Начальная школа

Русский язык

Литература

История

Биология

География

Математика

 

Цель:

подготовиться к сочинению, объяснить, в чем состоят «уроки доброты» Астафьева.



Ход урока

      I. Проверка домашнего задания
      Обсуждая цитатные планы к рассказу о герое, составленные разными учениками, поможем учащимся расширить свои планы и тем самым лучше подготовиться к сочинению о главном герое рассказа.

      Цитатный план (вариант)
      1) «Я пошел в пятый класс в сорок восьмом году».
      2) «Но едва я оставался один, сразу наваливалась тоска — тоска по дому, по деревне».
      3) «И наконец наступил день, когда я остался в выигрыше».
      4) «...Ни с кем из ребят я тогда еще не сошелся».
     5) «...Мне нужен был только рубль, каждый день по рублю. Получив его, я убегал, покупал на базаре баночку молока...»
      6) «Они били меня по очереди, один и второй, один и второй».
      7) «Я бы еще потерпел здесь, я бы привык, но так домой ехать нельзя».
      8) «Справедливости ради, надо сказать, что в те дни мне пришлось совсем плохо».
      9) «На четвертый день, когда, выиграв рубль, я собрался уйти, меня снова избили».
      10) «Я шел туда, как на пытку».
      11) «Я вскакивал и, бормоча, что сыт, что не хочу, пятился вдоль стенки».
     12) «Заглянув под крышку, я обомлел: сверху, прикрытые аккуратно большим белым листом бумаги, лежали макароны».
     13) «Я уже был не тот безответный и беспомощный мальчишка, который боялся ступить здесь шагу, помаленьку я привыкал к Лидии Михайловне и к ее квартире».
     14) «Как-то невольно и незаметно, сам того не ожидая, я почувствовал вкус к языку и в свободные минуты без всякого понукания лез в словарик...»
     15) «Научился там, научусь и здесь. Это не французский язык, а я и французский скоро к зубам приберу».
     16) «Конечно, принимая деньги от Лидии Михайловны, я чувствовал себя неловко, но всякий раз успокаивался тем, что это честный выигрыш».
      17) «Раньше я видел яблоки только на картинках, но догадался, что это они».

      Обсуждая план, выделим главные качества героя рассказа: жажду знаний, нравственную стойкость, чувство собственного достоинства.

      II. «Уроки доброты»
      Прочитаем статью В. Г. Распутина «Уроки доброты» и ответим на вопросы учебника к ней.
      Духовная память, духовный опыт человека — «это то главное и как бы высшее, дающее нам нравственное направление наперед, что мы выносим из событий своей жизни и что представляет интерес не только для нас одних». В жизни мы получаем определенный опыт, делаем выводы. Часть выводов касается того, как нам поступать в обыденной жизни. Главные выводы касаются того, как вообще жить дальше, в чем смысл жизни человека, что такое добро и зло и как стремиться к добру. И мы строим свою жизнь в соответствии с этими выводами. Это и есть духовный опыт и память человека.
      В. Г. Распутин написал рассказ «Уроки французского», потому что чувствовал потребность поделиться с людьми теми важными выводами, тем духовным опытом, который он получил в своей жизни. Он считает, что этот духовный опыт, эти уроки могут быть важны не только для него, но и для многих читателей.
      — Кому посвящен рассказ?
      Прочитаем статью учебника «Из истории создания рассказа „Уроки французского“».
      Перечитаем первые строки рассказа (до звездочек).
      — Как вы думаете, как человек должен жить, чтобы не испытывать чувства вины перед родителями, учителями, перед своими ушедшими друзьями?
      — Что общего между рассказом В. Г. Распутина и рассказом В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой»?
      Рассказ Распутина «Уроки французского» и рассказ Астафьева «Конь с розовой гривой» объединяет то, что оба эти рассказа автобиографические, действие происходит в Сибири, главные герои — деревенские мальчики, и находится взрослый человек, который проявляет понимание и доброту по отношению к детям.
      Как вы думаете, в чем смысл этого рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского»?
      Смысл этого произведения в том, что учительница давала мальчику не только уроки французского языка, но еще уроки терпения, настойчивости и доброты.

      

Урок 2

Цель: проверить степень усвоенности материала, умение отражать свои мысли письменно.

Ход урока.

Провести анализ творческих работ учащихся, обращая особое внимание на фактические, логические, стилистические и речевые ошибки.
      Сильным ученикам можно дать задание для самостоятельной работы: «Приходилось ли вам встречать человека, который самоотверженно и бескорыстно делал людям добро? Расскажите о нем и его делах».
      В качестве примера можно привести сочинение «Человек, который делал добро»

Человек, который делал добро

    Когда рядом с нашим домом ремонтировали кафе, то строительный мусор перетащили и бросили в угол, образованный стенами двух домов. Мимо этого угла вела дорога на автобусную остановку, все жители проходили мимо почти каждый день и громко ругали строителей. Наступила зима, землю засыпал снег и скрыл весь мусор.
      Пришла весна, и первым делом снег растаял именно на пятачке между домами, может быть, потому что солнышко хотело, чтобы люди обратили внимание, как обидели землю. И люди снова начали возмущаться этим безобразием и продолжали каждый день ходить мимо свалки.
      Однажды из крайнего подъезда вышла бабушка с тяпкой и граблями. Она подошла к куче строительного мусора и стала сгребать к дорожке куски штукатурки и битый кирпич. За первый день она очистила маленький кусочек земли. На следующий день она вышла снова и опять начала сгребать кирпичи к дорожке. Через неделю у дорожки образовался небольшой вал из строительного мусора. Бабушка Таня (мы уже узнали, как ее зовут) взрыхлила землю и посадила в нее какие-то семена.
      Май был теплый, и каждый день, возвращаясь из школы, мы видели бабушку Таню с тяпкой и граблями на солнцепеке между двух домов. Когда стало совсем жарко, мы начали таскать в бутылках и ведрах воду, чтобы поливать маленькие всходы.
      В середине лета земля, обихоженная бабушкой Таней, покрылась множеством цветов. Я не знаю названий всех цветов, но их было очень много, они были разноцветные и веселые. Я запомнил ноготки и маргаритки. Бабушка пропалывала грядки, а мы по вечерам поливали цветы. А жители ходили мимо и удивлялись тому, что один человек своим трудом, старанием и заботой сумел превратить бесплодную свалку в цветущую поляну.

Поиск

Поделиться:

Физика

Химия

Методсовет