Начальная школа

Русский язык

Литература

История

Биология

География

Математика

Концепция: Рассказанная история интересна, в первую очередь, своим примером, жизненным примером, примером становления, формирования характера, выработкой необходимых качеств, таких как: целеустремленность, преданность делу, терпеливость, храбрость.

Сценарий урока:

1. Постановка целей и задач урока.

«Мы теперь далеко-далеко,

Между нами поля и луга,

До тебя мне дойти нелегко,

А до смерти четыре шага…»

 

- Скажите, пожалуйста, какой праздник недавно отмечался не только в нашей стране, но и во всем мире?

-Какой ценой досталась эта победа? (Ценой жизни миллионов людей, каждый стремился внести свой вклад в общее дело, в победу. И,наверное, не осталось семьи, не затронутой общим горем)

Именно поэтому тема войны так широко представлена в литературе. Какие произведения о войне читали вы? Приведите примеры

-Скажите, каким произведением можем этот ряд дополнить?

-Предположите, чему будет посвящен сегодняшний урок?

(Сегодня поговорим об удивительном человеке большого доброго сердца, преданного своему делу до конца, отзывчивого, готового прийти на помощь в трудную минуту).

2. СЛОВАРНАЯ РАБОТА

Итак, в центре нашего внимания сегодня история жизни одной девочки, история формирования характера, становления личности

- А как вы понимаете слова личность, характер? Скажите, как мы можем себя проверить, правильно ли мы понимаем  значение слов? (по толковому словарю)

Личность – личность, -и, ж. 1. человек как носитель каких-н. свойств, лицо (в 3знач.). неприкосновенность, свобода личности. светлая л. роль личности в истории. установить чью-н. л. (узнать, что за человек, его имя; офиц.). 2. мн. обидные замечания, намеки (устар.). прошу без личностей. перейти на личности. ii прил. личностный, -ая, -ое (к 1 знач.; книжн.). личностные качества. (Ожегов)

Характер -  характер, -а, м. 1. совокупность психических, духовных свойств человека, обнаруживающихся в его поведении. сильный, волевой, твердый, смирный х. выдержать х. (сохранить твердость, не уступить в чем-н.). в характере чьем-н. (свойственно кому-н.). человек с характером (с твердым характером). человек без характера (слабовольный). сильные характеры (также перен.: люди с сильным характером). литературные характеры (персонажи с их характерными чертами). 2. отличительное свойство, особенность, качество чего-н. затяжной х. болезни.беседа делового характера. x. местности. (Ожегов)

-Давайте обратимся к словарным статьям, выделим ключевые слова в данных определениях

- Какие слова объединяют эти 2 определения? (свойства)

- Давайте подберем синонимы к этому слову (сторона, черта, признак, качество)

3. РАБОТА С ЭПИГРАФОМ

- Какими же качествами обладала главная героиня повести Гуля Королева? Как формировался ее характер на протяжении всего повествования? Прежде чем ответить на поставленные вопросы, обратимся к эпиграфу нашего урока. Что это за строки? Вспомните, как организовано повествование? Как вы понимаете слово «высота»? Сколько их? (приходим к выводу, что 4 шага до смерти – это и есть преодоление 4 высот жизни Гули Королевой ).

4. РАБОТА С ТЕКСТОМ

-Итак, мы выяснили, что высоты – это испытания на жизненном пути. Что помогало Гуле их преодолевать? (определенные качества). Для того чтобы выяснить, что это были за качества, предлагаю обратиться к рабочим листам.  Перед вами отрывки из повести, точнее взятие высот, но высоты не подписаны ваша задача: определить, какая перед вами высота и сделать вывод о том, какие качества характера проявляются в данных ситуациях.

Результаты работы: преодолевать высоты Гуле помогали такие качества, как целеустремленность, преданность делу, терпеливость, храбрость.

Мы знаем, чем закончилось взятие 4 высоты, можем ли говорить о том, что и эта высота взята? Почему?

5. СОЗДАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО  ПРОДУКТА

-Скажите, а когда Гуля приняла решение о том, что пойдет на фронт? Как поддерживала связь с родными? Кто и кому пишет письма в повести? Приведите примеры(Гуле пишут после выхода фильмов, Гуля пишет родителям мужа, Гуля пишет своим родителям, подруга сообщает о смерти Гули.  А что пишет сама Гуля? Предлагаю прочитать копию настоящего письма.

-О чем пишет Гуля? Что ее волнует, какие испытывает чувства? Приведите примеры. Какое настроение передает?

-Интересно, а что бы написали Гуле вы? Может хотели бы ее о чем-то спросить? Или выразить слова благодарности. И какого возраста будет «ваша» Гуля? Сейчас вам предлагается написать письмо Гуле Королевой. Выполнять задание можно на рабочих листах, на выполнение  - 7 минут

Послушаем, что получилось

6. РЕФЛЕКСИЯ

Итак, мы проделали с вами немалый путь на пути к достижению цели. Какой же запомнится вам Гуля Королева?

Для меня Гуля Королева – это_____

История Гули может меня научить_______

Характер – это______

Для меня главными качествами характера являются_____

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18 октября 42 г.

 Дорогие  мои!

...Очень обрадовалась Ежиным каракулькам. Жду с нетерпением его карточки. Но вы все собираетесь, и никак не вышлите ее мне. Вы все же поспешите. Ведь здесь живешь минутами.

Посылаю вам свою рожицу. Только вы не пугайтесь, я, ей-богу, не такая страшная. Этот снимок сделан после одного очень горячего боя. Но, как видите, у меня далеко не изможденный вид. Я думала, что на мою полноту хоть бой подействует. Ничего подобного, никакого впечатления. Я часто пою одну песню, очень мне слова нравятся:

Ты теперь далеко, далеко. Между нами поля и леса. До Уфы мне дойти не легко, А до смерти — четыре шага.

Вот и сейчас я сидела и пела ребятам, потом мне принесли открытку. Ветер завывает, свистит. Ночь. Где-то между облаками мелькает луна. Фрицы позабирались в окопы (они ночи боятся, как черт ладана) и для соб­ственного успокоения строчат из автоматов или по звездам, или в пустое пространство, так как не знают, куда стрелять.

Сегодня целый день с ночи сижу в роте, беседую с бойцами. И так как днем сюда подойти невозможно, то открытку мне доставили только сейчас.

Вчера была в деревне. Сидели с одной связисткой в кухоньке. Рядом разорвался снаряд, изрешетил осколками всю кухню. Девушку ранило и все лицо осыпало песком да с такой силой, что он глубоко въелся под кожу. А мне опять ничего. Я прямо удивляюсь. Мне везет, везет, да, кажется, когда-нибудь так повезет, что и света не увижу...

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Но «добрый конь» оказался злым и упрямым, когда на него посадили Гулю. Он рванулся с такой силой, что Гулю сразу откинуло назад и она чуть не полетела вниз головой. Её вовремя подхватили.

   – Вы идите рядом,– сказала Гуля режиссёру,– а я ещё раз попробую.

   Она уселась поудобнее и дёрнула поводья. Сивко не тронулся с места. Гуля сжала ногами бока лошади, но она не шелохнулась Красноармеец потрепал коня по загривку и сказал:

   – Чого ж ты, дурень? Ходы! Ходы швыдче!

   Гуля снова дёрнула поводья. Сивко вдруг затанцевал, отпрянул назад, и Гуля упала ему на шею. Её опять успели подхватить.

   Она покраснела.

   – Что, испугалась? – спросили её режиссёр и оператор.

   – Злякалась? – спросил красноармеец.

   – Злякалась,– сказала Гуля.– Думала – убьюсь.

   – Ну, может быть, хватит на сегодня?

   – Нет, давайте ещё,– ответила Гуля.

   То сдерживая, то подгоняя Сивка поводьями, она заставила его наконец слушаться. Упрямый Сивко понял, что ему не переупрямить маленькую наездницу.

   Учение повторилось и на другой день и на третий. А когда Гуля научилась ездить и шагом, и рысью, и галопом, на дорожке парка поставили высокий барьер.

   Смело и весело уселась Василинка в седло. Сивко сразу бросился вперёд, но перед самым барьером шарахнулся куда то в сторону. Гуля еле удержала его. Сивко брыкался, мотал головой, кусал удила. Гуля кое как усидела в седле и снова направила коня вперёд. Она неслась к барьеру, и ветер бил ей прямо в лицо. Сивко доскакал до цели и снова отпрянул в сторону. Он, казалось, во что бы то ни стало решил сбросить с себя эту лёгкую, но беспокойную ношу. У Гули закружилась голова. Она судорожно вцепилась в поводья.

   – Прекратить репетицию! – закричал в рупор режиссёр.

   Но Гуля не захотела сдаваться:

   – Ничего, у меня выйдет. Должно выйти! Она уселась покрепче, прилегла к шее коня:

   – Ну, Сивко, не выдай! – и опять помчалась к барьеру. Сердце у неё забилось ещё сильнее.

   Но Сивко выдал. Перед самым барьером он опять, в третий раз, шарахнулся вбок.

   – Брось, Гуля, не надо! – кричал режиссёр.

   Гуля ничего не слышала. Стиснув зубы, сжавшись словно пружина, погнала она коня галопом. Доскакав до барьера, она дала шенкеля, конь, не успев опомниться, сделал прыжок, и Гуля, точно на крыльях, взлетела куда то вверх. Секунда – и конь снова плавно бежал по дорожке.

   Барьер был взят. Так двенадцатилетняя Гуля взяла первую высоту в своей жизни.

 

Прочитайте данный эпизод. Определите, о взятии какой высоты идет речь?

Подчеркните слова, передающие эмоциональное состояние Гули.

Преодолеть эту высоту Гуле помогли следующие качества: ____________________________________________________________________________  _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

Несколько месяцев боролась Гуля с географией, историей, алгеброй, а главное – с собой.

Выучить как следует уроки на завтра, хорошо, с блеском ответить один раз было не так трудно. Но наверстать всё потерянное, пропущенное, вечно догонять, догонять, возвращаться назад, учить то, что другие уже давно выучили, – для этого и в самом деле нужно было много выдержки и терпения.

Подошли экзамены.

Балконная дверь и окна открыты настежь, и в комнату доносится медовый запах лип и акаций. Совсем близко, за поворотом тихой улицы, гремит и движется море. Не так-то легко усидеть в такой чудесный день дома, особенно когда тебе всего тринадцать лет и на берегу тебя ждёт лодка.

Но Гуля разложила на столе книги, на стене развесила географическую карту и вместе с подругами готовится к экзамену.

- Наша страна – самая большая из всех стран мира, – торжественно начинает она рассказывать первую главу учебника географии.

Гуля рассказывает, а подруги её, которым она придумала смешные прозвища – Лёля Пончик и Лина Блин, – тоже не теряют времени даром: Лина раскрашивает зелёным карандашом пальмы на набережной Батуми в учебнике географии, а Лёля рисует на обложке алгебраического задачника портрет почтмейстера Шпекина.

Гуля строго и пристально смотрит на Лёлю и Лину,

– По рисованию экзамена не будет, – говорит она, – а на географии вы провалитесь. Вы даже не слушаете, что я рассказываю.

Лёля и Лина откладывают в сторону карандаши.

– Ну что ты! Как это не слушаем! Рассказывай! Гуля крупными шагами прошлась из угла в угол.

– Чтобы проехать в курьерском поезде нашу страну с западной границы во Владивосток, надо ехать двенадцать суток…

– Вот бы хорошо! – задумчиво говорит Лина. – Едешь, едешь – и никаких тебе географий…

– Ну, положим, без географии далеко не уедешь, – говорит Гуля и открывает новую страницу в учебнике. – Теперь – моря. Хочешь ты поплавать по морям, Пончик?

– Я и так буду плавать на экзамене. Рассказывай ты, а я запомню.

Гуля долго рассказывает про моря, а Лёля и Лина, облокотившись на стол, слушают, как шумит за окном настоящее море.

– Выкупаться бы! – вздыхает Лина.

– Погоди, – говорит Гуля, – успеешь. Теперь – горы. Рассказывай ты.

– Я? – пугается Лина. – Я знаю только животный мир тундры.

– Сама ты тундра! Ну, не ленись, рассказывай.

– Ты начинай, а я потом…

Втроём, время от времени заглядывая в книжку, они одолевают горы.

– Жарко! – стонет Лёля. – Ну пойдём хоть разочек выкупаемся. Голова свежее станет!

– Нет, – неумолимо отвечает Гуля. – Заниматься так заниматься! Надо пройти всю географию.

– Всю! Зараз! А завтра?

– Завтра будем повторять.

– А когда же купаться? Гуля ничего не ответила.

До пяти часов вечера она продержала Лёлю и Лину в комнате. Когда она наконец захлопнула книгу, они даже не поверили своему счастью.

– Неужели кончили, Гуля?

– Кончили! Теперь – к морю! Вы что – думаете, мне не хотелось купаться? Ещё больше, чем вам.

И все три девочки наперегонки помчались по переулку в ту сторону, откуда доносился тяжёлый, гулкий морской шум. Белая с красной полосой лодка отчалила от берега.

– Пусть она сама плывёт, – сказала Гуля и, подняв весло, легла на корму.

Упругие зелёные волны мерно приподнимали и опускали лодку. Солёный ветер свежей ладонью прикасался к разгорячённым щекам девочек, трепал их волосы и воротники.

Гуля жадно глотала вкусный морской воздух.

– Ой, девочки, – сказала она, – как хорошо, как интересно жить на свете!

– Да, было бы хорошо, – вздохнула Лина, – если бы только экзаменов не было.

Гуля на минуту задумалась.

– А я люблю экзамены, – сказала она медленно. – Хоть и страшновато бывает, а хорошо.

– Гулька, ты врёшь!

– Нет, честное слово, не вру. Знаете, девочки, у меня перед экзаменом такое чувство бывает, как перед прыжком в воду. И холодно, и страшно, а прыгнешь – и сразу станет жарко и весело.

Лёля пожала плечами:

– Ну, кому весело, а кому и не очень.

– А это от тебя зависит, чтобы было очень.

Домой она влетела, как буря.

– Мама! «Отлично»! – крикнула она ещё с порога.

И вдруг, словно пораженная какой-то неожиданной мыслью, Гуля замолкла и села у стола, опустив голову на руки.

– О чём ты, Гуленька? – спросила мама.

– Не знаю, как тебе сказать, – ответила Гуля задумчиво. – Грустно немножко.

– Грустно? – удивилась мама. – Отчего же? Ведь ты сегодня победительница.

– Да нет, не грустно. Я не так сказала. Пусто как-то. Вот понимаешь, столько дней я спешила, гнала, боялась не успеть. А теперь будто с поезда на ходу спрыгнула. Приехали! Некуда дальше.

Мама покачала головой.

– Что ты, Гуля! Какое там приехала – твоя дорога только начинается. Разве ты сама не чувствуешь?

– Да, конечно, – сказала Гуля. – А знаешь, мама, сегодня на экзамене мне почему-то вспомнилось, как я барьер брала. Помнишь, в «Дочке партизана»? Сивко меня чуть не сбросил тогда. И сбросил бы, если бы я на него не рассердилась как следует.

– А теперь ты на кого рассердилась?

– На себя… Шутка ли сказать, до того дошло, что ты мне чуть-чуть репетитора не наняла! Репетитора!..

 

 

 

 

Прочитайте данный эпизод. Определите, о взятии какой высоты идет речь?

Подчеркните слова, передающие эмоциональное состояние Гули.

Преодолеть эту высоту Гуле помогли следующие качества: ____________________________________________________________________________  _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бело-голубой кафель бассейна сверкал, залитый электрическим светом. Гуля быстро разделась в кабинке и, как обычно, в купальном костюме поднялась на высоту трёх метров.

– Сегодня будем прыгать с пяти метров! – крикнула ей снизу Олеся.

– С пяти? – спросила Гуля. – Ну хорошо.

И она поднялась по лестнице ещё на два метра выше, чем раньше. Оказавшись на площадке, она машинально хотела было ухватиться за перила, но перил не было. И от этого Гуле показалось, что площадка по крайней мере вдвое выше, чем была на самом деле.

У Гули слегка задрожали ноги.

Но снизу уже послышалась команда:

– Прыгай!

И, сделав над собой усилие, Гуля стремительно разбежалась, подпрыгнула, распростёрла руки, как крылья, и полетела вниз… Она летела, вся вытянувшись, словно ласточка. Мгновение – и она врезалась головой в воду. Целый фонтан брызг поднялся там, где до этого спокойно блестела водяная гладь.

– Добре, добре! – весело закричала Олеся. – Только ты не рассчитала высоты, и оттого получились брызги. Толчок сделала такой же, как с трёх метров. Вот потренируешься, тогда и этот недостаток устраним.

Гуля снова поднялась на вышку и прыгнула так, как её учила Олеся.

– Отлично, видминно, – сказала инструкторша.

– Теперь можно идти? – спросила Гуля.

– Можно. Иди наверх.

– Наверх? Зачем наверх?

– Прыгать!

– С трёх метров, – спросила Гуля, – или ещё раз с пяти?

– Нет. С восьми.

– С восьми?!

– А что, боязно?

– Боязно, – призналась Гуля. Олеся улыбнулась:

__ Научишься – будешь прыгать и с десяти.

– Никогда не научусь, – шёпотом сказала Гуля и вздохнула. – Ну что же, попробую с восьми.

Она пошла вверх по лестнице. Вот площадка высотой в три метра, с которой Гуля ещё недавно училась прыгать, вот следующая – пятиметровая. Значит, ещё выше.

«Ух, как высоко! – подумала Гуля. – Убьюсь!» Сердце у неё замерло, когда она взглянула с восьмиметровой вышки вниз.

Ей казалось, что она стоит на крыше трёхэтажного дома.

«Восемь метров, – соображала Гуля, – да еще глубина бассейна четыре, всего – двенадцать метров!»

Сквозь прозрачную толщу воды светилось дно бассейна.

«Нет, не могу, – подумала Гуля, – страшно…»

Но снизу уже послышалась команда Олеси:

– Прыгай!

– Олеся! – крикнула Гуля не своим, дрогнувшим голосом. – Я не могу!

Снизу раздалось ещё повелительней:

– Прыгай!

Гуля стиснула зубы.

«Я сказала им в райкоме, что постараюсь совершить смелый поступок, – мелькнуло у неё в голове, – а теперь „не могу“… Нет, стыдно. Не боюсь!»

И, зажмурив глаза, она опять разбежалась по площадке, подпрыгнула и снова полетела, как птица, с распростёртыми, будто крылья, руками.

Она летела всего несколько секунд, но эти секунды показались ей бесконечно длинными.

– Ой, как долго я летела! – сказала Гуля, высовываясь из воды и отфыркиваясь.

Олеся махала ей со ступеньки рукой.

– Если так у тебя пойдут дела, – сказала она, – то к Восьмому марта пойдёшь на разрядные соревнования.

Гуля закинула голову и взглянула наверх – на восьмиметровую вышку.

– А можно мне прыгнуть ещё разок? – спросила она.

– Хоть сто раз! – весело ответила Олеся. – Нынче разок, завтра – два, а потом и ещё девяносто восемь.

Гуля снова поднялась на восьмиметровую площадку и уже без всякого страха, словно у неё и на самом деле крылья выросли, легко оторвалась от дощатого помоста и прыгнула вниз, в прозрачную воду.

 

 

Прочитайте данный эпизод. Определите, о взятии какой высоты идет речь?

Подчеркните слова, передающие эмоциональное состояние Гули.

Преодолеть эту высоту Гуле помогли следующие качества: ____________________________________________________________________________  _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Всю ночь не утихал бой. Наступило утро.

Гуля стояла теперь недалеко от пулемётчика Гре-щенко. Пулемёт его строчил не умолкая.

– Молодец, Митя! – кричала Гуля, подбадривая его. – Так их, дьяволов! Митя, смотри, наши танки пошли! Танки!

Грещенко, не отрываясь от пулемёта, что-то закричал в ответ, но слов его нельзя было разобрать. И вдруг его пулемёт замолчал.

– Митя, что же ты?

Она положила автомат и побежала к Грещенко. Он лежал, приникнув головой к своему пулемёту. Из-под шапки по лбу струилась кровь. Гуля схватилась за свою санитарную сумку, но это было уже не нужно. Она бережно опустила отяжелевшую голову на землю, поцеловала убитого Митю в лоб и заняла место у его пулемёта.

И вдруг Гуля увидела, как в нескольких шагах от неё, вскинув руки, упал навзничь Плотников. Превозмогая боль в ноге, Гуля подскочила к нему, нагнулась.

– Товарищ капитан! Ванечка! – крикнула она, забыв в эту минуту, что говорит с командиром батальона. – Голубчик! Сейчас перевяжу! Легче будет. Потерпи.

Плотников тяжело и громко дышал. Гуля выхватила из сумки бинт и быстро сделала перевязку.

А немцы уже двигались снова. Подходили всё ближе, ближе…

Оставив раненого на месте, Гуля бросилась опять к пулемёту. Меткой очередью остановила она тех, что подбирались с её стороны. Немцы залегли. Но вот пулемётный диск кончился. Она пошарила вокруг себя и поняла: стрелять нечем. Вся надежда на гранаты.

Гуля вырвала гранату из-за пояса. Крепко сжала её в руке и приготовилась… А ну, подойдите, подойдите! И в зтот миг она почувствовала, что левая рука у неё стала немая, тяжёлая, словно не своя, и рукав наполнился чем-то горячим и липким. Закружилась голова.

«Только бы не упасть!» Гуля стиснула зубы, ещё крепче зажала ручку гранаты и, подпустив немцев поближе, метнула её. Хорошо!.. Точно!..

Гуля вытащила вторую гранату, последнюю. Эту уже нельзя было бросать – её нужно было оставить для себя, чтобы не сдаться врагу живой…

Ноябрьская вечерняя мгла со всех сторон обступила высоту. И, почти сливаясь с этой мглой, чёрные на сером, надвигались всё ближе и ближе фигуры немцев…

И вдруг где-то совсем рядом в темноте раздались голоса. Как будто русский говор! Свои… Вспыхнула ракета, брошенная врагом, и осветила белым светом приближающийся полк красноармейцев. Это был ещё один полк дивизии – 788-й.

«Подкрепление!» – поняла Гуля.

Да, это было подкрепление. Полк продвигался к высоте. Но он был ещё далеко. А с высоты под натиском врага откатывалась рота первого батальона. Командира с ней не было. Осколком немецкого снаряда его убило наповал.

И опять какой-то стремительный порыв словно подхватил Гулю. Она забыла боль, усталость, страх – всё на свете.

– Товарищи! – закричала она и словно издали услышала свой сильный и звонкий голос. – Я – первая на штурм! Кто за мной? В атаку, вперёд! За Родину!

– Вперёд! – подхватил один голос.

– За Родину! – гулко отозвались десятки голосов. Гуля, нагнувшись, пробежала несколько шагов и вдруг будто споткнулась, поднялась и снова упала. Троянов обернулся, положил автомат на землю.

– Гуля! – окликнул он её. – Да что же это с тобой?

Но она не отвечала.

 

 

Прочитайте данный эпизод. Определите, о взятии какой высоты идет речь?

Подчеркните слова, передающие эмоциональное состояние Гули.

Преодолеть эту высоту Гуле помогли следующие качества: ____________________________________________________________________________  _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Поиск

Поделиться:

Физика

Химия

Методсовет