Начальная школа

Русский язык

Литература

История

Биология

География

Математика

Цели: раскрыть символическое значение  и использование чисел в устном народном творчестве;  формировать логическое мышление, развивать устную речь учащихся; воспитывать интерес к произведениям УНТ.

Оборудование:

1.Таблица «Числа в фольклоре».

2.Карточки с пословицами.

3.Слайдовая презентация.

Ход урока:

1.Вступительная беседа.

1)Слайдовая презентация. Посмотрите слайды и скажите, когда вы встречались с числами.

2)Работа с «Толковым словарем». Значение слова ЧИСЛО.

 

2.Постановка целей урока.

3.Слово учителя. Число как символ.

Числа по-разному пишутся, произносятся, но не вызывают у современного человека никаких особых эмоций. Для нас важны предметы, которые они обозначают.

Однако так было не всегда. Всем известна фраза: «ЕЩЕ ТРЕТИЙ ПЕТУХ НЕ ПРОКРИЧАЛ». О чем она? Не только ведь о порядке пения птиц, не это здесь главное. Пение именно 3 петуха означает какой-то рубеж, за которым может произойти нечто необыкновенное. Именно 3-й  петух – особенный, магический.

Подобно цвету, число в древности  было символом. Число как бы давало характеристику человеку, предмету, явлению. Древнее отношение к числу как символу сохранил фольклор. Самые важные числа - 1,2,3,4,7,12. Нечетные считались более  магическими, отрицательными; четные - положительными.

Число 1 - «первый по значимости», «лучший», «самый волшебный». Единица может выделяться  своей особостью  в составе практически любого числа. Например,

3 - не такое, как предыдущие два, 9- особенное по сравнению  с восемью обычными. Прибавляемому элементу приписывается значение «особенного, выделенного». Этот последний, прибавленный - третий в семье брат Иванушка, герой сказки; третий лишний – в детской игре; несчастливый 13-й.

1-это еще и просто малая величина, противостоящая остальным, большим: «Один в поле не воин», «Одна весна на Родине лучше, чем 100 весен на чужбине».

 

4.Работа с таблицей «Числа в фольклоре». (Приложение).

 

числа

свойства

примеры

пояснения

1

 

 

 

2

 

 

 

3

 

 

 

4

 

 

 

7

 

 

 

9

 

 

 

12

 

 

 

13

 

 

 

 

Цель: символические значения чисел.

Задание: рассмотрите таблицу. К ней вы будете обращаться в течение всего урока.

5.Исследовательская работа.

 

- Выберите примеры  из  предложенных пословиц и поговорок:

1-вариант-с четными числами,

2-вариант-с нечетными числами.

- Объясните символическое значение чисел, используя таблицу «Числа в фольклоре».

- Вспомните и запишите 2-3 пословицы к  этому же заданию.

- Раскройте смысл  одной из данных  пословиц.

 

-Два сапога – пара.

-Горе на двоих - полгоря, радость на двоих - две радости.

-Не узнавай друга в три дня - узнавай в три года.

-Чтобы научиться трудолюбию, нужно три года;  чтобы научиться лени- только три дня.

-Гнать в три шеи.

-Жить в четырех стенах.

-Одной рукой в ладоши не хлопнешь.

-Семь лет молчал - на восьмой закричал.

-Семь бед - один ответ.

 

Вывод:

Самыми магичными в сознании наших предков  были 3 и 7 .Это самые популярные числительные в пословицах и поговорках.

 

6.Игра «Кто  быстрее?»

 

- Замените выражения  синонимичной конструкцией.                

                   -Ноль без палочки.

                   -Первый блин комом.

                   -Пятое колесо в телеге.

                   -Бабушка надвое сказала.

 

7.Практическая работа.

 

Задание 1. Соотнесите тексты с терминами, которые относятся к детскому фольклору. (Работа в парах с карточками.)

 

Теоретические сведения.

Детским фольклором  принято называть как произведения, которые исполняются взрослыми для детей, так и произведения, составленные самими детьми: колыбельные, пестушки, потешки, скороговорки и заклички, дразнилки, считалки, нелепицы и др.

 

Колыбельная

 

Пестушки

 

Потешки

 

Скороговорки

 

Заклички

 

Дразнилки

 

Считалки

 

Нелепицы

 

Загадка

 

 

8.Работа в группах.

Цель: защита творческих домашних  заданий

1группа - чтение загадок, в которых имеются числа.

2группа - название сказок, в которых имеются числа.

3группа-мифы, в которых имеются числа.

 

9.Итог урока.

Вывод: числа в фольклоре имеют символическое значение: служат для характеристики персонажа, предмета, явления; с помощью определенного набора чисел создается символическая картина мира.

 

Домашнее задание:

1. Какое символическое значение числа использовано в этих сочетаниях: 3 попытки в спорте, 3 звонка в театре, костюм-тройка

2.Составьте фотоколлаж  на тему: «Числа в моей жизни».

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

О нуле

        Когда-то многие считали,

        Что нуль не значит ничего

        И, как ни странно, полагали,

        Что нуль совсем не есть число.

 

        Но на оси средь прочих чисел

        Он все же место получил,

        И все действительные числа

        На два разряда разделил.

 

        Нуль не в один из них не входит,

        Он сам составил чисел класс,

        О всех его особых свойствах

        Мы поведем сейчас рассказ.

 

        Коль нуль к числу ты прибавляешь

        Иль отнимаешь от него

        В ответе тотчас получаешь

        Опять то самое число.

 

        Попав как множитель средь чисел,

        Он сводит мигом всех на нет.

        И потому в произведенье

        Один за всех несет ответ.

 

        А относительно деления,

        Во первых нужно помнить то,

        Что уж давно в научном мире

        Делить на нуль запрещено.

 

        Причина всем ведь очевидна,

        А состоит причина в том,

        Что смысла нет в таком деленье.

        Противоречье в нем самом.

 

        И впрямь какое из известных

        Число за частное нам взять,

        Когда с нулем в произведенье

        Все числа нуль лишь могут дать?

 

        «а» в нулевой есть единица,

        Так все условились считать.

        Но глубоко бы тот ошибся,

        Кто б это вздумал доказать.

* * *
Актер
(отрывок)

И. Фомяков

              Почти дожив

              До голубых седин

              Я понял,

              Арифметике назло,

              Что у людей

              Простейшее "один"

              Поистине сложнейшее

              Число.

* * *
От одного до десяти

С. Я. Маршак

         ... Не из учебника задача,

          А вот это цифра два.

           Полюбуйся, какова

           Выгибает двойка шею,

           Волочится хвост за нею.

           А за двойкой - посмотри -

           Выступает цифра три.

           Тройка третий из значков. -

           Состоит из 2х крючков.

           За тремя идет четыре

           Острый локоть оттопыря.

           А потом пошла плясать

           По бумаге цифра пять.

           Руку влево протянула,

           Ножку круто изогнула.

           Цифра шесть - дверной замочек:

           Сверху крюк, внизу кружочек.

           Вот семерка - кочерга,

           У нее одна нога.

           У восьмерки два кольца

           Без начала и конца.

           Цифра девять иль девятка, -

           Цифровая акробатка:

           Если на голову встает,

           Цифрой шесть девятка станет.

           Цифра вроде буквы О

           Это ноль, иль ничего:

           Круглый ноль такой хорошенький,

           Но не знает ничегошеньки!

           Если ж слева, рядом с ним,

           Единицу поместим,

           Он побольше станет весить,

           Вот один иль единица,

           Очень тонкая как спица.

           Потому что это - десять.

* * *
Стихи о цифрах
(три отрывка)

С. Щипачев

         Цифры, что рядышком встали,

         Каждая - раз уж стоит -

         Тонны испытанной стали

         Взвалит на плечи свои.

         Славить готов и таблицы

         Мой безискусственный стих,

         Только б счастливые лица

         Чаще мне чудились в них.

                 ...

         Цифры приметны почету,

         В сводках, как совесть, чисты.

         Знаем, который по счету

         Лег километр на грунты.

                 ...

         Цифры, что вписаны в сроки,

         Годы уже не сотрут,

         Это - плотины, дороги,

         Это - к планетам маршрут.

* * *
Три десятых

В. Лифшиц

              Это кто

              Из портфеля

              Швыряет в досаде

              Ненавистный задачник,

              Пенал и тетради

              И сует свой дневник,

              Не краснея при этом,

              Под дубовый буфет,

              Чтоб лежал под буфетом?..

 

              Познакомьтесь, пожалуйста:

              Костя Жигалин.

              Жертва вечных придирок,—

              Он снова провален

 

              И шипит,

              На растрепанный

              Глядя задачник:

              — Просто мне не везет!

              Просто я неудачник!..

 

              В чем причина

              Обиды его и досады?

              Что ответ не сошелся

              Лишь на три десятых!

              И к нему, безусловно,

              Придирается

              Строгая

              Марья Петровна.

              Три десятых...

              Скажи про такую ошибку

              И, пожалуй, на лицах

              Увидишь улыбку.

              Три десятых...

              И все же об этой ошибке

              Я прошу вас

              Послушать меня

              Без улыбки...

 

              Если б, строя ваш дом,

              Тот, в котором живете,

              Архитектор

              Немножко

              Ошибся

              В расчете,—

              Что б случилось,

              Ты знаешь ли, Костя Жигалин?

              Этот дом

              Превратился бы

              В груду развалин!

 

              Ты вступаешь на мост.

              Он надежен и прочен.

              А не будь инженер

              В чертежах своих точен,

              Ты бы, Костя,

              Свалившись

              В холодную реку,

              Не сказал бы спасибо

              Тому человеку!

 

              Вот турбина.

              В ней вал

              Токарями

              Расточен.

              Если б токарь

              В работе

              Не очень был точен,

              Совершилось бы, Костя,

              Большое несчастье:

              Разнесло бы турбину

              На мелкие части!

 

              Три десятых —

              И стены

              Возводятся

              Косо.

              Три десятых —

              И рухнут

              Вагоны

              С откоса.

              Ошибись

              Только на три десятых

              Аптека,—

              Станет ядом лекарство,

              Убьет человека!

 

              Мы громили и гнали

              Фашистскую банду.

              Твой отец подавал

              Батарее команду.

              Ошибись он при этом

              Хоть на три десятых,—

              Не настигли б снаряды

              Фашистов проклятых.

 

              Ты подумай об этом,

              Мой друг, хладнокровно,

              И скажи —

              Не права ль была

              Марья Петровна?

              Если честно

              Подумаешь, Костя, об этом,

              То недолго лежать

              Дневнику под буфетом!

* * *
Про число "ПИ" - 3,1415926

С. Бобров

            Гордый Рим трубил победу

            Над твердыней Сиракуз;

            Но трудами Архимеда

            Много больше я горжусь.

            Надо нынче нам заняться,

            Оказать старинке честь,

            Чтобы нам не ошибаться,

            Чтоб окружность верно счесть,

            Надо только постараться

            И запомнить все как есть

            Три — четырнадцать —

            пятнадцать — девяносто два и шесть!

Стихи о двоичной системе

* * *

       Как хороша двоичная система

       И как проста в ней вычислительная схема!

       Забавна записи канва:

       Один с нулем не 10 здесь, а 2

       В системе этой, как легко понять

       Сто плюс один не 101, а пять.

* * *
Необыкновенная девочка

А. Стариков

       Ей было тысяча сто лет,

       Она в сто первый клас ходила,

       В портфеле по сто книг носила -

       Все это правда, а не бред.

       Когда, пыля десятком ног,

       Она шагала по дороге,

       За ней всегда бежал щенок

       С одним хвостом, зато стоногий.

       Она ловила каждый звук

       Своими десятью ушами,

       И десять загорелых рук

       Портфель и поводок держали.

       И десять темно-синих глаз

       Рассматривали мир привычно...

       Но станет все совсем обычным,

       Когда поймете наш рассказ.

 

 

7. Практическая работа.

№1                                                 

                                     

На  мосту сидит кукушка,

Скуковала раза три.

Кто же вышел? Это ты!

№2

 

Ой, баю,баю,баю,

Живет котик на краю.

Он ни беден ни богат-

У него трое ребят.

Один серый,другой белый,

Третий Ванька – простак,

Не зовет меня никак.

№3

Раз,два,три,4,5-

Букой вздумали пугать.

3,4,5,6-

Вы не верьте,что он есть.

5,6,а дальше семь-

Буки вовсе нет совсем.

№4

-Ладушки,ладушки,

Где были?- У Аннушки.

-Что ели? –Оладушки.

Аннушка,Аннушка

Пекла три оладушка.

-Получайте,детки,

Все по три сетки!

№5

Ехали мы ехали

В  город за орехами,

Да в ямку бух!

Раздавили 40 мух!

№6

В семеро саней

Семеро Семенов с усами

Уселись в сани сами.

 

№7

Федя- медя- требуха

Съел печеного быка,

Съел три короба блинов,

Три лукошка пирогов,

Две кадушки щей,

Полну печь калачей!

№8

Дождик, дождик, крапани,

Куплю тебе три кони!

Дождик, дождик перестань,

Куплю тебе горностай,

С ключиком, с замочком,

С шелковым платочком!

№9

Есть у него спина,

А не лежит никогда,

Есть четыре ноги,

А не ходят и одни,

Но всегда он стоит,

Всем сидеть велит.(с**л)

№10

Стучит – гремит по улице,

Первым Фома едет на курице,

 Вторым – Тимошка на кошке,

По кривой дорожке.

 

Поиск

Поделиться:

Физика

Химия

Методсовет