Начальная школа

Русский язык

Литература

История

Биология

География

Математика

Цели:

- обучающие: продолжить формировать умения анализа художественного произведения; обучение умению реализовать имеющиеся знания путем активизации логического мышления; овладеть новыми способами познавательной деятельности;

-развивающая: стимулировать у каждого учащегося желание проявлять инициативу;

- воспитательная: формировать чувство патриотизма, любви к родному языку.

Теория литературы: стихотворение в прозе, метафора, эпитет, фигура, градация, анафора, ритмический вопрос.

Оборудование: портрет И.С.Тургенева, аудиозапись, выставка книг, иллюстрации родного края.

Предварительное индивидуальное домашнее задание: найти высказывание писателя о языке, найти и прочитать наизусть пейзажные зарисовки из «Записок охотника».

Ход урока.

Орг. момент.

Сообщение темы урока.

- Сегодня мы снова обратимся к творчеству И.С.Тургенева и убедимся, что образ России – центральный в прочитанных нами произведениях. А также вы попробуете себя в роли исследователей художественного текста.

Ш. Вступительное слово учителя.

Произведения И.С.Тургенева полны раздумий о судьбах родины, о быстротечности человеческой жизни, о связи природы и разума. 1847 год.

- Чем был отмечен этот год в жизни Тургенева?

В «Записках охотника» ест один из важных художественных компонентов – природа. Пейзаж не только усиливает лиризм повествования, но и это – самостоятельный образ родины, образ России. Символизируя родину, пейзаж у Тургенева выражает идею движения жизни. Этот экологический аспект в пейзажах Тургенева важен в наши дни, когда мы поняли, что жизнь на земле и природа – это дар, который ничем не заменишь.

IV. Инсценировка отрывка рассказа «Касьян».

V. Сообщение учащихся. Рассказ об особенностях жанра «Стихотворений в прозе».

VI. Анализ стихотворения «Русский язык».

1882 год… Франция, лето, июнь месяц. Тургенев тяжело болен. Одиночество, старость, неизлечимая болезнь. Россия далека. Размышления, размышления…В эти дни появляется стихотворение Русский язык» (чтение наизусть).

- Какой человек мог так вдохновенно сказать о родном языке?

- Почему именно в 1882 году Тургенев думает о России?

- Объясняет ли автор причину тягостных раздумий о судьбе Родины?

Сообщение консультанта(историческая справка о политической обстановке в России в 80-е годы 19 века)

VII. Самостоятельная работа (работа в группах).

Карточка №1. 1. Родной язык – это то, что дает автору веру в народ и его будущее. С помощью каких художественных средств она выражена.2. Найдите метафоры. По какому принципу они созданы. 3. Дайте толкование значению слова дома. Как называется этот троп?

Карточка №2. 1. Найдите эпитеты. Почему автор употребляет не один, а несколько подряд? 2. Перечитайте первое и второе предложения. Какой эпитет повторяется? К какому слову он отнесен в первом случае, к какому – во втором?

Карточка №3. Почему Тургенев называет форму во дни? Какой стилистический эффект достигается использованием повтора этой формы? 2. Найдите в тексте обращение. К кому обращается автор? Зачем перед обращением употребление частицы о? 3. Прочитайте второе предложение. В конце стоит вопросительный знак, а по смыслу требует ли такой вопрос ответа? Как называется такой стилистический прием?

- Почему Тургенев горячо верит в великое будущее народа?

VIII. Выступления ребят (выразительное чтение наизусть высказываний писателя о русском языке)

- Какие высказывания можно отнести к нам с вами?

IХ. Подведение итогов.

- Что значит для Тургенева родной край? «Вы знаете, как я люблю родную природу, а деревенская скука действует на меня благотворно. Нигде так хорошо не работается, как в русской деревне…»

Писатель умеет наблюдать, он любит и знает природу. И.С.Тургенев сказал: «Нет счастья вне родины, каждый пускай свои корни в русскую землю».

Х. Домашнее задание:

1. Написать сочинение-миниатюру «Что значит родной край для меня?»

2.Устно дать рецензию на одно стихотворение в прозе (по выбору).

 

Поиск

Поделиться:

Физика

Химия

Методсовет