Начальная школа

Русский язык

Литература

История

Биология

География

Математика

Цели:

- заинтересовать учащихся личностью М.И.Цветаевой; увлечь поэтическим творчеством;

- рассмотреть особенности поэтического мира М.И.Цветаевой, расширить знания о поэзии;

- продолжить работу над анализом поэтического текста, вырабатывая навыки самостоятельного и творческого мышления.

 

Оборудование к уроку:

 

Использование ИКТ: компьютерная презентация.

Запись романа «Мне нравится, что вы больны не мной». Запись вальса Е.Доги «Мой ласковый и нежный зверь…»

 

Методы.

 

Метод проблемного изложения.

 Частично-поисковый метод.

 

Структура     урока:

     1.Организационный   момент.

2.Проверка   домашнего   задания.

3.Актуализация  опорных  знаний.

4.Этап  усвоения  новых   знаний.

     5.Этап   закрепления    и  применения    знаний.

     6. Обеспечение    осмысления    учащимися   методов,  приёмов                анализа    художественного    произведения   для  содержательных    выводов   по  теме   урока.

7.Вывод. Подведение  итогов. Рефлексия.

8.Информация   о  домашнем   задании.

 

Ход урока.

1.Оргмомент.

Вступительное слово учителя о творчестве М.И.Цветаевой:

 

- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством русского поэта первой половины 20 века Марины Ивановны Цветаевой.

Она никогда не говорила о себе «поэтесса», всегда - поэт. В историю русской поэзии  вошла как тонкий лирик, глубокий психолог, яркая драматическая личность.

Её жизнь и творчество – выразительная страница нашей духовной жизни.

 

Звучит вальс Е.Доги из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь».

 

(Учитель читает стихотворение «Моим стихам, написанным так рано…»)

 

2.  Проверка   домашнего  задания.

   Беседа по творчеству М.И.Цветаевой:

 

- Настал, безусловно, час её стихам. Вчитываясь в её строки, вдумываясь в её слово, постигая переменчивые чувства лирической героини, мы восстанавливаем облик М.И.Цветаевой, её поэтический мир.

 

Цель урока:   

- Сегодня на уроке мы познакомимся с особенностями поэтического мира М.И.Цветаевой, расширим свои знания о поэзии, продолжим работу над анализом поэтического текста, вырабатывая навыки самостоятельного и творческого мышления.

- Насколько актуально, современно звучит для нас Цветаева сегодня?

- Каким вы представляете себе поэтический герб М.И.Цветаевой? (Защита поэтического герба.)

- Каким вы представляете себе поэтический сборник стихов Цветаевой? (Выставка поэтических сборников, их комментарий).

- Имя М.И.Цветаевой связано с Тамбовским краем. (Сообщение ученика).

 

3. Актуализация   опорных   знаний.

Выразительное чтение стихотворения «Тоска по Родине» и его анализ.

   Учитель:

а)- В творчестве М.И.Цветаевой нет темы больнее, чем тема России, нет единства прочнее, чем единство с духовностью, культурой своего народа. М.И.Цветаевой в письме к Тесковой (1930г.) восклицает: «Как вы глубоко правы – так любить Россию! Старую, новую, красную, белую – всю! Вместила же Россия – всё … Наша обязанность, вернее, обязанность нашей любви – её всю вместить».

Выразительное чтение стихотворения «Тоска по Родине!» (читает ученица).

 

б) Работа над выбранным заданием.

1. Какие слова в той или иной вариации повторяются в стихотворении?

2. Найдите однокоренные слова слову «родной».

Почему в стихотворении встречается целое родовое гнездо?

Какие пунктуационные знаки используются чаще всего? Каково их назначение?

Каким изобразительно-выразительным средствам отведена ключевая роль в произведении?

Что говорит лирический герой о своём социальном статусе?

Без каких строк, на ваш взгляд, стихотворение приобрело бы иной смысл? Что позволяет утверждать: для М.И.Цветаевой «родина» и «рябина» - семантически близкие понятия?

О чём это стихотворение? У М.И.Цветаевой есть такая строка: «Я любовь узнаю по боли…» Как можно было бы сформулировать идею стихотворения, если опираться на эти слова?

 

4.Этап  усвоения  новых   знаний.

 

Вступительное слово учителя:

 

а) – Страстно влюблённая в жизнь, заражённая неистовой творческой энергией, она рано ощутила тяжесть одиночества, непонимания. Усугублялось это и складом её натуры – мятежной, непокорной, склонной всегда и во всём идти наперекор общепринятым взглядам и вкусам. Такова Цветаева в жизни, такова она и в творчестве. Во всём необычна, непредсказуема.

Так какова же любовь у Цветаевой?

 

б) Выразительное чтение цитат, противопоставленных друг другу по тональности, из стихотворений о любви (читают ученицы).

- Поэтический образ М.И.Цветаевой уникален. Ознакомьтесь с цитатами, противопоставленных друг другу по тональности, из стихотворений о любви.

Цитаты о любви.

    1. «Мы с тобою лишь два отголоска:

Ты затихнул, и я замолчу.

               Мы когда-то с покорностью воска

Отдались роковому лучу.

Это чувство сладчайшим недугом

Наши души терзало и жгло.

Оттого тебя чувствовать другом

Мне порою до слез тяжело».

 

   2. «Не хочу ни любви, ни почестей:

         - Опьянительны. – Не падка!

Даже яблочка мне не хочется

 - Соблазнительного с лотка…»

 

      3. «Нельзя тому, что было грустью зыбкой,

Сказать: «Будь страсть! Горя, безумствуй, рдей!»

Твоя любовь была такой ошибкой, -

Но без любви мы гибнем, Чародей!».

                                                                                                                          4. «Как живется вам с простою

Женщиною? Без божеств?

Государыню с престола

Свергши (с оного сошед),

Как живется вам – хлопочется –

Ежится? Встается – как?

С пошлиной бессмертной пошлости

Как справляетесь, бедняк?»

 

 5.     «Откуда такая нежность?

И что с нею делать, отрок

Лукавый, певец захожий,

С ресницами – нет длинней?»

 

в) Работа в парах.

 

Задание: 1) Составьте ассоциативный ряд, возникающий после знакомства    с размышлениями о любви М.И.Цветаевой.

 

     5.Этап   закрепления    и  применения    знаний.

Беседа:

Ответьте на вопрос: «В чём особенность любовной лирики М.И.Цветаевой?» (слайд № 4)

У М.И.Цветаевой любить – значит жить. Любовь – «поединок роковой», спор, конфликт и чаще всего разрыв.

 

Учитель:

- Стихи М.И.Цветаевой мелодичны, задушевны, чарующи, к ним постоянно обращаются композиторы, и тогда они превращаются в удивительные по красоте романсы. Звучит песня «Мне нравится, что вы больны не мной…»

 

6.  Обеспечение    осмысления    учащимися   методов,  приёмов   анализа    художественного    произведения   для  содержательных    выводов   по  теме   урока.

Учитель:

- Лирика – род литературы, отражающий переживания, чувства, мысли автора в связи с жизненными впечатлениями, обстоятельствами; в лирическом произведении раскрывается внутренний мир человека.

На  ваш   взгляд, в  чём   состоит   особенность   поэтики  М.И.Цветаевой?

 

Постараемся ответить на этот вопрос путём анализа стихотворений.

 

Работа в группах.

 

Выразительное чтение стихотворения и выполнение заданий к тексту.

(У каждой группы разные стихотворения и задания).

 

I группа работает со стихотворением. «Что другим не нужно – несите мне!» (1918 год)

1 группа

 

Что другим не нужно – несите мне!

Все должно сгореть на моем огне! (очищение)

Я и жизнь маню, я и смерть маню

В легкий дар моему огню.

 

Пламень любит – легкие вещества:

Прошлогодний хворост – венки – слова.

Пламень – пышет с подобной пищи!

Вы ж восстанете – пепла чище!

 

Птица-Феникс я, только в огне пою!

Поддержите высокую жизнь мою!

Высоко горю и горю дотла,

И да будет вам ночь – светла!

 

Ледяной костер -  огневой фонтан!

Высоко несу свой высокий стан,

Высоко несу свой высокий сан –

Собеседницы и наследницы!

Вопросы

Объясните, зачем используются тире, восклицательные знаки? (конфликт, страсть)

Проанализируйте, в чем смысл оксюморонов? (путь поэта – подвижничество)

Аргументируйте свое понимание  стихотворной строчки: «Все должно сгореть на моем огне!»? (творчество)

Сопоставьте  образы лирической героини и птицы Феникс.

5. Интерпретируйте стих: «Прошлогодний хворост – венки –    

     слова»? (замечательная литературная традиция)

6.Истолкуйте  последнюю строчку. (Соответствие высокой литературной традиции)

Учитель:

- Поэт наделён особым духовным зрением. Он способен проникать в будущее с такой же свободой и лёгкостью, как в настоящее и в прошлое. Цветаева многое предвидела – и в своей собственной судьбе, и в судьбе любимых ею людей.

Одно из сбывшихся пророчеств – в стихотворении, посвящённом мужу, С.Я.Эфрону.

 

II группа работает со стихотворением «Я с вызовом ношу его кольцо» (1914 год)

2группа

Я с вызовом ношу его кольцо!

Да, в вечности – жена, не на бумаге! –

Чрезмерно узкое его лицо

Подобно шпаге.

 

Безмолвен рот его, углами вниз,

Мучительно-великолепны брови.

В его лице трагически слились

Две древних крови.

 

Он тонок первой тонкостью ветвей.

Его глаза – прекрасно-бесполезны! –

Под крыльями раскинутых бровей –

Две бездны.

 

В его лице я рыцарству верна,

Всем вам, кто жил и умирал без страху! –

Такие – в роковые времена –

Слагают стансы – и идут на плаху!

1914

Вопросы и задания:

Объясните наличие множества восклицательных знаков.(вызов)

Объясните, в чем особенности психологического портрета адресата лирического произведения?

Поразмышляйте над тем, какова роль последнего стиха в каждой строфе.(парадоксальный вывод)

Аргументируйте, почему стих «Две бездны» - самый короткий? (глаза-душа-гибель)

Объясните смысл и значение оксюморонов.(желание и невозможность самовыразиться)

Назовите самое существенное свойство души лирической героини.

         2группа

 

Я с вызовом ношу его кольцо!

Да, в вечности – жена, не на бумаге! –

Чрезмерно узкое его лицо

Подобно шпаге.

 

Безмолвен рот его, углами вниз,

Мучительно-великолепны брови.

В его лице трагически слились

Две древних крови.

 

Он тонок первой тонкостью ветвей.

Его глаза – прекрасно-бесполезны! –

Под крыльями раскинутых бровей –

Две бездны.

 

В его лице я рыцарству верна,

Всем вам, кто жил и умирал без страху! –

Такие – в роковые времена –

Слагают стансы – и идут на плаху!

1914

 

Вопросы и задания:

Объясните наличие множества восклицательных знаков.(вызов)

Объясните, в чем особенности психологического портрета адресата лирического произведения?

Поразмышляйте над тем, какова роль последнего стиха в каждой строфе.(парадоксальный вывод)

Аргументируйте, почему стих «Две бездны» - самый короткий? (глаза-душа-гибель)

Объясните смысл и значение оксюморонов.(желание и невозможность самовыразиться)

Назовите самое существенное свойство души лирической героини.

        

- В творчестве Цветаевой часто такое явление, как стихотворения – миниатюры, в которых вмещаются очень крупные темы, а это говорит о сверхмастерстве поэта.

 

III группа работает со стихотворением «Вскрыла жилы: неостановимо».

2группа

 

Я с вызовом ношу его кольцо!

Да, в вечности – жена, не на бумаге! –

Чрезмерно узкое его лицо

Подобно шпаге.

 

Безмолвен рот его, углами вниз,

Мучительно-великолепны брови.

В его лице трагически слились

Две древних крови.

 

Он тонок первой тонкостью ветвей.

Его глаза – прекрасно-бесполезны! –

Под крыльями раскинутых бровей –

Две бездны.

 

В его лице я рыцарству верна,

Всем вам, кто жил и умирал без страху! –

Такие – в роковые времена –

Слагают стансы – и идут на плаху!

1914

Вопросы и задания:

Объясните наличие множества восклицательных знаков.(вызов)

Объясните, в чем особенности психологического портрета адресата лирического произведения?

Поразмышляйте над тем, какова роль последнего стиха в каждой строфе.(парадоксальный вывод)

Аргументируйте, почему стих «Две бездны» - самый короткий? (глаза-душа-гибель)

Объясните смысл и значение оксюморонов.(желание и невозможность самовыразиться)

Назовите самое существенное свойство души лирической героини.

3 группа

 

Вскрыла жилы: неостановимо,

         Невосстановимо хлещет жизнь.

         Подставляйте миски и тарелки!

         Всякая тарелка будет мелкой,

         Миска – плоской. Через край – и мимо –

         В землю черную, питать тростник.

         Невозвратно, неостановимо,

         Невосстановимо хлещет стих.

1934

 

Вопросы и задания:

Объясните, почему в стихотворении нет деления на строфы?(порыв! Поток сознания)

Понаблюдайте, как передана здесь цветаевская страстность. (Повторы, придающие накал действию – «выхлесту» жизни и стиха).

Аргументируйте, что подчеркивают одни и те же слова, относящиеся и к жизни, и к стиху? (Неразрывность жизни, творчества и смерти художника, всегда живущего на последнем вздохе).

Определите, какой цветаевский мотив звучит в стихотворении. (Мотив вечного конфликта художника с непонимающим его «плоским» миром).

Прокомментируйте, как в стихотворении раскрывается цветаевская идея «сосуществования» времен.  (сосуществование прошлого и будущего – в настоящем; идея творения во имя будущего, по-цветаевски очень часто – мимо настоящего, вопреки сегодняшнему непониманию? («Через край – и мимо»).

Сделайте вывод, какова поэтическая идея стихотворения? (Осознание вечного круговорота бытия – смерть, питающая землю, - из которой растет тростник, - питает будущую жизнь, подобно тому, как каждый «пролитый» стих питает творчество настоящего и будущего).

 

Учитель:

- Она никому не подражала, стремилась ни у кого ничего не заимствовать.                                                                 

 

Особенности поэтики:

- эмоциональная напряжённость;

- сжатость мысли;

- богатство интонации

- упругость строки;

- быстрый ритм

- неожиданная рифмовка

- своеобразное использование тропов.

 Выразительное  чтение стихотворения «Уж сколько их упало в бездну».

 

Задание: 1) запишите «светлые» и «тёмные» слова. (6-7 слов)

                2) подчеркните по 3-4 наиболее важных для вас слов.

               Составьте предложения.

 

Учитель:

- Всё драматично переплелось и соединилось в жизненном пути Цветаевой: череда утрат и жажда обретений, бездомность, полынная горечь чужбины, чужестранность в родном краю, бесстрашие самоанализа и страсть самообмана. Но Марина Цветаева унесла «свой чёрный посох», нам же оставила «золотые листья» - стихи!

Стихи, которые излучают любовь, любовью пронизаны».

 

 

7.Вывод. Подведение  итогов. Рефлексия.

 

№\№

Ф. И. ученика

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Доволен ли ты, как прошел урок?

2 Было ли тебе интересно?

3 Сумел ли ты получить новые знания?

4 Был ли ты активен на уроке?

5 Ты с удовольствием будешь выполнять домашнее задание?

6 Учитель был внимателен к тебе?

7 Ты сумел показать знания?

8 Какую оценку ты бы поставил себе?

9 Какую оценку ты бы поставил учителю?

 

8.Информация   о  домашнем   задании.

  Дифференцированное домашнее задание.

I группа (сильные учащиеся): сочинение-миниатюра «Я читаю М.И.Цветаеву…»

II группа (средние учащиеся): составить тезисный план на тему: «Своеобразие лирики М.И.Цветаевой»

III группа (слабые учащиеся): придумать вопросы для анализа к         сборнику М.И.Цветаевой «Стихи к Пушкину»

 

Поиск

Поделиться:

Физика

Химия

Методсовет