Начальная школа

Русский язык

Литература

История

Биология

География

Математика

Тип урока: совершенствование знаний, умений и навыков, целевое   применение усвоения.

Планируемые образовательные результаты:

а) предметные: научиться слушанию, говорению, письму; научиться различным видам чтения (выразительному, беглому и т.д.); научиться анализу художественного текста; составлению характеристики героев;

б) метапредметные: самостоятельно ставить учебную задачу, цели; аргументированно строить высказывание; понимать содержание прочитанного текста; проводить литературную параллель; характеризовать авторские свойства предмета, опираясь на исходный текст;

в) личностные:  принятие и освоение социальной роли обучающегося,  развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; воспитание  чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с  художественной литературой.

Решаемые учебные проблемы:

– познавательные – проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

– коммуникативные – контролировать действия партнера;

– регулятивные – оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Основные понятия, изучаемые на уроке:тема, идея, жанр, сюжет произведения.

Вид используемых на уроке средств ИКТ:универсальные.

Методическое назначение средств ИКТ: обучающие, демонстрационные.

Аппаратное и программное обеспечение:Программные средства, компьютер, проектор, экран.

Формат документа и технологии: технологии MicrosoftPowerPoint, MicrosoftWord.

Ход урока

1. Организационный момент. Приветствие.

- Человеческая доброта − самое удивительное явление в мире. Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение. Я вижу настроение у вас хорошее, деловое, итак, начнем.

2. Вступительное слово учителя.

1.Чтение стихотворения под трогательную музыку «Размышления слепого мальчика» (читает обучающийся)

Какого цвета облака?

А правда будто бы плывут?

И что по небу, как река?

А почему не сразу льют?

А солнце, правда, как огонь?

И что, действительно горит?

Я протянул к нему ладонь

И не обжёгся, не болит.

И что, все разные цветы?

А как вообще они цветут?

Всё это дивной красоты?

И что они везде растут?

А я, красивый или нет?

Ведь я не вижу ни чего,

А правда, разноцветный свет?

А у меня в глазах… темно.

2.  Актуализация знаний. Слово  учителя:

− Как вы думаете, почему я начала наш урок с этого печального, трогательного стихотворения? (предположения детей)

− Совершенно верно, это стихотворение написал  мальчик, у которого были проблемы со зрением. Произведение, которое мы прочитали, называется «Неуклюжая Анна» канадской писательницы Джин Литтл, повествующей о немецкой семье Зольтен.

Какие ассоциации возникают у вас со словами: «неуклюжая»? (ассоциативный ряд)

Закройте глаза.

Чтение стихотворения учителем под музыку

Мои мысли так сильны,

Их учёный не узнает,

Их охотник не поймает,

Так свободны и вольны,

Так привольны и сильны.

Мои мысли так свободны,

Неподвластны, благородны,

С чистой совестью в согласье,

Право мыслить — моё счастье.

Даже если я в темнице,

Моим мыслям нет границы

− Представьте, что вы неожиданно перестали видеть, что вы испытываете? (мрак, хаос, страх, тревога)

− Чтобы испытали, если бы сами пели песни? (радость, свет).

Выделим ключевые слова: страх, радость

Страх − это жизнь для себя, эгоистические страдания, озлобленность на всех окружающих

Радость − Ощущение полноценной жизни, умение отдавать частичку себя окружающим.Неловкий, неуклюжий ребёнок, посмешище и дома, и в школе, Анна прячет свой особый, полный глубоких переживаний и серьёзных размышлений мир глубоко внутри.

3. Постановка темы и целей урока.

− Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? Как обозначим тему урока?

Предложите свою формулировку темы Решение «нелегких задачек».

Как вы понимаете эту фразу?

 

−Эпиграфом к уроку я взяла слова измузыкального фильма режиссёра Ларса фон Триера«Танцующаявтемноте» (англ. DancerintheDark)

Для того, чтобы видеть, глаза не нужны.

В конце урока мы вернемся к  эпиграфу.

− Определив тему урока, узнав эпиграф, как вы думаете, что предстоит нам осознать на уроке? Над какими вопросами задуматься?

Цели:

       Проследить путь решения «нелегких задачек»героини через собственную боль, через сочувствие и   сострадание к другим людям.

       Попытаться понять, почему у взрослых возникают проблему с духовным зрением?

       Прежде чем мы приступим к работе над содержанием произведения, раз уж мы затронули в начале урока тему счастья, напишите, пожалуйста, на карточках, что по вашему нужно иметь человеку, чтобы быть счастливым?

А теперь проверим, что у вас получилось. К этим карточкам мы еще вернемся, а сейчас вспомним, с чего начинается повесть.

4. Анализ произведения.  

− С чего начинается произведение?

− Какой мы видим Анну?

− Какая у Анны семья?

5. Групповая работа.

1 группа

Вы сейчас представляете себя на месте мамы Анны.

С помощью имен прилагательных, причастий охарактеризуйте маму девочки?

С помощью глаголов охарактеризуйте ее отношение к ребенку, ее состояние.

С помощью имен существительных покажите, что она привносила в жизнь Анны?

Будучи на месте матери вы также бы воспитывали своего ребенка и также к нему относились?

2 группа

Рассмотрим, как относился к девочке папа. Расскажите, почему вы проявили неравнодушие к Анне, на каких принципах строится ваше воспитание?

3 группа

 Вы на месте Анны. Каково отношение Анны к своей семье, к маме и папе? К братьям и сестрам?

4 группа. Судьба подарила Анне  знакомство новой учительницей мисс Уильямс, которая произвела на нее особое впечатление В новом классе Анна нашла и новых друзей. Расскажите об этом.

− Как вы думаете, почему Анна не нарисовала себя на рисунке, который  создала на уроке?

−  Что ответила девочка, когда мисс Уильямс попросила рассказать Анну о семье?

Вывод: Анна не видела себя в кругу своей семьи, она всегда оставалась в стороне, даже тогда, когда семья уехала к морю. Учительница видела это и старалась показать, что все в классе рады, что Анна с ними.В классе, где у остальных детей те же проблемы со зрением, что и у неё, Анна мало-помалу избавляется от страха и обидчивости, в ней просыпается чувство юмора, а от него недалеко и до прощения — ведь прощение невозможно без чувства юмора, без умения подшутить над самой собой, поглядеть на себя со стороны, понять, что в дружеской шутке нет ничего обидного. Даже если эта шутка и обижает, даже если это и не шутка вовсе, прощение всё равно возможно — в весёлом сердце царит любовь, которая покрывает все.

− Как Анна решила поздравить семью на рождество?

−Реакция на подарок мамы, папы, братьев и сестер?

Обращение к эпиграфу.

Для того, чтобы видеть, глаза не нужны.

− Как вы думаете, в чем заключается смысл этой фразы? (об особенном мире Анны и нравственной слепоте взрослых и окружающих)

6. Итог урока.

—А можно ли сказать, что Анна справилась с «нелегкими задачками»?

Это небольшое произведение — настоящая рождественская история, святочный рассказ — трагическое начало и счастливый конец с кульминацией, приходящейся на рождественскую ночь.

− Можно ли говорить о том, что проблемы со зрением были только у Анны? (Проблемы со зрением были и у взрослых, слепота обозначает слепоту духовную, которая мешает видеть ясно куда больше, чем слепота физическая. Недаром мама Анны говорит, что доктор должен был прописать очки ей, а не дочке. У неё, мамы, проблемы с духовным зрением.)

− Как помогли героине «нелегкие задачки?.(Исцелении Анны происходит благодаря визиту к доктору, очкам, доброй и внимательной учительнице, новым друзьям.Вместе с тем исцеляется и её семья, потому что приходит время, когда уже больше нельзя не замечать потока любви, изливающегося из Анниного сердечка, любви, принесённой на землю светом Рождества).

7. Домашнее задание. Вводится прием  письменного размышления.

Напишите письмо-послание  от имени Анны детям,  решающим «нелегкую задачку».

 

 

Поиск

Поделиться:

Физика

Химия

Методсовет