Начальная школа

Русский язык

Литература

История

Биология

География

Математика

Цели: познакомить учащихся с со вступлением к поэме «Руслан и Людмила» А.С.Пушкина, добиться понимания его содержания; развивать умение переводить зрительную информацию в словесную; совершенствовать навыки выразительного, правильного и беглого чтения; прививать любовь к русской поэзии.

  Планируемые результаты: учащиеся должны уметьпрогнозировать содержание материала; читать произведение вслух с постепенным переходом на чтение про себя; выделять и называть волшебные события и предметы в поэтическом тексте.

Формирование универсальных учебных действий на уроке:

Личностные:

1.Положительное отношение к учению, учебно-познавательный интерес, готовность преодолевать трудности;

4.Эстетические чувства, в т.ч. чувство точного, яркого слова.Регулятивные (способность организовать свою деятельность):

1.Понимать, принимать и сохранять учебную задачу;

3.Адекватно оценивать свои достижения;

4.Контролировать процесс и результаты деятельности, вносить

Коррективы.

Познавательные (искать, получать и использовать информацию):

 

 

Ход урока

 

1.Организационный момент

Настроение у нас – отличное,
А улыбки – дело привычное,

Пожелаем друг другу добра,
Ведь урок начинать нам пора!

 

 

 

 

 

2. Постановка цели урока. Актуализация знаний

 

Предварительная беседа.

Величайший русский поэт А.С. Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве. Начальное образование, воспитание получил от гувернантов-французов, бабушки Марии Алексеевны Ганнибал, которая научила Сашу читать и писать по-русски, и любимой няни Арины Родионовны, рассказавшей будущему поэту много замечательных сказок. Окончил Царскосельский Императорский лицей и был принят на государственную службу. Основное время посвящал литературному творчеству. А.С. Пушкин написал много сказок, которые до сих пор любят взрослые и дети».

- Всего сказок у А. С. Пушкина пять: ·«Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Сал­тане», «Сказка о золотом петушке». Еще сказкой считают и сказочную поэму «Руслан и Людмила».

- Кто слышал эту сказку? О чем она?

(О том, как злой волшебник унес со свадьбы невесту Руслана - Людмилу.

О том, как он и еще три жениха Людмилы отправились ее искать, об

их приключенuяx и счастливом конце.)

- Эту поэму А.С. Пушкин написал в 1820 году, когда ему было 20 лет, а вступление к ней - в 1824.

Но прежде, чем начать читать, давайте сделаем небольшую гимнастику для глаз.

Закройте глаза. Отдых 10-15 сек. Откройте глаза. Повторить 2-3 раза.

Движение глазными яблоками:

- глаза вправо –вверх;

- глаза вправо - вниз;

- глаза влево – вверх;

- глаза влево – вниз.

Повторить 3-4 раза. Глаза закрыть. Отдых 10-15 секунд.

 

2. Чтение статьи на с. 84 учебника.

- Какие сказки и стихи А. С. Пушкина вам читали дома?

- Какие вы прочитали самостоятельно?

- Как всегда называли Пушкина?

- А теперь давайте немного отдохнем и поиграем. На доске у меня есть изображения к самым известным сказкам Пушкина, я вам буду читать отрывки из сказок, а вы вспомните и попытаетесь мне ответить как называются эти сказки.

Чтение отрывков с. 85

 

Первая физминутка.

Руки у груди поставим.

Три рывка назад локтями.

Руки в замочек за спинкой сожми,

Вверх поднимай, сильно спинку согни.

И головой теперь покрути –

Лень и усталость скорей прогони.

 

Изучение нового материала

 

- Я прочитаю вам отрывок, а вы следите по тексту, прислушивайтесь,

делайте легкие пометки карандашом в тексте, если встретятся

непонятные слова.

 

Чтение стихотворенья учителем

- Скажите, можно ли по этому вступлению к знаменитой поэме Пушкина догадаться, что в ней будет много сказочного, волшебного?

Словарная работа.

- Что такое Лукоморье? Кто знает?

- Представьте себе лук и стрелы. Когда тетива лука натянута: то лук сгибается. Так же изогнут и берег моря - Лукоморье. Получается залив (учитель рисует на доске).

Слова - «златая», «песнь», «брег», «чредой» - старые, вы­шедшие из употребления формы слов. Попробуйте узнать эти слова.

(Золотая, песня, берег, чередой - по очереди.)

 

Неведомые дорожки - те, которые никто не знает, не ве­дает.

- Что означает слово «дол»? Как бы Противоположность лесу, но это и не горы.

Что же это? (Пространство без деревьев - долина.)

Как вы понимаете слова «видений полны»?

О заре - на заре.

- Почему воды названы ясными? (Прозрачные.)

Пленяет - берет в плен.

Тужит - грустит, тяжело ей, туго ей Приходится .

Чахнет - сохнет.

 

Прослушивание поэмы «Руслан и Людмила»

 

 

4. Физминутка.

А сейчас мы отдохнем,

По тропиночке пойдем.

Между сосен и березок,

В Лукоморье попадем.

Надо низко поклониться,

Чтобы в сказке очутиться.

В сказке –бабушка Яга, у нее одна нога.

В сказке –смелыйкнязь Гвидон,

Он Салтану шлет поклон.

В сказке петушок сидит –во все стороны глядит.

Сказки Пушкина стоят –нас к себе позвать хотят!

-Ребята, каким же должно быть чтение этого произведения?

(Напевное, плавное.)

-Какая должна быть интонация?

(Интонация торжественности и таинственности.)

-Как вы можете объяснить слова поэта: 

«Там русский дух…там Русью пахнет!» Слайд 20

Произведение заканчивается так же, каки народная сказка.

-Как нужно читать эти строки?

(Выделить ударением, паузой чтение важных строк произведения.)

Вывод: Через своё произведение А.С.Пушкин выразил огромную любовь к

русским народным сказкам, к Родине, которые передаются из уст в уста, из

поколения в поколение и любимы взрослыми и детьми.

- В благодарность за его творчество многие поэты посвящают ему стихи.

Послушайте одно из них.

Ученик читает стихотворение

Если очень захотеть - 

В сказке можно очутиться.

У героев старых сказок

Можем мы всю жизнь учиться.

Как прекрасно добрым быть,

Как со злом бороться надо,

Как в житейском море плыть,

Чтоб в конце ждала награда.

Читайте Пушкина, друзья!

Читайте сказки!

И будет жизнь тогда полна

Тепла и ласки.

Читайте Пушкина всегда - 

Вот вам подсказка,

И пронесете сквозь года

Вы радость сказки.

- Имя Пушкина никогда не забудется : он всегда с нами. Наш живой, наш

любимый, наш великий Пушкин.

…Великим быть желаю,

Люблю России честь!

Так сказано им было. Так оно и есть.

Итог урока. (2мин)

-С каким новым видом жанра познакомились сегодня на уроке? 

-Что особенно вам понравилось?

Рефлексия «Цветок настроения» (1 мин)

Ребята, наше путешествие в сказку, подошло к концу. На партах у вас лежат

лепестки сказочных цветов (жёлтый, оранжевый, зелёный, синий).

Выберите для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету

вашего настроения и поднимите.

Жёлтый цвет - радостное, светлое, хорошее настроение.

Оранжевый цвет - радостное, восторженное настроение.

Зелёный цвет - спокойное, уравновешенное.

Синий цвет - грустное, печальное, тоскливое.

Домашнее задание (1 мин) : предлагаю по выбору учащихся: выучить

пролог наизусть,выразительное чтение отрывка, нарисовать понравившееся

чудо. Дополнительно читать произведения А.С.Пушкина в хрестоматии по

литературному чтению.

Выразительное чтение детьми.

- чтение по цепочке.

5. Закрепление изученного материала.

- О каких сказочных чудесах рассказал кот учёный?

- Найдите в тексте строки, где упоминается о витязях морских и их дядьке.

6. Итог урока

- Произведение какого писателя читали?

- Как называется произведение?

7. Домашнее задание

Выучить наизусть отрывок до слов « И с ними дядька их морской….»

Нарисовать иллюстрации к прологу.

 

 

 

Поиск

Поделиться:

Физика

Химия

Методсовет