

Домашнее задание: (дифференцированное).

А) написать мини-сочинение " Что такое  "музыка стиха"?

Б) Напишите словарную статью для "Словаря языка Фета"

( Каково содержание каждого понятие в разных контекстах?)

 

 

Поиск

Поделиться:

Физика

Химия

Методсовет