Начальная школа

Русский язык

Литература

История

Биология

География

Математика

Цели урока:

Образовательная: познакомить с рассказом «Бумажная победа» Людмилы Евгеньевны Улицкой; научить составлять  «синквейны»; 

Развивающая: формирование коммуникативных (речевых) умений, необходимых для построения текста, умения правильно выражать свои мысли, совершенствовать свои высказывания.

Воспитательная:  воспитание любви и уважения к личности человека, привитие любви к чтению, воспитание эстетических чувств.

Тип урока – урок изучения художественного произведения

Вид урока – традиционный (урок-беседа)

Методические приемы: рассказ учителя, беседа, комментированное чтение, выразительное чтение, применение ОТ «синквейн»

Оборудование: Магнитофон,  запись «Музыкальный момент №3, фа минор» Франца Шуберта,  портрет писательницы, иллюстрации к произведению, листки самооценки.

Этапы урока:

Проверка домашнего задания

Слово учителя.

Беседа о прочитанном тексте

Прослушание музыки.

Анализ образа главного героя

Итог

Урок начинается с проверки домашнего задания, а именно с выступления подготовленных учеников на заданную тему. Ученики по очереди выступают; пока выступает 1 группа, 2 группа записывает в тетради самые важные моменты и наоборот. Данный этап направлен на актуализацию знаний о термине «маленький человек». Ученики находят ассоциации словам «жалость», «сострадание», «сочувствие».

           Учитель: Ребята, на прошлом уроке по жеребьевке вы были разделены на две группы, на дом вам было задано подготовить сообщение на тему «Образ маленького человека» в повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель».

            Ученики по очереди выходят к доске и выступают со своими сообщениями.

          Ученик: В 1830 году, в период, названный позднее «Болдинской осенью», А. С. Пушкин написал цикл «Повести Белкина». Рассказчиком историй является некий Белкин, который много путешествует, встречается с разными людьми, которые рассказывают ему о реальных событиях, произошедших в реальной жизни.

Одним из сильнейших произведений цикла является повесть «Станционный смотритель». Это повесть о человеке, живущем простой жизнью, в которую неожиданно вмешались обстоятельства.

Кто такой станционный смотритель в пушкинские времена? Это мелкий чиновник одного из последних рангов, «сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от побоев». Он часто бывает жертвой несправедливости, его обвиняют во всем, пользуясь тем, что он не имеет права ответить. И он действительно не имеет для этого возможности и характера. Вырин — типичный «маленький человек», и даже данное ему автором имя Самсон, которое носил библейский герой, выглядит насмешкой.

Так зачем же А.С. Пушкин поднимает тему «маленького человека»? Просто он хочет показать, что такие люди тоже существуют и выполняют свое нужное, но незаметное дело в обществе. Автор призывает читателя если не перестать их ругать, то хотя бы относиться к ним снисходительнее. А.С. Пушкин много путешествовал, видел много станций и смотрителей, и нередко находил в них добрых, умных и чутких людей.

Самсон Вырин создал свой маленький, ограниченный мирок, полностью отгородившись от мира внешнего. Там ему комфортно и уютно. В этом мирке вместе с ним живет его четырнадцатилетняя красавица-дочь, которая, возможно, тяготится таким существованием и рвется в большой мир. Но всего этого герой не желает видеть и думать об этом, т. к. любые изменения его пугают.

Вторая группа  учеников: Еще более ярко все качества Самсона Вырина проявляются при общении с Минским. Приехав в Петербург, он идет к Минскому и униженно просит его вернуть ему дочь. Он готов простить его за поруганную честь дочери, лишь бы вернуть прежнее положение вещей. Желая вернуть дочь, Вырин думает больше не о ней, а о себе, тем самым демонстрируя свою привязанность к определенному образу жизни, боязнь перемен и нежелание что-либо менять даже ради счастья своей дочери.

Когда Самсон получает от князя деньги, первым его чувством является негодование. Но даже это негодование он не способен выразить непосредственно своему обидчику, и вместо того, чтобы бросить деньги Минскому в лицо, он бросает их на землю. Это еще раз демонстрирует нам, что да — внутри «маленького человека» бушуют большие страсти, но соответствующих поступков и действий он не совершает, он просто к ним не способен. Именно это несоответствие между эмоциями и поступками привело Самсона к пьянству и, в дальнейшем, к смерти.

Итак, повестью «Станционный смотритель» А. С. Пушкин поднял новую для русской литературы тему «маленького человека». Писатель взял за основу своей повести историю о жизни незаметного человека, каких миллионы. Простыми словами он поведал читателям историю незамысловатой жизни, которая вместила в себя любовь, радости, горести, трагедию, все то, в чем тогдашние его читатели таким людям отказывали. Писатель описывает существующую ситуацию, обращает внимание читателя на «маленького человека», живущего рядом. Рассказывая о Самсоне Вырине, А.С. Пушкин ведет обычное повествование.

           Учитель:    Молодцы! Вы превосходно справились с заданием! Тема «маленького человека», поднятая А.С.Пушкиным нашла свое продолжение в русской литературе. Эту тему использовали многие великие русские писатели, как, например Н.В. Гоголь, Ф.М.Достоевский, А.П. Чехов и многие другие русские писатели. Сегодня эта тема не теряет своей актуальности, т. к. и сегодня вокруг нас живет множество маленьких людей, часто беззащитных и наивных, но добрых, делающих свое небольшое, но нужное дело.    

        Следующий этап – информационный. Учитель знакомит учеников с современным писателем. Во время рассказа учителя учащиеся делают заметки в тетрадях.

         Вам знакомо имя Людмилы Улицкой? Кто-нибудь читал раньше произведение Людмилы Улицкой?

Ученики: нет, не знакомо.

Учитель: Людмила Улицкая родилась в Башкирии, где находилась в эвакуации её семья. Дед был репрессирован в 1931—1941 гг. и с 1948 г. находился в заключении. К литературе Улицкая обратилась не сразу. Она закончила биологический факультет МГУ, затем работала в Институте генетики, занималась наукой. После этого некоторое время была завлитом Еврейского театра, писала очерки, детские пьесы, инсценировки для радио, детского и кукольного театров, рецензировала пьесы и переводила стихи с монгольского языка.

Публиковать свои рассказы в журналах Улицкая начала в конце восьмидесятых годов, а известность пришла к ней после того, как по её сценарию были сняты фильмы по ее произведениям. Во Франции же вышла и первая книга Людмилы Улицкой (сборник «Бедные родственники», 1993) на французском языке.

В 2007 году Улицкая учредила Фонд Людмилы Улицкой по поддержке гуманитарных инициатив. Одним из проектов Фонда является проект «Хорошие книги», в рамках которого Улицкая сама выбирает книги российских издательств и отправляет их в российские библиотеки.

Творчество Людмилы Евгеньевны Улицкой сложно отнести к определенному направлению, хотя по проблематике она близка к так называемой «женской прозе». Центральными для Улицкой становятся проблемы жизни и смерти, предназначения человека. Они лейтмотивом проходят через все ее творчество. Иногда критики даже называют его слишком мрачным и печальным. Но у писательницы есть чудесные рассказы с счастливым концом. Одним из таких произведений считается рассказ «Бумажная победа», который вы прочитали дома.

На следующем этапе проводится беседа по общему содержанию художественного текста. В ходе беседы ученики по просьбе учителя находят и зачитывают строки из текста.

Учитель: Вам известно, что главный герой рассказа – Геня Пираплетчиков. Почему дворовые ребята считали его чужим? Почему они над ним смеялись?

Ученики: Он чудаковатый и болезненный мальчик, и даже отца у него нет не потому, что он, как у других ребят, погиб на фронте, а потому что мать с ним рассталась. Причиной постоянных насмешек были и нелепая фамилия Гени. Он ходил странной, прыгающей походкой. У него всегда был заложен нос.

Учитель: Найдите в тексте строки, где дается первое описание Гени. А еще над ним смеялись потому что он был нелепо одет, одевала его бабушка.

Ученики зачитывают из текста строки:  «Его фамилия писалась так нелепо, что с тех пор, как он научился читать, он ощущал ее как унижение.

Помимо этого, у него от рождения было неладно с ногами, и он ходил странной, прыгающей походкой.

Помимо этого, у него был всегда заложен нос, и он дышал ртом. Губы сохли, и их приходилось часто облизывать.

Помимо этого, у него не было отца. Отцов не было у половины ребят. Но в отличие от других Геня не мог сказать, что его отец погиб на войне: у него отца не было вообще. Все это, вместе взятое, делало Геню очень несчастным человеком».

Учитель: Значит, главной причиной насмешек и издевательств над Геней был его внешний вид. Идем далее. На лестнице с ним случается неприятность:  его лицо и одежду обрызгало грязью. Он было кинулся к своей двери, но услышал вдогонку обидный стишок: «Генька хромой, сопли рекой!» Это были дворовые мальчишки, которые над ним смеялись – Колька Клюквин и Женька Айтыр. Почему, как вы думаете, мама Гени решила устроить день рождение сына, наготовить разных вкусностей и пригласить ребят, которые его обижают? Правильно ли она сделала?

Ученики высказывают свои мнения. Далее учителем затрагивается вопрос о музыке, об игре на пианино. Ученики рассказывают, что у Гени пробудилось некое чувство гордости за свою маму: все до единого тихо сидели и слушали ее игру. Учитель акцентирует внимание учеников на то, что время было послевоенное, что возможно дети впервые увидели пианино и услышали на нем завораживающую игру.

         Следующим этапом будет прослушивание музыки. Данный прием преследует несколько целей: 1) влияние на эмоциональный настрой учащихся; 2) воспитание интереса к музыке как к искусству; 3) слушание музыки оказывает влияние на развитие умения сосредоточиться, умения слушать. Происходит связь с уроком музыки. 

Учитель: Сейчас мы с вами послушаем "Музыкальный момент №3, фа минор" Франца Шуберта, чтобы представить, какая музыка звучала на дне рождения у Гени. (проигрывается мотив). Как она подействовала на остальных ребят?

Ученики: Ребята, его непримиримые враги, успокоились, притихли, слушая музыку неизвестного им композитора, погрузились в атмосферу искусства.

 

Следующий этап урока направлен на рассмотрение образа главного героя Гени Пираплетчикова как представителя «маленького человека», который … Совершенствуется техника чтения, детям задаются проблемные вопросы, высказывают свое личное мнение по данной теме. Ученики выяснили, что главный герой относится к типу «маленького человека»: составляют пятистишия.

Учитель: Да, дворовую ребятню на дне рождения Гени ожидали одни только открытия.  Первое открытие – это виртуозная игра на пианино гениной мамы. А второй неожиданностью было что?

Ученик: Оказалось, что Генька очень хорошо умеет складывать игрушки из бумаги. Дети были удивлены, как быстро и ловко он справлялся с листком бумаги

Учитель: Верно, открытием стало Генино искусство складывать различные фигурки из бумаги, которому он обучался за долгие дни болезни.

Учитель: А с какой целью Геня делал эти в этот момент эти игрушки: чтобы обеспечить игроков фантами, или чтобы показать, на что он способен?

Ученик: Геня делает игрушки, чтобы обеспечить всех фантами.

Учитель: Важно ли, что Геня не хвастается своим искусством? Какую черту характера «маленького человека» мы видим при этом?

Ученик: Я считаю, что он скромный, поэтому не хвастается.

Учитель: Я согласна с тобой, что он не хвастается своим искусством, своим талантом, которому "сам он не придавал никакого значения". Для Гени важно то, что это «пустяковое» умение позволило ему по-новому взглянуть на ребят. Он был счастлив

Учитель: Найдём и зачитаем это место.

Ученик читает из текста.

Учитель: Изменилось ли отношение ребят к Гене? Свой ответ обоснуйте строчками из текста

Ученик: Я думаю, что да (читает строки): «Айтыр на подоконнике крутил газетный лист, он распустил кораблик и пытался сделать заново, а когда не получилось, он подошел к Гене, тронул его за плечо и, впервые в жизни обратившись к нему по имени, попросил:

— Гень, посмотри-ка, а дальше как…». «Они тянули к нему руки, и он раздавал им свои бумажные чудеса, и все улыбались, и все его благодарили. Он, сам того не замечая, вынул из кармана платок, утер нос — и никто не обратил на это внимания, даже он сам.»

Учитель: Почему ребята плохо относились к Гене до дня рождения?

Ученик: Они принимали его за маменькиного сынка. Не всё знали про него. Они его оценивали только по внешнему виду. Он был один, без друзей.

Учитель: Случалось ли в вашей жизни, что вы плохо думали о человеке, мало его зная, а потом, узнав больше, изменили своё мнение?

(Ученики высказывают свои мнения).

Учитель: Изменятся ли отношения ребят к Гене после дня рождения?

Ученики: Конечно, изменилось. Они стали его уважать:  он и его мама являются талантливыми людьми . Она умеет играть на пианино, он может из обыкновенной бумаги сложить практически все. Изменилось и его отношение к себе: никто не заметил, как Генька достал из карман и утер нос, даже он сам. Он перестал чувствовать себя изгоем, перестал следить за своими действиями.  По своему образу жизни, характеру, нраву, Генька Пираплетчиков относится к литературному типу героя «маленький человек».

Учитель: В современном мире «маленькому человеку» очень тяжело жить. Ведь «маленький человек» - это человек, который занимает низшую ступень в обществе. Такого человека никто не уважает. Он не одаренный выдающимися способностями, не отличающийся силой характера. Как правило "маленькие люди" одиноки. Но при всех этих качествах, «маленький человек» может иметь доброе сердце и огромную душу. Но в современном мире и в современное время, очень мало тех, кто ценит людей именно за это. Для современных людей, самое важное - это денежное отношение и твой статус в обществе. Я считаю, что «маленькому человеку» в современном мире очень трудно выжить, из-за того, что его никто не воспринимает как человека!

К чему весь этот разговор, спросите вы. Ведь герой рассказа «Бумажная победа» - тоже «маленький человек». В чем это проявляется? Почему его можно отнести к этому типу художественного образа?

Ученики: Его можно отнести к типу «маленького человека», так как его во дворе не принимают, все над ним смеются, придумывают про него обидные стишки. А он не может сказать против ничего, он не умеет защищаться! Бабушка с матерью негодуют по этому поводу. Бабушке жалко внука, а мать решилась на поступок – она позвала на день рождение сына его заклятых, непримиримых врагов. Этот день рождения был вторым днем его рождения – впервые он ощутил себя нужным, равным всем остальным ребятам. Это заслуга матери.

Учитель: Заслуживает ли он жалости, сострадания, или наоборот, порицания – он ведь такой же мальчуган, как и все остальные, разве он не может крикнуть или дать пинка своему обидчику?

Ученики: У него характер мягкий, он воспитан в такой среде, где нет злости и агрессии.  Он из типа таких людей, которые не то что ударить кого-то, но и повысить голос на кого-либо не могут. Это черта характера, которая сближает его с типом «маленького человека»     

Учитель: У вас возникает желание, допустим, заступиться за обиженного, осмеянного ребенка?

Ученики делятся своими мыслями.     

Учитель: Да, герой рассказа такой же ребенок как вы, наверно многие узнали в нем себя. Таких детей миллионы. Каждый человек стремится в этом мире утвердиться как личность, которого уважают, который нужен. Нужно относиться к людям так же, как ты хочешь, чтобы относились к тебе. А в чем отличие произведений Пушкина, с докладами по которым вы выступали, от рассказа Людмилы Улицкой «Бумажная победа»?

Ученик: в произведениях Пушкина «маленький человек» так и остался «маленьким», не сумел выбраться из ямы несчастья (Самсон Вырин спился и умер). А Генька Пираплетчиков в конце рассказа обрел друзей и вышел из тени «маленького человека»

Учитель: Ребята, мы уже знаем, как составляется синквейн. Первая строчка – это общая тема синквейна, заключает в себе одно слово, которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь. Вторая строка – два слова, чаще всего прилагательные или причастия, они дают описание признаков выбранного объекта. Третья строка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта. Четвертая строка – фраза или краткое предложение, выражающая личное отношение автора синквейна  к описываемому объекту. Пятая строка – одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта. (Синквейн – пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США под влиянием японской поэзии; используется как метод развития образной речи). 

Ученики на основе прочитанного, услышанного, самостоятельно собранного материала по образу «маленького человека» сочиняют пятистишие.

Варианты учеников:

«Маленький человек»

Одинокий, бедный

Имеет доброе сердце, не может защищаться, 

Никому его не жалко

Несчастный

 

Маленький человек

Наивный, трудолюбивый

Погибает, страдает, мучается

Никто ему не поможет

Жалость

Учитель предлагает коллективно составить синквейн об образе Гени Пираплетчикова:

Геня Пираплетчиков

Талантливый, несчастный,

Страдает, не защищается, живет

Обрел друзей

Победитель

        

Подводя итог урока, учитель обращает внимание учеников на то, что именно после открытия ребятишками в Гене умельца бумажных дел, у него в жизни все наладилось, что ребята увидели в Гене такого же ребенка, как они сами. А главный герой  «словно впервые увидел их лица: не злые» и заслуживает не жалости, а уважения.

Учитель: В чем победа Гени Пираплетчикова? Почему Людмила Улицкая называет её бумажной?

Ученики: Победой Гени можно назвать то, что он обрел друзей: в нем дворовые ребята увидели нечто больше, чем больного, несуразного мальчика. Конечно же, в этом помогли ему мама, бабушка и книги М.Гершензона, «мудреца, волшебника, лучшего из людей»… Геня увлекался оригами, он «был великим мастером этого бумажного искусства», с благодаря своему таланту он привлек к себе внимания и расположения ребятни. Именно поэтому его победа «бумажная». Ему ловко удавалось создавать из бумажного листа забавные игрушки. Все потянулись к нему, даже Женька Айтыр, который впервые назвал Геню по имени.

Учитель: На ваших партах лежат листки самооценки (см. прил. 2). Вы должны будете оценить сами себя, как вы отвечали на уроке, активны ли вы были или  наоборот. Оцениваете по пятибалльной системе.

 

Таблица 1.

Фамилия, имя

Понравился ли мне урок

Понял ли я содержание урока

Насколько я был активным

 

 

 

 

 

 

 

Поиск

Поделиться:

Физика

Химия

Методсовет