Начальная школа

Русский язык

Литература

История

Биология

География

Математика

Цель урока: познакомить  учащихся с  рассказом В.П. Астафьева, продолжить обучение анализу литературного произведения,  следить за мыслью автора.

Ход урока

Учитель. Кто я? Зачем я живу? Что останется после меня?  Эти вопросы всегда возникают после прочтения произведений В.П. Астафьева. Рассказ писателя «Яшка –лось», на первый взгляд, кажется незамысловатым, но когда вчитаешься… Я думаю, этот рассказ никого не оставил равнодушным. Прошу поделиться  своим  впечатлениями от прочитанного рассказа.

Кем  являются главные герои рассказа? Какие у них имена? Как автор описывает их жизнь?

( Герои рассказа жеребёнок Яшка и его мать кобыла Марианна имеют человеческие имена.Но не только имена ,а и характеры, поступки,  мысли приближают их к миру  людей. Живут они в далёком уральском селе. И мир этот сказочный и добрый. Этот мир животных , словно показывает нам, людям, как нужно жить. В нём обиженного лошадьми Яшку «приголубила» лосиха, потерявшая лосёнка. Но Яшка потерял и вторую маму. Голод выгоняет его   к селу, к  людям. Он  возвращается в мир ,  вытолкнувший его в детстве)

Теперь поговорим о композиции рассказа. На сколько частей  можно разделить рассказ? Проследим, как меняется тональность рассказа?

( Рассказимеет трёхчастную композицию. Первая часть- детство Яшки. В его мире нет пока людей. Вторая часть-возвращение к людям. Узда, «железные удила, которые Яшка» кровенил», пытаясь перегрызть. В этом мире  ончыыыыыыыыыыыыыыыыыыыхжз»бродяга», «морда  беспачпортная».  Третья часть –весна. Но вместо обновления в мире людей царит  уныние.)

По  вине  бригадира Яшка  погибает.   Какие выводы мы можем сделать?

Рассказ В.Астафьева «Яшка-лось» -страшное , жестокое произведение, оно ранит душу и сердце. Сегодня , как никогда, нам нужна такая правда о нас, беспощадная , жестокая , но правда.

Два мира в рассказе: мир Яшки –лошади, наделённой  человеческими чертами, душой , взмывающей жаворонком  в небо, и мир людей, душу свою пропивающих.

Обратимся к эпиграфу урока-к  словам Н.В. Гоголя. Что же делать, чтобы пустота мыслей, чувств, поступков  не заполнила весь мир?

Поиск

Поделиться:

Физика

Химия

Методсовет