Начальная школа

Русский язык

Литература

История

Биология

География

Математика

Цель: 1. Познакомить учащихся с основными этапами жизни Тургенева, с предпосылками создания рассказа «Муму», а также с образом Герасима.

2. Развивать у учащихся умение составлять целостный образ героя из отдельных характеристик.

3. Воспитывать у учащихся интерес к творчеству Тургенева; а также критическое отношение к несправедливости по отношению к окружающим людям.

Тип урока: комбинированный

Методы и приёмы: слово учителя, работа с портретом, рассказ учителя, сообщения учащихся, выразительное чтение, ориентировочная беседа, анализ художественного произведения.

Оборудование: иллюстрации, классная доска, учебник.

 

                                               Ход урока

Организационный момент – 1 минута

Работа по теме урока

1.Знакомство с биографией Тургенева – 10 минут.

2..  Работа с эпиграфом:

«Этот человек необыкновенно умный, да и вообще хороший человек… Русь он понимает, во всех его суждениях виден характер и действительность».

В. Г. Белинский

3. Работа с портретом:

«Внешность Тургенева хорошо известна. Он был очень красив: высокого роста, крепко сложенный, с мягкими седыми кудрями. Глаза его светились умом и не лишены были юмористического огонька, а манеры простотой и отсутствием аффектации (неестественной возбуждённости)… Голова его сразу говорила об очень большом развитии умственных способностей… в особенности была замечательна беседа Тургенева. Он говорил, как и писал, образами».

                                  Пётр Алексеевич Кропоткин (русский князь)

 

4. Слово учителя:

                 Учитель: - Иван Сергеевич Тургенев провёл детство в имении Спасское-Лутовиново, расположенном недалеко от города Орла. Большой, почти в сорок комнат дом с колоннами стоял в саду; за домом роскошные цветники, тенистые аллеи, пруды. Около дома – постройки для дворни, насчитывавшей около трёхсот человек: повара, прачки, столяры, портные, кружевницы, мальчики для побегушек… Подальше - скотный двор, конный и птичий дворы.

В одной из галерей с колоннами помещалась большая библиотека. Были в усадьбе свои музыканты, актёры, давались иной раз и театральные представления, в которых часто принимал участие и маленький Ваня вместе с братьями (Николаем и Сергеем).

Семья, в которой он родился и вырос, могла бы служить выразительнейшим примером того, как крепостничество уро­дует характеры самих господ. Его мать, Варвара Петровна, - говорить нужно сначала и преимущественно о ней, потому что она была фактически главой дома, - происходила из бо­гатой провинциальной помещичьей семьи Лутовиновых. Судьба как будто нарочно позаботилась о том, чтобы эта жен­щина с детских лет и до самого замужества испытала на себе все превратности и все обиды, какие только могли быть изобретены в обстановке помещичьего всевластия и безответственности.

Для матери, вышедшей замуж за другого, ее дочь от первого брака оказалась помехой, а отчим издевался над падчерицей, по-видимому, просто потому, что за нее засту­питься было некому. В конце концов, девушка должна была бежать из дому. Кров она нашла у родного дяди - Ивана Ивановича Лутовинова. Но и там ее ожидало то же - надругательства. Кончилось тем, что старик деспот прогнал племянницу, и она должна была искать пристанища у чужих людей. Но вскоре дядя умер в одночасье, и она ока­залась наследницей всего его большого состояния, включав­шего в себя и то самое Спасское, которое известно теперь во  всем мире.               

Поздней осенью 1815 года в Спасское приезжал молодой, необычайно красивый отпускной кавалергард Сергей Нико­лаевич Тургенев. На Варвару Петровну он произвел сильное впечатление, и она сразу же приняла меры.

Отношения в этой семье определялись довольно строго. Иллюзий не было, Сергей Николаевич, должно быть, даже и не пытался посягать на прерогативы Варвары Петровны как полновластной и самовластной хозяйки всего семейного состояния. В доме царила атмосфера отчужденности и еле сдерживаемого взаимного раздражения. Супруги сходились, пожалуй, только в одном - в стремлении дать своим детям наилучшее образование. На это не жалели ни денег, ни соб­ственных усилий. Они внимательно следили за их прилежа­нием, входили во все подробности их ежедневных занятий и т. п. Уже в раннем детстве будущий писатель хорошо гово­рил и писал по-французски, по-немецки и по-английски; особое внимание в семье Тургеневых обращали на овладе­ние родным языком: судя по его письмам, двенадцатилет­ний Иван Тургенев достаточно свободно и непринужденно для своих лет умел выразить и неподдельную сердечность, и не по годам развитую наблюдательность, и свой врожденный юмор.

Но когда речь заходила о его детстве, Тургенев чаще всего вспоминал о том, в чем особенно резко сказывались крепостнические порядки и обычаи их семьи. Варвара Пет­ровна считала телесные наказания универсальной мерой внушения; само собой понятно, что предназначена она была прежде всего для крепостных.

За один недостаточно почтительный поклон она могла отдать любого из своих мужиков в солдаты, т.е. на 25 лет оторвать его от семьи, привычного уклада жизни, от родных мест. Воспитанница Варвары Петровны Варвара Николаевна Житова писала о ней так:

«Её властолюбие и требование поклонения ей простиралось не на одну её семью и не на один её крепостной люд. Она властвовала над всем, что окружало её и входило в какие-либо сношения с нею, и при этом она обнаруживала в себе редкую любовь и часто непонятную нравственную силу, покорявшую себе даже людей, не обязанных ей подчиняться. Иногда достаточно было её взгляда, чтобы на полуслове остановить говорящего при ней то, что ей не угодно слушать. При ней своего мнения, несогласного с ней, никто высказывать и не смел».

Мы видим, что Варвара Петровна была жестокой помещицей-крепостницей. Она и детей держала в трепете. Их секли за все: за невыученный урок, за не понятую взрослыми шутку или за невинную, пустячную шалость, сек­ли по подозрению и чуть ли не на всякий случай. Немало натерпелся от неё и любимый сын Ванечка. Позднее в одном произведении он отразил свои ощущения из детства:

«Он боялся её, боялся её светлых глаз, её резкого голоса; он не смел пикнуть при ней; бывало, он только что зашевелится на своём стуле, уж она и шипит: «Куда? Сиди смирно».

               Ученик:    - Мать щедро пользовалась розгой, самая невинная шалость дорого обходилась. Однажды она подвергла любимого Ванечку сильнейшей порке. При этом ребёнок даже не знал, за что его наказывают. «Сам знаешь, сам знаешь, за что я секу тебя», - приговаривала мать, совершая экзекуцию. Когда же он сказал, что всё-таки не знает, она вновь высекла его и заявила, что будет делать это каждый день, пока он не вспомнит и не покается в своём поступке. Тургенев вспоминал позже, что в страхе решил бежать из дома, и лишь вмешательство доброго немца-учителя заставило мать образумиться.

Обстановка дома, где властвовала ложь, лицемерие, деспотическое самодурство, внушала отвращение детской душе.

«Я родился и вырос в атмосфере, где царили подзатыльники, щипки, колотушки, пощёчины и пр.- писал Тургенев. – Ненависть к крепостному праву уже тогда жила во мне».

               Ученик:   - И вот однажды, правда, уже в годы юности, Иван Сергеевич решился на бунт против самодурства матери. Варвара Петровна невзлюбила крепостную девку Лушку и продала её крепостнице Медведице, которая отличалась ещё большим самодурством. На что уж крепко держала крепостных своих холопов Варвара Петровна, а по сравнению с Медведицей могла она почитаться помещицей ласковой и заботливой. И вот уже приехали забрать Лушку из Спасского. И Тургенев решил высвободить её, ему удалось её освободить и спрятать  на соседнем хуторе в семье своего старинного приятеля. Тургенев в страхе ждал маменькиной расправы, поскольку знал, что «не потерпит маменька этакого сыновнего бунта, ну да пусть… ненавижу! Ненавижу эту страшную жизнь, эти грязные дороги, этих сытых помещиков… Всё ненавижу!» Но гнева матери не последовало, поскольку на следующий день Иван Сергеевич слёг, и почти шесть недель он пролежал в постели под присмотром врачей. Варвара Петровна была согласна на всё, лишь бы её любимый сын Ванечка выздоровел. Встревоженная, огорчённая, почти испуганная, заходила она в комнату сына, смотрела на него и молилась за его выздоровление, поскольку очень любила Ивана.

               Учитель:   - Позднее, уже после смерти мужа, Варвара Петровна всю силу страсти и любви перенесла на младшего сына Ваню. И в этой любви тоже не была особенно счастлива. Любила она его исступленно, желала, если б можно было, постоянно видеть его подле себя, тосковала в разлуке. Однако пылкого ответного чувства  к матери сын не испытывал, поскольку живы были воспоминания о её жестокостях. Но порою он все-таки выказывал ей неподдельную любовь.

Но не всё так мрачно было в детстве и юности Ивана Сергеевича, были и отрадные воспоминания. Это природа родного края, это доброта простого русского человека, это раннее увлечение чтением. Среди дворовых Варвары Петровны нашёлся один человек, Леонтий Серебряков, большой любитель русской словесности. Он-то и научил Тургенева русской грамоте и приохотил к чтению. О своих уроках Иван Сергеевич писал:

«Невозможно передать чувство, которое я испытал, когда, улучив удобную минуту, он, внезапно, словно сказочный пустынник или добрый дух, появлялся передо мною с увесистой книгой под мышкой и, украдкой кивал длинным кривым пальцем и таинственно подмигивая, указывал головой, бровями, плечами, всем телом на глубь и глушь сада, куда никто не мог проникнуть за нами и где невозможно было нас отыскать! И вот удалось нам уйти незамеченными; вот мы благополучно достигли одного из наших тайных местечек; вот мы сидим уже рядышком, вот уже и книга медленно раскрывается, издавая резкий для меня тогда неизъяснимо приятный запах плесени и старья! С каким трепетом, с каким волнением гляжу я в лицо… Раздаются, наконец, первые звуки чтения! Всё вокруг исчезает… нет, не исчезает, заволакивается дымкой, оставляя за собою одно лишь впечатление чего-то дружелюбного и покровительственного! Эти деревья, эти зелёные листья, эти высокие травы заслоняют нас от всего остального мира; никто не знает, где мы, что мы – а с нами поэзия, мы проникаемся, мы упиваемся ею, у нас происходит важное, великое, тайное дело…»

 Позади осталось детство, настало время готовиться в университет, и вся семья переезжает в Москву. В 15 лет Тургенев блестяще сдал экзамены в Московском университете и стал студентом словесного отделения. Через год он переводится в Петербургский университет на филологический факультет. Уже в эти годы Тургенев создаёт свои первые  произведения. В 1838 году он отправляется за границу – продолжать образование в берлинском университете. Через 3 года Иван Сергеевич возвращается в Россию и скоре поступает на службу в канцелярию министерства внутренних дел. Но Тургенев служил «очень плохо и неисправно» и вскоре подал в отставку. Служебная лямка не для него. Иван Сергеевич себя всецело посвящает литературной деятельности. Ему удалось написать огромное количество художественных произведений: стихотворений в прозе, рассказов, повестей, романов, пьес.

 

Подготовка к читательскому восприятию – 7 минут.

1. Слово учителя:

              Учитель: - Реальные факты из жизни крепостных его матери, из жизни самого Тургенева легли в основу рассказа «Муму». А образы барыни и Герасима были навеяны реальными образами Варвары Петровны и её крепостного Андрея.

2. Сообщение ученицы об истории, послужившей основой для написания рассказа.

 

Первичная проверка читательского восприятия – 3 минуты.

Беседа:

Кто из героев понравился, кто - нет? Почему?

Что пережили лично вы, читая этот рассказ?

А нельзя ли было поступить Герасиму иначе, избежать гибели друга?

 

Углубление читательского восприятия – 15 минут.

1. Выразительное чтение эпизода:

                 Учитель:  - Давайте откроем учебники, где находится рассказ, и посмотрим, что мы узнаём о Герасиме уже на первых страницах произведения?

2. Беседа:

Вы прочитали, что Герасим был «двенадцати вершков роста». Как вы понимаете, сколько это?

Что общего между Герасимом и былинными богатырями?

               Учитель:   - Вы справедливо заметили, что между Герасимом и былинными богатырями было много общего, это: и внешность, и необычайная сила, и неистомная работа, Герасим – человек труда. А молчание придавало ему величие, мощь и силу. Оказавшись по воле барыни в городе, он исправляет свои обязанности исправно. Давайте прочитаем отрывок об обязанностях Герасима и его взаимоотношениях на барском дворе.

3. Чтение эпизода.

4. Беседа:

Как этот отрывок характеризует героя? Что нового можно добавить к характеристике Герасима, которую мы уже составили?

5. Работа с теорией литературы:

               Учитель:   - Обратите внимание на то, что, рассказывая о Герасиме, автор нередко использует сравнения.

Сравнение – это художественный приём, который определяет один предмет, явление, понятие при помощи соотнесения, сравнения его с другим предметом, понятие, явлением.

Например, «как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твёрдые мышцы его плечей», «топор так и звенит у него, как стекло», «Он вырос прямой и могучий, как дерево растёт на плодородной земле».

В последнем прочитанном отрывке мы встретили ещё одно сравнение: «он сам схаживал на степенного гусака».

6. Беседа:

Что подчёркивает автор этим сравнением?

Но Герасим – человек крепостной, подневольный. Как показывает Тургенев бесправное положение Герасима?

Что испытывает Герасим в первые дни пребывания в городе?

Можем ли мы судить об отношении автора к Герасиму? В каких словах это проявляется?

Какое отношение проявляется в этих словах?

                Учитель:   - Не только все в околотке уважали Герасима, но и автор. А теперь давайте дадим развёрнутую характеристику Герасиму на основе всего сказанного.

V. Подведение итогов урока – 2 минуты.

VI. Объяснение домашнего задания – 2 минуты.

Читать статью в учебнике о Тургеневе, подготовить конспект.

Какие новые стороны в характере Герасима раскрывается в его любви к Татьяне? (устно)

Подготовить пересказ близко к тексту эпизода «Находка Герасима».

Поиск

Поделиться:

Физика

Химия

Методсовет